Гражданская война в жизни и творчестве М. А. Шолохова
1__
1__
Французская Республика и правительство генерала П. Н. Врангеля в 1920 г.
1__
1_2
1_0
чинаниям в искусстве, в которых и проявлялись характерные черты Гражданской войны.
Несомненно, большевики вели ожесточенную борьбу за власть, и эта борьба выражалась в военных/политических противостояниях белому и «зеленому» движению, но и в способах воздействия и внушения необходимости и правильности своей идеологии всем слоям населения советской республики.
Развитие агитмассовых форм искусства было задумано вождем красного движения В. И. Лениным как часть программы преобразований культурной революции в отсталой стране. Особое внимание при создании политической рекламы уделялось образной, наглядной форме представления героев Гражданской войны — большевиков, красноармейцев, пролетариев, крестьян. Благодаря таким визуальным упрощениям она становилась понятной всем слоям населения, включая безграмотных.
Ленин видел огромные возможности художественной пропаганды в виде красочных плакатов, картин на агитпоездах, наполненных сюжетами жизненных реалий и духом политические идей и преобразований.
Одной из форм плакатного искусства были расписанные агитпоезда, окруженные специфической звуковой атмосферой и оснащенные киноустановками и театральными агитбригадами, распространившими на всем пути следования множество плакатов, газет и другой разнообразной печатной продукции. Основными пассажирами таких сооружений были лекторы и агитаторы.
На частых остановках в глухих городах, они привлекали всеобщее внимание, играли немалую просветительскую роль в разрозненной стране, лишенной информации о происходящих событиях.
На бортах этих сооружений проводились сатирические и героические представления на актуальные темы, выступал кукольный театр, пелись песни и частушки, а также выступали с речами ораторы, из высказываний которых рождались популярные лозунги, скандировавшиеся народными массами, и, впоследствии, переходившие из вербальной формы в письменную.
С 29 апреля 1919 г. по 12 декабря 1920 г. совершил 12 длительных поездок и побывал на всех фронтах агитпоезд «Октябрьская революция». Он состоял из 17 вагонов, каждый был расписан профессиональными художниками, такими как: М. Черемных, И. Ефимов, В. В. Хвостенко и др.
1_1
Сюжеты росписей — реалистичные и символьные изображения людей в контексте революционных событий, сопровождались различными надписями: лозунгами, призывами и др. В те же сроки по реке Каме и Волге ходил агитпароход «Красная звезда».
Эти сооружения можно назвать продолжительной политической рекламной кампанией, целями которой можно считать: распространение агитационной и печатной продукции; организация митингов: показ агитфильмов; выпуск в передвижной типографии листовок, а затем их распространение.
«В общем итоге поезда обслуживали 96 губерний, сделав 775 остановок, из которых 96 — в губернских городах, 189 — в уездных, 468 — в селениях и специально на заводах — 14. Всего на остановки затрачено 659 суток. На остановках пребывало 2 752 000 человек»1.
В период с 1918 по 1920 г. свою популярность приобретали рек-ламно — агитационные представления, организатором которых была интеллигенция. Они создавались по случаю годовщины Октябрьской революции и в период Первомайских праздников.
Еще одно средство распространения большевистской идеологии — агитационно — политические плакаты. Красное движение довольно часто прибегало к такого рода рекламе, так как она была более действенной. Проникая вглубь сознания людей, внушала необходимость изменения организации властных структур и политической ситуации в стране для построения развитого государства.
Основная задача плаката — говорить о главном: «о жизни и смерти, борьбе и победе, насилии и свободе, хлебе и человечестве, настоящем и будущем»2.
Во время Гражданской войны появился очень интересный тип плакатного героя — красноармеец, который сразу появляется на нескольких агитационно — политических плакатах, отличительным признаком, встречающимся порой можно назвать шинель.
