Бакалавр ® лиценциат ® магистр ® доктор
Обучить и воспитать (статика)
Мастерство здесь термин собирательный!
Общая характеристика системы профессиональной подготовки.
Особенности военно-профессиональной подготовки
Профессиональная подготовка - система научающих мероприятий по формированию мастерства будущего профессионала в избранной сфере деятельности.
Вспомните значение термина“подготовить”личный состав
2. настроить на выполнение конкретной боевой задачи - изготовить(динамика)
Это было при иузчении темы “всесторонняя подготовка к ратному труду”,
Вот как обьясняет “Военно-энциклопедический словарь” термин “Подготовка молодежи к военной службе” (к сожалению термина “Профессиональная подготовка” там нет): -это комплекс мероприятий в целяхобучения(выделено мной) молодежи допризывного и призывного возраста военному делу.
Она охватывает:
- начальную военную подготовку
- подготовку специалистов в учебных организациях ДОСААФ и системе
профессионально-технического образования
- военно-патриотическое воспитание
- физическую подготовку
- оздоровительные и другие мероприятия
Большое внимание уточнению сущности процесса подготовки уделилВ.Ф.Ковалевский в своей работе “Военная профессиология...”, который считает, что сущностью и основным содержанием профессиональной подготовки является учение (научение), как:
- изменение, формирование субъекта в соответствии с объективными требованиями будущего трудового занятия;
- процесс приобретения и закрепления (или изменения уже имеющихся) способов деятельности субъекта.
То есть научение есть один из компонентов деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный предметным содержанием деятельности. Этим учение отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.).
Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков обозначается термином “образование”, которое признаетсяважнейшим и необходимым условием подготовки человека к жизни и труду.
Хотя термин “образование” не тождественнен термину “профессиональная подготовка”, можно считать, что его удельный вес является весьма существенным.
Образно говоря, если к носу Ивана Никифоровича добавить глаза Ивана Кузьмича, да еще........ то тогда и получится профессиональная подготовка.
А если серьезно, то образование дает преимущественно статическую составляющую подготовкии к нему, естественно, нужно добавить тот самый “нос” или динамическую составляющую.
Основной путь получения образования -обучение в учебных заведениях, где оно тесно связано с воспитанием. Большое значение имеет также самообразование и участие в общественно-трудовой деятельности. Получению образования способствуют и культурно-просветительные учреждения.
Подготовка людей к труду имеет несколько этапов и форм:
- Среднеее образование: - средние общеобразовательные школы,
- среднее специал. образование - сред. спец. учеб. заведения (техникумы, училища)
- сред. проф.-тех. училища
- высшее специальное образование - Вузы: - университеты, институты, высшие
училища, академии учебные, консерватории.
Сроки обучения 4 - 6 лет.
В СССР к 1980 г. было более 860 Вузов.
Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства (ратного труда), общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.
Функции ВУЗов:
- готовят специалистов с высшим образованием;
- ведут научно-исследовательскую работу теоретического и прикладного характера;
- повышают квалификацию преподавателей и специалистов.
В дальнейшем каждый специалист имеет возможность совершенствовать свой профессионализм на курсах переподготовки, в ординатуре, в адьюнктуре и докторантуре.
Кромеученых степеней кандидата и доктора наук, присваемых после защиты соответствующих диссертаций в нашей стране Министерством общего и профессионального образования РФ предусмотрено присвоение ученых званий доцента (старшего научного сотрудника -для НИИ) и профессора. Ассистенты и младшие научные сотрудники утверждаются ученым советом ВУЗа.
Можно добиться также избрания в члены-корреспонденты и академики (действительные члены) Академии наук РФ (за эти звания платит государство).Сейчас многие частные и неофициальные (общественные) академии тоже избирают академиков, но государство за эти звания не платит. Вспомните, за счет чего жил в ссылке академик Сахаров в г. Горьком. Он был лишен звания Героя соцтруда, но не звания академика! Плюс пенсия! Есть также почетные академики
Ученые степени за рубежом: агреже (принятый в общество - Франция), бакалавр(первая ученая степень - во Франции присваивается после окончания школы и дает право поступать в университет), лиценциат (допущенный - присваивается на 3 - 4 году обучения в ВУЗе и дает право читать лекции в среднем учебном заведении), магистр (учитель - в англо-американской - системе ученая степень между бакалавром и доктором наук), доктор наук.
В некоторых странах несколько иной подход. Так в ФРГ доктор - соответствует нашему кандидату наук, доктор-доктор - соответствует нашему доктору наук.
В Сирии термин “доктор” обозначает только кандидата - докторов наук еще нет!