ВИДЫ ПРОФОТБОРА
СПОСОБЫ ПРОФОТБОРА
Основной признак | Параметры, по которым проводится отбор |
Физический (анатомический) | Рост, сила, тренированность… |
Психофизиологический | Тип высшей нервной деятельности, соответствие уровня развития профессионально важных психофизиологических качеств требованиям специальности |
Морально- политический | Моральные качества, политическая лояльность |
Медицинский | Состояние здоровья |
Психологический | Уровень психологической подготовленности и (или) способности |
Практики с момента появления автомобиля пытались выявить и отсеять неспособных, то есть провести профотбор:
по физиологическим особенностям (например, форме головы, ушей и т.п.);
путем моделирования
Так, группе испытуемых было предложено преодолеть расстояние в 10 широких шагов до края ямы, а затем повторить пройденный маршрут с завязанными глазами. По характеру повторного преодоления маршрута испытуемых поделили на три категории:
-1- Сделавшие 2-3 шага (трусы);
-2-Сделавшие 10 широких шагов (лихачи);
-3- Сделавшие 7-8 шагов (отличные, реально оценивающие опасность шоферы).
Профотбор практикуется в большинстве зарубежных армий.
Так, например, отсев из летных училищ после проведения профотбора сократился в США с75% до 36%, во Франции с 61% до 36%.
1.ПО СПОСОБНОСТЯМ.
2.ПО УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
Профотбор по уровню подготовленности самый простой. Например, выявляются специалисты, имеющие первый класс по данной специальности. Используются документы, самоотчеты и т.д.
Профотбор по способностям более длителен. Вот его этапы:
· составление перечня типовых и наиболее важных и распространенных в армии профессий;
· составление их профессиограммы, (то есть описания);
· выявляются нужные для конкретной специальности способности;
· изучаются способности кандидатов.
В чем же сущность способностей?
Психические свойства |
- направленность |
- темперамент |
-характер |
- способности |
Люди заметно отличаются в труде, учебе и творчестве по:
· темпу продвижения (скорости обучения);
· значительности (количество и качество результатов);
· оригинальности (своеобразие достигаемых результатов и способа достижения);
· энергозатратам (прилагаемым при решении задачи усилиям).
И все это при относительно равном запасе знаний, навыков и умений и одинаковом отношении к деятельности. Леонардо Да Винчи утверждал, что каждый человек может стать гениальным художником. Но одному для этого нужно 100 лет, а другому 5 лет. Эта разница определяется способностями.
Способности – это психическое свойство личности, которое проявляется в скорости, результативности и оригинальности овладения новой деятельностью, новыми знаниями, умениями и навыками при минимальных энергетических затратах.
Способности нельзя сводить к уровню умственного развития.
Уровень способностей определяют
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | СОДЕРЖАНИЕ |
МОТИВАЦИОННЫЙ | Активизация психики, ее настройка и мобилизация на освоение и выполнение предстоящей деятельности, создание условий для функционирования других психологических механизмов. |
ОПЕРАЦИОННЫЙ | Набор операций и способов, с помощью которых осуществляется реализация осознанной цели в конечный результат |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ | Качество психических процессов, обеспечивающих выполнение человеком определенных функций |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - Это особый комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, которые по своим морально-политическим, психофизиологическим и психологическим качествам, состоянию здоровья и уровню общеобразовательной подготовки наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности.