Методы анализа и отображения деятельности воина-оператора

Работа офицера по сплочению коллектива подразделения

Изучение сплоченности коллектива подразделения.

Для использования резервов повышения эффективности совместной боевой деятельности личного состава, скрытых в сплоченности как социально-психологическом явлении, командиру необходимо не только знание и понимание ее природы и особенностей, но и владение методикой ее изучения и формирования.

Изучение сплоченности необходимо для решения задач войсковой практики. Для оценки степени сплоченности воинского коллектива следует сформулировать показатели и критерии ее оценки в различных сферах совместной деятельности воинов, создать методы ее изучения.

При оценке морально-политического единства коллектива одним из основных его показателей можно считать информированность личности и степень ее реализации в потребностях, целях, мотивах и установках воина. При содержательном изучении информированности особое внимание следует обратить на ее научность, системность, связь с современными задачами реформирования хозяйства страны и жизни войск.

В качестве критериев оценки информированности могут быть знания, взгляды и убеждения. Так, если тезаурус воина базируется в основном лишь на знании теории, то это только начальный уровень его формирования. Если позиция партнера основана на взглядах, включающих в себя не только знания, но и принятие этих знаний, согласие с ними, то это уже второй, более высокий уровень зрелости. И, наконец, при превращении взглядов в убеждения, предполагающие активное претворение идей в жизнь, в войсковую действительность, можно говорить о третьем, самом высоком уровне социальной зрелости.

Наблюдая за активностью и содержанием выступлений и высказываний воинов на занятиях, на собраниях, в стенной печати, при выполнении боевых задач, на отдыхе, анализируя результаты их боевой деятельности и особенности поведения в быту, можно оценить ориентированность членов воинского коллектива, их потребности, цели и мотивы. Так как кругозор воина не подвержен быстрым изменениям, то при изучении позиции личности, ее ценностей, нравственной ориентации в начальный период службы нужно собирать и учитывать информацию от общественных организаций, с места работы или учебы юноши до призыва в армию. Общность личностных побуждений, отсутствие у воинов антагонистических противоречий - хорошая основа для морального единства личного состава подразделения, экипажа, боевого расчета.

При оценке боевой сработанности членов коллектива могут учитываться объективные и субъективные показатели. К объективным показателям эффективности совместной деятельности относится общая производительность ратного труда, безошибочность боевых действий, их точность и своевременность (быстрота реагирования). Качественные и количественные критерии объективной оценки боевой сработанности по этим показателям хорошо известны. Так, качественным критерием точности стрельбы танкового экипажа будет конечный ее результат - поражение цели или промах. Количественным критерием будет величина отклонения точки попадания от точки прицеливания. Подобным образом могут быть оценены и совместная деятельность экипажа вертолета, и усилия орудийного расчета. Конкретные нормативные критерии для оценки показателей эффективности совместной деятельности приводятся в соответствующих инструкциях и наставлениях.

Труднее поддаются количественной оценке субъективные показатели. Важнейшими из них являются взаимная профессиональная приемлемость партнера для совместной деятельности и степень служебного взаимопонимания членов экипажа. Чаще всего оценка этих субъективных показателей осуществляется по качественным двоичным критериям типа "устраивает - не устраивает". Возможно также применение трех, - четырехбалльной системы оценки, являющейся своего рода попыткой перехода к количественному измерению субъективных показателей.

При достижении высокого уровня сработанности в военно-профессиональной сфере неизбежно происходит сближение субъективных и объективных оценок. Но на начальных этапах возможно преобладание субъективного подхода к оценке партнера, который отличается вместе с тем большей динамичностью, ситуативностью и легче поддается управлению.

Для оценки и прогноза боевой сработанности воинов в военно-профессиональной сфере можно использовать в течение некоторого времени пробное выполнение совместных функциональных обязанностей как на реальных образцах боевой техники и оружия, так и на всевозможных моделях, тренажерах и приспособлениях. Целесообразно также использовать для этих целей совместное несение боевых дежурств, регламентное обслуживание техники и оружия выполнение хозяйственных работ и т.д. Приемлемы и различные формы наставничества. В ходе таких экспериментов целесообразно наблюдать за особенностями процесса сближения, срабатываемости членов экипажа, зафиксировать достигнутые ими результаты, а после завершения работ провести беседу или анкетирование участников для оценки их психологических состояний, преобладающих эмоций и общего впечатления о партнере "по совместной деятельности.

При оценке третьего компонента сплоченности - психологической совместимости - также можно ориентироваться на объективные и субъективные показатели. К объективным показателям психологической совместимости можно отнести количество фактов солидарности в межличностно-бытовой сфере. Причем следует помнить, что особому учету подлежат не столько редко и ситуативно возникающие конфликты небольшой силы, сколько специально провоцируемые острые столкновения в целях нездорового самоутверждения кандидатов в неофициальные лидеры или для поддержания социальной роли уже признанного негативного лидера.

Объективная оценка психологической совместимости возможна также с помощью приборных методик. Например, количественно оценить степень совместимости можно с помощью прибора - гомеостата, используемого при проведении социально-психологических исследований. Этот прибор представляет собой устройство, моделирующее совместную деятельность воинов различной сложности и позволяющее оценить общую степень психологической совместимости группы, выявить воинов-лидеров и лиц с повышенной конфликтностью.

Весьма информативен такой субъективный показатель психологической совместимости, как взаимная эмоциональная удовлетворенность партнеров по межличностному общению. Она определяется на основе как качественной оценки результатов наблюдения за поведением воинов в быту и на отдыхе, так и по данным ответов на специальные опросники.

Особого внимания заслуживает метод социометрии, базирующийся на количественной и графической обработке результатов положительных или отрицательных субъективных выборов партнера для совместного проведения личного времени, для увольнения за пределы части, для участия в спортивных и других мероприятиях.. Этим методом исследование проводится в соответствующей естественной ситуации и не вызывает поэтому какой-либо настороженности или протеста у обследуемых. Так, при составлении списков на очередное увольнение личному составу может быть предложен {как бы в целях учета пожеланий) такой вопрос: "С кем бы Вы хотели вместе пойти в увольнение?" Обработка ответов поможет не только выявить наличие неформальных лидеров, составить шкалу авторитетности воинов, но и узнать, кто из воинов находится в социальной изоляции либо отвергается в качестве возможного партнера для общения и отдыха, затем последует выяснение причин такого положения.

В целом работа по изучению уровня сплоченности, по выработке показателей, критериев и методов ее оценки не является самоцелью. Знание подлинного состояния взаимоотношений между воинами, их особенностей и тенденций - основа для активного воздействия командиров на процесс сплочения личного состава подразделеиия.

Процесс сплочения личного состава роты, взвода, экипажа обычно начинается с работы по изучению подчиненных, выявлению их моральных качеств, наличия у них опыта коллективного общения и совместного практического взаимодействия. Эту работу должны проводить командиры взводов. и сержантский состав. Они нуждаются в соответствующей программе (схеме) теоретической и практической подготовки по изучению психологической сущности сплоченности, ее основных компонентов, методов ее оценки, путей и приемов сплочения воинских коллективов.

Практические показатели степени сплоченности коллектива в различных сферах воинской деятельности, знание положительных и отрицательных сторон взаимоотношений военнослужащих являются исходным материалом для планирования и организационного проведения этой работы.

Определяющим направлением сплочения воинского коллектива является укрепление морального единства личного состава через понимание воинами высокого смысла и значения целей ратного труда, формирование общественно полезных потре6ностей, мотивов и установок, прогрессивных взглядов и убеждений. Командиру необходимо с первых дней пребывания солдата подразделении информировать его об особенностях воинского порядка в подразделении, о строгости и моральной чистоте воинских взаимоотношений, о социальной справедливости в армейской среде, о соблюдении принципа равной ответственности всех военнослужащих за нарушение законов и воинских уставов, о неприкосновенности достоинства личности и действенности в армии положения о неотвратимости наказания за проступки. Именно на такой основе возможно формирование подлинного морального единства воинов.

Большие возможности для сплочения коллектива скрыты в боевой подготовке. Известно, что совместная деятельность - .один из самых эффективных путей взаимного профессионального познания членов экипажа, формирования их боевой сработанности. Напряженная боевая учеба не только способствует быстрому раскрытию основных индивидуально-психологических качеств личности сослуживца, но и проверяет его ценность для совместного боевого функционирования, приемлемость в качестве надежного боевого товарища.

Командиру следует стимулировать и организовать наставничество опытных воинов старших призывов над только что пришедшими в часть вчерашними призывниками. Причем этот процесс не должен ограничиваться просто передачей профессионального мастерства и опыта. Готовя профессиональную замену, наставник знакомит пришедшего воина с традициями, достижениями, особенностями взаимоотношений, тонкостями внутригруппового общения. По сути дела, он способствует установлению профессионального взаимопонимания, без которого невозможно сплочение коллектива.

Принятие новичка в экипаж, расчет, отделение, взвод осуществляется в личностно-бытовой сфере. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются необходимыми, то в быту они регулируются впечатлениями и эмоциональными отношениями. Естественно, что и здесь роль наставника весьма существенна. Шуткой, поддержкой; замечанием он легко может снять ситуационно возникающую конфликтность, создать благоприятную установку экипажа на положительную эмоциональную оценку новичка, на снисхождение к его промахам.