Можно считать, что этот типаж становиться ключевой фигурой плаката. Для красноармейца характерно: наличие красной звезды на шапке, костюм, преобладание красного цвета на плакате. Главным представителем этого типа можно считать «Вперед на защиту Урала!» и «На защиту Петрограда!» — автор этих плакатов Александр Апсит. Но красноармеец пока на них не был красноармейцем, он был всего лишь рабочим, на шапке изображался символ
1 Полонский В. Русский революционный плакат. - М., 1925. - С. 60.
2 Там же. - С. 13-14.
советской власти — красная звезда, которой в то время еще не уделялось особого внимания.
На втором плакате защитник Петрограда являлся центральной фигурой, стоящей в одном ряду с крестьянином матросом, остальными бойцами.
Эти ранние плакаты обращались к зрителю в призывной форме и ставили красногвардейца в один ряд с революционными силами.
Начиная с 1920 г. красноармеец перестал изображаться в окружении, состоящем из рабочего, крестьянина, солдата или матроса, которые являлись организационной опорой советской власти. Он превратился в бойца одиночку — символ революции, борьбы, большевиков, советской власти, красной армии, прогресса, добра или человечества.
Боец одиночка не всегда предстает перед зрителем в сценах боя, он фигурирует и в роли защитника.
Также с 1920 г. появляется типаж рабочего, теперь он приобретает свои символы, атрибутом рабочего является молот. Его предпочитают изображать в перспективном искажении в виде «богатыря — пролетариата»
Типаж крестьянина изображался на плакатах меньше всего, а если и появлялся, то чрезвычайно редко. Такой типаж изображался в виде крепкой бородатой мужской фигуры с косой или серпом в руках, это были стереотипные представления городской интеллигенции о русском крестьянине.
Плакаты, изготовленные в период с 1918 по 1921 г. можно разделить на две группы: антивражеские (т. е. плакаты, на которых главное внимание уделяется изображению врага); триумфальные (плакаты, говорящие зрителю о победе над врагом, о светлом будущем, о достижениях революции).
Конечно, в реальной ситуации преобладали плакаты 1-й группы, они помогли Красной армии победить в Гражданской войне, так как в основном они изображали врагов в неблагоприятном свете, но к 1920 г. они (большевики) меняют ориентиры и уже изображают триумфальный вид плакатов, т. к. меняется их политическая позиция, заканчивается критическая фаза и события происходят в их пользу, поэтому все больше и больше появляется плакатов с изображением блистательных героев.
Вскоре к типажам врагов добавляются новые герои плакатов: буржуй — капиталист, белый генерал и (с началом Польской вой-
1_3
ны в апреле 1920 г.) польский захватчик, помещик и классовый враг, польский пан. Все враги изображались тучными, жирными и некрасивыми. Польский пан угрожал пролетариату как классовый враг. Он унижал пролетариат России и бросал ему вызов, опустошал его русскую родину. В месяцы польской компании были созданы самые кровавые и жестокие плакаты.
Антивражеские плакаты не служили восхвалению революции. В них подчеркивается значение революционной борьбы для достижения мечты человечества — светлого будущего, с одной стороны, а с другой, это будущее обретает определенную географическую локализацию с целью конкретизации и внушения мысли о необходимости и целесообразности такой защиты.
По подсчетам специалистов за время 1918 — 1920 гг. было выпущено около 3 694 разновидностей плакатов. Тираж некоторых особо важных произведений достигал 20 — 50 тысяч экземпляров, в некоторых случаях и более.
Тексты на плакатах становились неотъемлемой частью художественной композиции, они были призваны не только разъяснять изображение, но и восприниматься со стороны народа как прямые призывы к действию. Лозунги соответствовали определенным критериям: они должны были быть предельно краткими, выразительными; они должны были звучать так, словно выкрикивают свое содержание, идеи, навстречу людям.
Различные социальные группы были привлечены такими громкими революционными лозунгами и обещаниями социальной и национальной справедливости. Благодаря таким действенным средствам пропаганды руководство большевиков сумело представить себя защитником отечества и обвинить своих противников в предательстве национальных интервентов.
