ВОПРОС.

Проблема психологического профотбора и распределения воинов-операторов

Устойчивость психики и надежность воина-оператора

Психические состояния воина-оператора

Работоспособность и эффективность деятельности воина-оператора

Пути поддержания работоспособности оператора

 

  метод воздействия     средства воздействия     краткое содержание метода  
  аэроионизация воздуха     аппарат АФ - 3   экспозиция 10 мин, концентрация легких отрицательных ионов 100000
  ионирование воды     аппарат ЛК - 27     употребление ионированной воды (до 10 мг\л) на БАТ
  электропунктура     аппарат “Рампа” и др.   воздействие на БАТ током до 30 мкА (от 5 до 90 сек)
  светопунктура     лазерные биостимуляторы     воздействие на БАТ и БАЗ
  термовоздействие     сауна, парилка     до 10 мин
  цветозвуковая релаксация   релаксометры, комнаты психологической разгрузки специальная цветозвуковая программа (до 10мин) в такт с биоритмами
  аутогенная тренировка     спецоборудование гипнотария   по 15 -20 мин
  физическая тренировка     спортзал     не менее 60 мин.  

Праксические состояния воина-оператора

Функциональный комфорт

Психическое утомление

Психическая напряженность

Отсутствие мотивации

Эмоциональный стресс

Монотония

Тревожность

Индиферентное состояние

 

См. также психологический словарь: психические состояния стр.287

 

Кроме того см. мою лекцию по состояниям: сон- бодрствование-перходные состояния-гипноз и т.д.

Литература:

Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. - М.: Транспорт. 1990.

Инженерная психология в военном деле. -М.: Воениздат.1983. Глава 6.

Основы инженерной психологии. -М.:Высшая школа.1977. Глава 13.

Очерки психологии труда оператора.-М.: Наука.1974.

Котик М.А. Краткий курс инженерной психологии. - Таллин. Валгус. 1971. Гл.5.

Литература:

1) Маркова А.К. Психология профессионализма.

2) Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении, - М.ВПА,1990г.

3) Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. Вопросы психологии. – №2, 1982.

4) Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора. Психологический журнал №2, 1985.

5) Шадриков В.Д. Проблемы проф. способностей. Психологический журнал №5,1982.

6) Елбаев Ю.А. Диссертация канд. психолог. наук. М: ГА ВС,1991.

Как бы не было приспособлено к оператору с учетом инженерно-психологических требований оборудование АСУ, оно не в состоянии все индивидуальные особенности конкретного оператора. Неизбежно возникает проблема профессионального отбора операторов, так как лица, не обладающие необходимыми способностями к данной деятельности, не только значительно дольше и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других: чаще допускают ошибки, просчеты, являются виновниками аварий и в целом обладают меньшей надежностью в работе.

Получается, что значительные затраты по подготовке идут впустую.

Леонардо Да Винчи утверждал, что каждый может стать гениальным художником, но одному для этого понадобится пять лет, а другому может не хватить и всей жизни.

Особенно остро проблема отбора стоит для тех профессий, в которых даже небольшая ошибка, обусловленная психическими особенностями работника, может привести к серьёзной аварии или катастрофе.

Примеры таких профессий: лётчик, автомобилист, авиадиспетчер, капитан корабля, оператор и др.

ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА:

1.Прогноз успешности обучения.

2.Прогноз эффективности деятельности оператора в реальной боевой обстановке.

3.Прогноз эффективной совместной деятельности группы операторов (подбор).

Успешность действий оператора в боевой обстановке невозможна без хорошей предварительной подготовки, обучения. Поэтому определение и предсказание "учебной характеристики" кандидата, то есть легкости усвоения им системы необходимых знаний, навыков и умений имеют большое значение.

Рассмотрим основные положения профессионального отбора.