Большое влияние на эту сферу взаимоотношений может оказать организация встречи прибывающего пополнения. Особенно эффективна предварительная работа командира со встречающими и встречаемыми. Если новичков необходимо ориентировать на уважение к опыту, знаниям и умениям старослужащих, то "ветеранов" следует настроить на восприятие вновь прибывших в качестве нуждающихся в поддержке младших братьев, неопытных в службе и легко ранимых в суровой армейской среде. Воинам старших периодов службы полезно напомнить их прошлые впечатления в аналогичной ситуации. Хорошо также при последующей совместной встрече охарактеризовать как успехи старослужащих, так и уровень подготовки к службе новичков (их достижения в труде, спорте, художественной самодеятельности и т.д.). В этом отношении оправдывают себя тематические вечера "Представляюсь коллективу", встречи по профессиям, по увлечениям. Хорошо сближаются воины с общностью судеб до службы в армии. Этому же способствует совпадение целей у воинов на разных этапах ратной деятельности, перспектив на послеармейский период.

Целям сплочения может служить выявление и учет социальньных ролей в неофициальной структуре коллектива. Например, хорошо известно, что совместное функционирование нескольких лидеров в небольшом коллективе способствует возникновению межличностных конфликтов. В то же время попеременное назначение на лидерские роли всех членов экипажа (например, при выполнении хозяйственных работ) приводит к накоплению опыта руководящей работы и умения сотрудничать с разными людьми, развивает общительность и инициативу. Даже у конформных воинов такой прием способствует проявлению социально полезных качеств и общественной активности. Вхождение конформного воина в уже сформированный экипаж обычно происходит менее болезненно, но сам он как личность вносит небольшой вклад в развитие коллектива в целом и каждого его члена в отдельности.

Низкому уровню сплоченности воинского коллектива зачастую сопутствуют высокая конфликтность общения, неуставные взаимоотношения. Поэтому наряду с мерами по наведению уставного порядка в подразделении командиру необходимо активизировать правовую пропаганду, содействовать распространению юридических знаний, добиваться понимания воинами личной ответственности за нарушение законов. Каждый из них должен постоянно помнить, что неуставные взаимоотношения - это не только конфликт, нарушение требований воинского устава и внутреннего порядка в подразделении. Это воинское преступление, подрывающее нормы морали, снижающее боеготовность личного состава.

Сплочению коллектива содействует опора на характерные для общества вообще и для воинского коллектива в частности традиции войсксвого товарищества, дружбы и коллективизма. Для ориентации воинов на лучшее взаимопонимание целесообразно проводить общие собрания личного состава с обсуждением проблемы взаимоотношений в естественной обстановке 6ез лишней регламентации, формализма, скучных докладов и заранее подготовленных выступлений.

Ускорению процесса сплочения способствует изучение социально-психологических особенностей личного состава и их учет при формировании боевых расчетов, экипажей, при введении в их состав новых членов. Весьма полезно оценить степень нервно-психологической устойчивости воина. Особое внимание следует уделять воинам холерического темперамента со слабым процессом торможения и недостаточно развитыми навыками самообладания, волевого самоуправления. Своим поведением командир должен убедить подчиненных, что у любого спора есть начальная стадия, на которой он легко гасится, что умение предотвратить столкновение характеров формируется, что этому можно и нужно учиться.

В ряде случаев полезной может быть откровенная беседа с участниками конфликта, разбор его причин, предоставление воинам возможности прочувствовать позицию товарища, стать на его место. Такая беседа должна проводиться' в спокойной и доверительной обстановке. Но еще лучше, если работа с подчиненными носит предварительный, профилактический характер, когда еще нарождающиеся предпосылки несовместимости легко блокируются, когда легко корректируются социальные роли и создаются условия для хорошей срабатываемости членов микрогрупп.

При сплочении коллектива в центре внимания командира должен постоянно находиться актив подразделения, который имеет большие возможности обсуждения сложившегося положения, влияния на негативные явления, перевоспитания отдельных воинов, активизации процесса сплочения. Поэтому следует избегать типичной ошибки, когда прибывший офицер стремится в одиночку решить все вопросы, без опоры на актив. Сплочение коллектива - дело тонкое, требующее не только личной активности руководителя, но и плановости этой работы, ее организации, привлечения к ее проведению многих помощников и использования глубоких психологических знаний, умений и навыков.

Отображение - лаконичная и адекватная запись деятельности оператора в виде условных знаков, слов, и других видов документирования (кино, телевидение и др,.) для облегчения процесса анализа.

Анализ в отличие от соответствующей мыслительной операции (расчленение на части целого) включает и расчленение и соединение и сравнение и абстрагирование и другие виды мыслительных операций.