По данным военной цензуры большая часть подпольных типографий начали возникать летом 1919 г. В типографии привлекались подпольщики, печатники и наборщики для разработки, создания и распространения печатной продукции.
Внезапный рост полиграфической продукции представлял собой своеобразный ответ Белому движению, которое в это время выражало особо сильное недовольство и протест против большевистской идеологии.
Стилистика плакатов вбирала в себя разнообразную символику и новые художественные приемы агитмассового искусства.
Одна из самых известных пар, старавшихся внести новизну в плакатное творчество, состояла из художника М. Черемных и поэта В. Маяковского, они совместно придумывали плакаты, помещали их в «Окна сатиры» РОСТА. Эти плакаты появлялись с помощью трафаретов, поэтому они были максимально схематизированы, в них отсутствовали какие — либо детали, картинки были угловатыми и четкими. «Схематизм придавал фигурам положительных образов оттенок монументальности, отрицательные же образы приобретали, вследствие схематизма, дополнительную сатирическую остроту»1.
В годы Гражданской войны 1917 — 1920 гг. существовало множество различных жанров рекламы. Эти жанры не были рассчитаны на длительное существование, они возникали и угасали под действием исторических событий.
Осмысливая сегодня развитие художественной культуры XX века в России, можно придти к выводу, что главным оружием в борьбе за власть стала агитационная реклама.
Бабинцев и.
Несмотря на бесспорный интерес, существующий сейчас к деятельности белого движения на территории России в годы Гражданской войны (1917 — 1922), проблема взаимодействия правительства генерала Врангеля и Французской республики в 1920 г. все еще продолжает оставаться недостаточно разработанной. В то же время современники тех событий ясно указывали на важность этих взаимоотношений в деле успеха Белого движения: «Врангелю, оценивавшему свои шансы на боевой успех как один из ста, было ясно, что спасения в данный момент можно было ждать не от бряцания оружием и что нужно сделать попытку каким-нибудь образом использовать посредничество союзников….»2.
1 Ученова В. В.История отечественной рекламы.1917 - 1990: Учеб.пособие. - М.,
2004. - С. 56.
2 Оболенский В. Крым при Врангеле: Мемуары белогвардейца. - М.; Л., 1927. -
С. 10.
1__
Многие исследования лишь вскользь касаются этого вопроса. Документальные материалы весьма ограничены, а многие документы той эпохи все еще не открыты Французским правительством. Поэтому на сегодняшний день важнейшим источником можно считать «Записки» генерала П. Н. Врангеля, в которых он помимо своих воспоминаний приводит многие документы.
При А. И. Деникине правительство Юга России во внешней политике ориентировалось на Великобританию. Однако британское правительство стало настаивать на прекращении неравной и безнадежной борьбы. В случае отказа оно намеревалось прекратить всякую поддержку и какую то ни было помощь. Поэтому пока правительство Юга России не заручилось помощью более надежных союзников, П. Н. Врангелю приходилось соглашаться с англичанами на ведение мирных переговоров с большевиками. Он просил 2 месяца на улаживание дел1.
Врангель начал поиск новых союзников, на которых он мог бы опереться в своей борьбе. В разговорах с иностранными миссиями он «неизменно подчеркивал значение борьбы не только для самой России, но и для всей Европы», указывал, что «доколе в Москве будут сидеть представители интернационала, ставящие себе задачей зажечь мировой пожар, спокойствия в Европе быть не может. Не может быть и экономического равновесия, пока с мирового рынка будет выброшена шестая часть света»2. Что касается Франции, то ее правительство первоначально решило «согласовывать свои действия с правительством Великобритании, дабы поддержать генерала Врангеля». Но, когда польская армия крупными силами повела наступление на Киев, позиция Франции изменилась. 18 апреля 1920 г. Врангелю сообщили, что французское правительство выступает против любого соглашения генерала Врангеля с большевиками. Это подтолкнуло Петра Николаевича к переориентации с Англии на Францию3.
В мае генеральный секретарь французского министерства иностранных дел М. Палеолог заверил П. Н. Врангеля, что французское правительство признает все значение русского убежища совести и
1 Белые генералы: Корнилов, Краснов, Деникин, Врангель, Юденич. - Ростов‑н/Д,
1998. - С 316.
2 Врангель П. Н. Записки (ноябрь 1916 г. - ноябрь 1920 г.). - Кн. 2. - М., 1991. -
С. 73.
3 Краснов В. Г. Врангель. Трагический триумф барона. - М., 2006. - С. 428.
права, что оно приложит усилия для снабжения его продовольствием и материалами для защиты от наступления большевиков, а Черноморский флот будет препятствовать высадке противника на побережье Крыма. Наконец, в случае невозможности продолжения борьбы, Франция будет способствовать эвакуации с полуострова1.
В июне красные войска достигли значительных успехов на польском фронте. Общественное мнение Франции, сделав ставку на Польшу, волновалось. Интерес к Врангелю во Франции заметно увеличился. Французская печать весьма сочувственно отзывалась о «широкой либеральной» политике правительства Юга России. П. Б. Струве, глава управления иностранных сношений в правительстве Врангеля, был принят председателем французского правительства А. Мильераном. Зная, что французы потеряли 12 — 13 млрд. франков в результате аннулирования долгов советским правительством, и что это стало главной причиной желания французов оказать помощь, Струве заявил: «Эта политика, устанавливая взаимоотношения между русскими и иностранцами, должна будет исходить из двух основных принципов экономической жизни цивилизованных народов: а) права частной собственности и б) свободы в экономическом отношении»2.
Успехи Русской армии способствовали тому, что Мильеран согласился признать правительство Вооруженных сил Юга России де-факто. Были поставлены следующие условия: признать все долговые обязательства, предшествующих русских правительств в доле, соответствующей занимаемой территории; признать происшедший в процессе революции переход земли в руки крестьян, который должен был быть утвержден на праве собственности; создать в подходящий момент народное представительство на демократических основаниях. Это был огромный успех в деле закрепления международного положения правительства Врангеля. Признание французами правительства юга России открывало возможность существенных облегчений и в вопросах снабжения.
Французскому коммерческому агенту в Лондоне Г. Гальгуэ, было поручено прекратить всякие сношения и переговоры с Каменевым и Красиным. Французы предоставили Врангелю заем в 150
1 Врангель П. Н. Записки. – С. 79.
2 Там же. – С. 97.
1_7
млн. франков. Из Франции в Крым отправили тяжелую артиллерию1.
В связи с тем, что зависимость Врангеля от французской помощи возрастала, генерал изменил свою точку зрения на совместные действия с поляками. Если раньше он считал, что в междоусобной войне одной части России против другой никакое иностранное командование невозможно2, то теперь Врангель предложил объединить командование польскими и русскими войсками в лице французского генерала. Французское правительство признало соглашение с поляками желательным. Поляки также согласилось на формирование Русской армии, численностью до 80 000 человек, в пределах Польши. Роль Франции в осуществлении этого вопроса должна была быть доминирующей.
П. Н. Врангель всячески старался увеличить размеры предоставляемой помощи: «Было бы очень желательно содействие французского флота при овладении Очаковом. Наша армия раздета и 110 тысяч бойцов должны быть одеты по-зимнему. Необходимо усиление нас орудиями, так как запас английских снарядов приходит к концу. Материальная часть авиации, танков пришла в полную негодность. Ощущается недостаток ручного оружия. Для флота нужны шестидюймовые пушки Канэ, 75-мм пушки и снаряды к ним»3. Требовались средства связи, медицинские средства.
