Выбор стратегии конкуренции в зависимости от позиции фирмы на рынке

Базовые стратегии конкуренции требуют адаптации к конкретным условиям работы предприятий, в конкурентного статуса предприятия, его позиции на рынке Существуют три стандартные ситуации: аутсайдер рынка, сильная конкурентная позиции ия, лидер рынкау.

Аутсайдер рынка Цель стратегии - выявить источники кризисной ситуации и предложить методы ликвидации их в кратчайшие сроки, установить, что лежит в основе кризисного ухудшения ситуации? и? стратегий конкуренции, осуществление срочного анализа ситуации на рынке по большинству конкурентов, исследования собственной конкурентной позиции предприятия, его возможностей Успешная реорганизация основывает ться:

  • на переходе к новым методам конкуренции и перепозиционирование бизнеса на рынке;
  • ревизии внутренней среды предприятия для отыскания резервов поддержки используемой стратегии конкуренции;
  • слиянии с другой фирмой;
  • сокращении ассортимента товаров в таких, которые наиболее соответствуют профилю предприятия

Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию Крупные фирмы, имеющие сильную конкурентную позицию, как правило, стремятся улучшить ее Стать лидером по себестоимости для таких предприятий можно в том случае, когда один из лидеров на рынке отказался от использования данной стратегии, экономия на масштабе велика, и контроль над большой долей рынка дает ценовые преимущества Можно использовать такие стратегииї:

  • Поиск незанятой ниши, «своих» потребителей с использованием особой политики, которую используют конкуренты, концентрация усилий на том, чем не занимаются лидеры отрасли Поэтому результатом анализа бу уде определения рыночной ниши, которая имеет достаточный размер и возможности для получения прибыли, определенный потенциал роста, которая приемлема для предприятия по его возможностями и опытом.
  • Приспособление к конкретной группе потребителей, когда усилия нацеливаются только на поиск нескольких тщательно отобранных сегментов рынка, в отличие от попыток бороться за все группы потребителей, производ твом широкого ассортимента соответствует различным потребностям и выполняет различные функции
  • Создание лучшего товара Необходимо найти такое сочетание стратегий дифференциации и сегментирования, которое бы позволило сделать продукт высокого качества для конкретных групп покупателей При этом усилия маркетин Нгу должны концентрироваться на потребителях, ценящих качество и внешний видд.
  • Погоня за лидером Поскольку фирма не претендует на привлечение покупателей лидирующих предприятий и захвата большей доли рынка, основное внимание в анализе уделяется использованию внутренних ресурсов и управленческого опыта с целью имитации действий лидеров, не вызывать агрессивной ответной реакции со стороны конкурентныев.
  • Интересы небольших фирм - агрессивная политика роста за счет своих мелких конкурентов Требует выявления путей прямого поглощения (приобретение) небольших фирм для организации производства с кон урентоспроможним масштабу или увеличение объемов продаж за счет ослабления конкурентов И тот, и другой подходы требуют средств и подготовки специальных приемов противодействия реакции конкурентов в е дповиддь.
  • Создание отличительного имиджа - направлено на развитие преимуществ стратегии дифференциации продукции путем создания у потребителей хорошего, привлекательного образа предприятия, запоминается Предметом ан кации должны стать возможности предприятия в области снижения цен за счет сокращения расходов, создание престижной качества в сочетании с невысокой ценой, лучшего обслуживания, проектирования Уникальных их признаков товара, улучшение работы каналов сбыта, лидерства в необычной рекламі.
  • В информационной области небольшие фирмы способны делать свой бизнес, конкурируя с крупными предприятиями Эффективная конкурентная позиция может основываться на конкуренции только на тщательно отобранных сегмен ментах рынка, где исключается возможность атак со стороны доминирующих фирм.
  • Предприятия, контролируют небольшую долю рынка, могут воспользоваться стратегией роста, распространенной одновременно на различные сегменты, могут сделать свой главный сегмент рынка прибыльным, если л лидеры отрасли не в состоянии удерживать доминирующую позицию на рынке, если предприятие имеет возможность постепенно занимать небольшие сегменты рынка лидер.

Лидер рынка Для лидера, имеющего удачную стратегию и хорошую репутацию, главным будет сохранение и улучшение его конкурентного положения Для этого необходимо выбрать одну из трех стратегий:

1 Продолжение наступательной политики: оценка имеющихся ресурсов для продолжения инноваций в снижении себестоимости, дифференциации продукции, обслуживании потребителей, совершенствовании системы сбыта товаров;, оценка приемлемости стандартов поведения, установленных лидером, для других предприятий отрасли, оценка возможности переориентации стратегии с целью сохранить наступательную политику лидера, поиск новых целей одел и приемов конкуренции для усиления наступления на конкурентовентів.

2 Сохранение текущих позиций: установить, каким образом предприятие-лидер избегать ситуаций, подрывающих доверие к нему или уменьшают достигнутый уровень рентабельности и объем прибыли Основой сохр нения текущих позиций лидера является создание условий для усложнения противодействия предприятий-конкурентов отраслигалузі:

  • установления серьезных входных барьеров в отрасль для новых предприятий;
  • сохранения реальных и привлекательных с точки зрения качества цен;
  • улучшения обслуживания потребителей;
  • инвестирования средств для сохранения конкурентоспособности продукции;
  • сохранения доли рынка предприятия и предотвращения любого сокращению ее;
  • направления свободных денежных ресурсов в прибыльные производства

3 Противодействие конкурентам: чтобы установить, насколько резко и быстро предприятие-лидер положит конец посягательствам конкурентов на его бизнес, важно оценить возможности предприятия-лидера:

  • разворачивать широкомасштабные кампании за попытку конкурентов увеличить свои доли рынка;
  • предлагать выгодные условия для поставщиков и потребителей;
  • напоминать агрессивным фирмам, кто является лидером, включая в случае необходимости давление на их дистрибьюторов, дискредитацию товаров конкурентов, попытки переманить квалифицированный персонал и т.д.