ВОПРОС.
Проблема психологического профотбора и распределения воинов-операторов
Устойчивость психики и надежность воина-оператора
Психические состояния воина-оператора
Работоспособность и эффективность деятельности воина-оператора
Пути поддержания работоспособности оператора
метод воздействия | средства воздействия | краткое содержание метода |
аэроионизация воздуха | аппарат АФ - 3 | экспозиция 10 мин, концентрация легких отрицательных ионов 100000 |
ионирование воды | аппарат ЛК - 27 | употребление ионированной воды (до 10 мг\л) на БАТ |
электропунктура | аппарат “Рампа” и др. | воздействие на БАТ током до 30 мкА (от 5 до 90 сек) |
светопунктура | лазерные биостимуляторы | воздействие на БАТ и БАЗ |
термовоздействие | сауна, парилка | до 10 мин |
цветозвуковая релаксация | релаксометры, комнаты психологической разгрузки | специальная цветозвуковая программа (до 10мин) в такт с биоритмами |
аутогенная тренировка | спецоборудование гипнотария | по 15 -20 мин |
физическая тренировка | спортзал | не менее 60 мин. |
Праксические состояния воина-оператора
Функциональный комфорт
Психическое утомление
Психическая напряженность
Отсутствие мотивации
Эмоциональный стресс
Монотония
Тревожность
Индиферентное состояние
См. также психологический словарь: психические состояния стр.287
Кроме того см. мою лекцию по состояниям: сон- бодрствование-перходные состояния-гипноз и т.д.
Литература:
Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. - М.: Транспорт. 1990.
Инженерная психология в военном деле. -М.: Воениздат.1983. Глава 6.
Основы инженерной психологии. -М.:Высшая школа.1977. Глава 13.
Очерки психологии труда оператора.-М.: Наука.1974.
Котик М.А. Краткий курс инженерной психологии. - Таллин. Валгус. 1971. Гл.5.
Литература:
1) Маркова А.К. Психология профессионализма.
2) Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении, - М.ВПА,1990г.
3) Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. Вопросы психологии. – №2, 1982.
4) Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. Психологический журнал №2, 1985.
5) Шадриков В.Д. Проблемы проф. способностей. Психологический журнал №5,1982.
6) Елбаев Ю.А. Диссертация канд. психолог. наук. М: ГА ВС,1991.
Как бы не было приспособлено к оператору с учетом инженерно-психологических требований оборудование АСУ, оно не в состоянии все индивидуальные особенности конкретного оператора. Неизбежно возникает проблема профессионального отбора операторов, так как лица, не обладающие необходимыми способностями к данной деятельности, не только значительно дольше и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки, просчеты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надежностью в работе.
Получается, что значительные затраты по подготовке идут впустую.
Леонардо Да Винчи утверждал, что каждый может стать гениальным художником, но одному для этого понадобится пять лет, а другому может не хватить и всей жизни.
Особенно остро проблема отбора стоит для тех профессий, в которых даже небольшая ошибка, обусловленная психическими особенностями работника, может привести к серьёзной аварии или катастрофе.
Примеры таких профессий: лётчик, автомобилист, авиадиспетчер, капитан корабля, оператор и др.
ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА:
1.Прогноз успешности обучения.
2.Прогноз эффективности деятельности оператора в реальной боевой обстановке.
3.Прогноз эффективной совместной деятельности группы операторов (подбор).
Успешность действий оператора в боевой обстановке невозможна без хорошей предварительной подготовки, обучения. Поэтому определение и предсказание "учебной характеристики" кандидата, то есть легкости усвоения им системы необходимых знаний, навыков и умений имеют большое значение.
Рассмотрим основные положения профессионального отбора.