Независимо от предоставления Русской армии военного снабжения, осуществление наступления требовало и значительной денежной помощи в виде ссуды, покрыть которую Врангель предлагал в виде экспорта во Францию зерновых продуктов, угля и других сырьевых продуктов, из территорий уже занятых и предположенных к занятию Русской армией. Западноевропейские государства и в частности Франция, жестоко пострадавшая за войну, испытывали большой недостаток в хлебе и появление в Марселе парохода с грузом хлеба, 275 тысяч пудов, было отмечено почти всей французской печатью4. Между французским правительством и генералом Врангелем был заключен наступательный и оборонительный союз сроком на 20 лет. Французское правительство обязывалось восстановить русские оружейные и снарядные заводы и вооружить
1 Белые генералы: Корнилов, Краснов, Деникин, Врангель, Юденич. - С 317.
2 Врангель П. Н. Записки. - С. 77.
3 Там же. - С. 161.
4 Там же. - С. 168.
русскую армию. В целом такое «соглашение» делало французов полными хозяевами России1.
Интересно заметить, что французы старались всячески минимизировать издержки на помощь русским за счет различных «подручных средств». Так, 23 августа 1920 г. французский посол в Бухаресте добился согласия румынского правительства на передачу Врангелю военных материалов, оставленных на территории Румынии во время Первой мировой войны русскими войсками. В Крым также направлялись солдаты русского экспедиционного корпуса, действовавшего во Франции2.
В сентябре новый председатель французского правительства Ж. Лейг заявил, что «Франция не забудет помощи, оказанной ей Россией в начале войны». В Крым было направлено представительство французского правительства, во главе с верховным комиссаром графом де Мартелем. Франция намеревалась сделать все возможное, чтобы результаты рижских переговоров наименее гибельно отразились на положении Врангеля в Крыму. Донесения официальных и неофициальных иностранных агентов единодушно подчеркивали огромные результаты, достигнутые новым южнорусским правительством. Отмечался ряд реформ, особенное значение придавалось аграрной реформе и достигнутому соглашению с казачьими государственными новообразованиями3.
Врангель четко отдавал себе отчет в том, что размеры французской помощи зависят от активности его армии: «Засев в Крыму, мы перестали бы представлять угрозу советскому правительству и тем самым теряли всякий интерес в глазах западных стран»4.
6 октября 1920 г. на броненосце «Provence» прибыла французская миссия, во главе с верховным комиссаром графом де Мартелем, который заявил: «Франция никогда не вступала на путь соглашательства с советской властью, поставившей себя, по собственному желанию, вне законов признаваемых всеми… Франция, противница всякой тирании, не колеблясь сделала свой выбор. Этот выбор пал на тех, кто оказался верным заключенному союзу и принятым в прошлом международным обязательствам…. Франция, которая и по сей день залечивает раны, нанесенные ей вой-
1 Краснов В.Г. Врангель. Трагический триумф барона. - С. 466.
2 Там же. - С. 477.
3 Врангель П. Н. Записки. - С. 170.
4 Краснов В. Г. Врангель. Трагический триумф барона. - С. 495.
1_9
ной, которая сама еще заканчивает восстановление разрушений на собственной территории, приняла решение оказать вам в полном объеме свою нравственную поддержку, а также и материальную помощь в пределах возможного». 22 октября Струве изложил президенту республики финансовое положение, план займа. В Крым был направлен транспорт «Рион» с теплой одеждой для войск, артиллерийскими припасами и пр. Казалось, долгожданная помощь приходила. «Не поздно ли?» — спрашивал себя Петр Николаевич1.
Русская армия в октябре оставила Северную Таврию и не смогла удержать Крым. Началась эвакуация. 31 октября генерал Врангель, граф де Мартель и адмирал Дюменель подписали конвенцию, согласно которой Главнокомандующий Русской армией должен был передать «свою армию, флот и своих сторонников под покровительство Франции, предлагая Франции в качестве оплаты доходы от продажи военного и гражданского флота»2. Крейсер «Генерал Корнилов», на котором П. Н. Врангель покинул Крым, ушел в сопровождении французского крейсера «Waldeck-Rousseau».
Следует заметить, что отношение офицерства к роли французов в политике генерала Врангеля было довольно негативным. В частности генерал-лейтенант А. Я. Слащов-Крымский полагал, что их присутствие противоречило идее «отечества». Хотя в последствии он сам же признал неправоту своих суждений: «Да разве можно было вести эту классовую борьбу без поддержки иностранного капитала? Врангель был последователен: стал наемником — и делай, что хочет твой хозяин, а хозяин был против заключения мира, и Врангель подчинялся французам»3.
Таким образом, в отношениях с правительством Французской Республики был достигнут наиболее существенный прогресс. Правительство юга России было признано де-факто, была оказана «нравственная» и материальная помощь. Однако полного формального признания правительство Врангеля так и не получило, не удалось ему также добиться крупного иностранного займа. В результате казне хронически не хватало денег, не на что было закупить необходимое количество вооружения, боеприпасов, обмундирования, снаряжения, топлива. Помощь носила ограниченный характер и зависела от ситуации на фронтах. Уклонение Франции и
1 Врангель П. Н. Записки. - С. 189.
2 Краснов В. Г. Врангель. Трагический триумф барона. - С. 510.
3 Гражданская война в России: Оборона Крыма. - М., 2003. - С. 134.
Великобритании от бескорыстной материальной помощи Русской армии привело Врангеля к полному разочарованию в союзниках.
Так или иначе, генерал Врангель предпринял достойную уважения попытку «сохранить честь русского знамени». Еще в марте 1920 г., словно пророчествуя, он сказал: «Я делил с армией славу побед и не могу отказаться испить с ней чашу унижения»1.
Багина м.
Практически сразу после Октябрьской революции 1917 г. против новой власти начались вооруженные выступления ее политических противников. Преданные советскому правительству отряды Красной гвардии в конце октября и в ноябре 1917 г. подавили антибольшевистские выступления в Петрограде, Москве и других местах. Выступления имели локальный характер, были разрозненными и быстро подавлялись, но они были первыми очагами гражданской войны, вскоре охватившей всю страну.
События Гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда года минули, страсти улеглись, начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям мысль о том, что Гражданская война — трагедия нации.
Этот исторический момент не мог не найти отражения в произведениях многих авторов — А. Фадеева, И. Бабеля, многих других. Среди них был и М. А. Шолохов. Гражданская война сыграла свою роль в его жизни и стала одной из главных тем его произведений.
Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в 1905 г., в простой семье — его отец сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. Мать, украинка, быстро выучилась грамоте, чтобы переписываться с сыном, когда тот уехал учиться в Воронеж. Учебу Шолохова прервала революция 1917 г. и Гражданская война. Окончив четыре класса гимназии, он в 1918 г. вступил в Красную Армию, несмотря 1 Врангель П. Н. Записки. – С. 9.
на то, что многие донские казаки присоединились к белой армии, боровшейся против большевиков. Будущий писатель сначала служил в отряде тылового обеспечения, а затем стал пулеметчиком и участвовал в кровопролитных боях на Дону.
Он стал свидетелем «ключевых моментов» истории страны и в своем творчестве отразил все этапы борьбы и строительства нового государства. По художественным и публицистическим произведениям Шолохова можно изучать историю нашего государства, настолько они правдивы. Он отображает жизнь такой, какой она была в то время.
В середине 1920-х гг. начинают печататься его рассказы «Пастух», «Продкомиссар» — произведения, позже объединенные писателем в «Донские рассказы». В них Шолохов показывает правду Гражданской войны, которая разделила вчерашних друзей, даже членов одной семьи на два непримиримых лагеря. Смертельная схватка между борцами за новую жизнь и теми, кто отстаивал старые порядки, хотел повернуть страну на старые рельсы, — основная тема «Донских рассказов». В этих произведениях Шолохова нет «счастливых», «благополучных» концовок, так как не может быть счастья и покоя, душевного равновесия в такой кровавой круговерти.
Над романом-эпопеей «Тихий Дон» Михаил Александрович работал вплоть до 1940 г., обращался к нему и позже. Центральное место в романе занимают события Гражданской войны на Дону, и в частности история верхнедонского контрреволюционного восстания казаков. Эта страница Гражданской войны до Шолохова была плохо изучена историками. Писатель проделал громадную работу, собрав большое количество подлинных документов, воссоздал действительную картину тех трагических событий.
Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — это эпическое произведение о судьбе российского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн, признанное одной из вершин русской и мировой литературы ХХ века. Роман повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. В единстве — как это и было в действительности — трагедийного и героического начал, выраженных через драматическую судьбу казачества, заключаются главное историческое своеобразие и сила романа.
Шолоховский роман «Тихий дон» (1925 — 1940 гг.) по тональности существенно отличается от «Донских рассказов», создан-
ных автором по горячим следам событий Гражданской войны. Взвешеннее здесь оценки, мудрее автор, объективнее повествование.
Показывая трагические события Гражданской войны на Дону, писатель создал яркие, правдивые, живые образы людей, столкнувшихся в яростно-непримиримой борьбе. Людей близких, родных, отцов и сыновей, поднявших руку друг на друга Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею «Тихий Дон» в переломные годы революции и Гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Он показал жестокость и милосердие, душевные страдания и надежды, их души, их характеры, радости и несчастья, поражения и победы. Трагическое величие их жизни. Да и могла ли быть жизнь русских людей иной в переломную, революционную эпоху?
Шолохов не случайно начинает роман с показа мирной жизни на Дону, задолго до трагических событий: войны и революции. Он как бы стремится поделиться с нами теми мелкими подробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Вешенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов. Мирно живут и занимаются хозяйством «крепкие хозяева» Пантелей Прокофьевич Мелехов и его будущий сват Мирон Коршунов, мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растет и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришака. Их радости, быт, труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных устоев и истин («не пакости соседу, на тяжелую работу наваливайся миром»).
И вот с началом войны 1914 г. «всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Всего 4 года оставалось до начала трагических событий Гражданской войны. Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье и учатся убивать. Пройдет совсем немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что они совершают благие дела. Подтел-
ков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестных, пока не начинают захлебываться своей и родной кровью.
В 1917 г. война превратилась в кровавую смуту. Это уже не отечественная, требующая от каждого жертвенной обязанности, а братоубийственная война. С наступлением революционной поры резко меняются отношения между классами и сословиями, стремительно разрушаются нравственные устои и традиционная культура, а с ними и государство. Тот распад, что был порожден моралью войны, охватывает все социальные и духовные связи, приводит общество в состояние борьбы всех против всех, к утрате людьми Отечества и веры.
Нельзя не упомянуть, что в советской историографии части казачества преподносилось как союзник большевиков. В исследованиях же современных историографов показан первоначальный нейтралитет казачества, который послужил причиной поражения белогвардейцев. Так позиция автора «Тихого Дона» опередила объективную оценку историков на 50 лет.
Богомолов е.
«Демократическая контрреволюция» в Гражданской войне
Вопросы истории первых послереволюционных лет вновь и вновь оказываются в центре внимания историков и политиков. Изучение социально-политических процессов в России начала ХХ в. позволяет увидеть варианты альтернативных путей развития страны. В этой связи особый интерес представляет недолгая и чрезвычайно трагическая деятельность так называемой «демократической» контрреволюции.
«Демократическая контрреволюция» заслуживает внимания, прежде всего как доказательство несостоятельности идеи «третьего пути» в революции. Этот «третий путь» являлся единственным демократическим компромиссом, могущим увести Россию из-под власти тоталитаризма и политической реакции. Руководителем этой «третьей силы» эсеры считали свою партию. Концепцией