Психологический аспект несчастного случая (НС).

Несчастный случай - это событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определенных обстоятельств чаще всего в тот период, когда человек находится в опасной зоне.

Психология безопасности труда - изучает психологические причины несчастных случаев, аварий и катастроф, возникающих в процессе труда и пути использования психологических знаний для повышения безопасности человека.

Объектом изучения психологии безопасности труда являются разные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.

К предмету изучения психологии безопасности труда можно отнести психологические процессы, свойства, состояния и прочие психические явления, оказывающие влияние на безопасность деятельности.

Основные положения безопасности труда.

среда ¯
субъект труда(человек) ® орудия труда(инструменты, машины, приспособления и т.д.) ® предмет труда
­ среда

С точки зрения психологии безопасности труда вышеприведенная схема не совсем верна, так как нарисованные стрелки на самом деле следовало бы сделать двусторонне направленными. Ведь человек не столько действует, сколько взаимодействует с другими компонентами труда (не только использует орудия труда, а и натирает от них мозоли; не только изменяет ткань предмета труда, а и ощущает его сопротивление; не только испытывает влияние окружающей среды, но и изменяет ее и т.д.).

От встречного, повреждающего наш организм противодействия (механического, химического, теплового, электрического, электромагнитного и других) и возникает опасная ситуация. При этом различают причинителя повреждений(любой из 4-х компонентов труда: объект, орудие и предмет труда, среда), его непосредственного виновника (воин, случайно выстреливший из автомата по сидящему рядом товарищу) и причину несчастного случая (небрежное обращение с оружием).

Пятым компонентомтрудового процесса можно назвать фактор организациивзаимодействия остальных 4-х компонентов (объект, орудие, предмет труда и Среда).

Все вызывающие опасность факторыможно условно разделить на:

явные опасные факторы, приводящие к травме или аварии (пожар двигателя);

потенциальные факторы, которые могут стать опасными только в результате ненормального поведения человека (отказ одного из 4-х двигателей при котором летчик, действуя хаотично, отключил еще два двигателя).

Одним из основных понятий безопасности труда является несчастный случай.Считается, что он ведет к повреждению организма в результате воздействия производственного фактора или собственного опасного поведения.

В уточнении формулировки этого понятия важное значение имеет непреднамеренность ибо вне её несчастный случай трансформируется вуголовное преступление. Вторым признаком несчастного случая считается внезапность.Ведь даже в самом слове случай, случайностьзаложен элемент неожиданности, внезапности. Правда, в пользу психологической точки зрения нужно отметить, что перед несчастным случаем возможно возникновение опасной ситуации как своего рода “предупреждения”,позволяющего избежать несчастного случая или снизить его последствия. В реализации этого предупреждения велика роль личностных факторов, профессиональной и психологической подготовки, дисциплинированности и т.д.

Опасной (аварийной) ситуацией принято называть ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая.

Следует также отметить, что несчастному случаю свойственно наличие внешне определенных пространственных областей действия, которые называются опасными зонами.Такие зоны характеризуются видом опасности, ее интенсивностью и временем действия. Например, опасной зоной является минное поле, пространство в два-три метра от движущегося танка, тротуар. и т.д. Такие зоны могут быть стабильными или перемещающимися. Возникновение несчастного случая наиболее вероятно, когда человек оказывается в опасной зоне.Правда необходимо еще совпадение других обстоятельств. Так, в монографии М.А.Котика “Психология и безопасность” приводитсяпример с шофером, выехавшим на опасную зону встречного движения. Такой выезд очень опасен, но это еще не означает, что такое поведение обязательно приведет к несчастному случаю. Ведь опытный встречный водитель может избежать столкновения. Исходя из этих рассуждений, М.А.Котик предлагает следующее понимание термина “несчастный случай”:

Несчастный случай возникает против желания человека. Случайное стечение обстоятельств служит фактической причиной несчастного случая. Сам термин “несчастный случай” свидетельствует о его случайной природе.

Человека учат профессии, технике безопасности и он должен действовать так, чтобы не допустить НС. И если же он допустил промах, то он должен отвечать. Хотя предусмотреть все обстоятельства бывает практически невозможно. Да и определить, является сила воздействия конкретного фактора в сочетании с другими способной вызвать несчастный случай бывает очень трудно. Взять хотя бы силу эмоции (переживания), силу мотива, представление реальной величины опасности и т.д.

Пример: В 1909 г. за три года до трагической гибели “Титаника” немецкий психолог-психотехник Гуго Мюнстерберг и профессор Гарвардского университета в США получил письмо от директора большой пароходной компании. Он интересовался методами профессионального отбора морских офицеров, способных в экстремальных условиях предотвратить столкновение пароходов. Кроме того, он рассказал о результатах своих наблюдений, согласно которым он делил моряков на три категории: представители первой из них оказывались “парализованными” при возникновении неожиданной, опасной и требующей быстрого реагирования ситуации (это неизбежно вело к аварии), представители второйхватались за первое пришедшее в голову не самое лучшее решение (например, пытались спасать во время пожара подвернувшиеся под руку дешевые безделушки). И лишь представители третьей категории оказались в состоянии правильно оценить опасную ситуацию и принять верное решение.

Так, например, можно выделить большую категорию людей, которые в преобладающем большинстве случаев осознают, что находятся в опасной зоне, где может произойти несчастный случай, но это сочетается у них с подсознательным недопущением самой возможности возникновения аварии именно с ним (я сильный, я профессионал, со мной никогда такого не происходило, я не отношусь к категории аварийщиков и т.д.). Есть также категория людей, которые заранее знают, что их нахождение в опасной зоненеизбежно приведет к несчастному случаю. А есть такие (третья категория), которые не исключает такой возможности, но считает ее маловероятной.

Интересны мысли известного летчика-испытателя Марка Галлая по поводу везучести некоторых летчиков. “Нельзя обьяснить одной лишь случайностью (так сказать концентрацией везения или невезения) тот известный в истории авиации факт, что одним летчикам всю жизнь, за что бы они не взялись, неуклонно “везет”, а другим столь же фатально “не везет”. Галлай относит причину такого явления к различиям в индивидуально-психологической сфере.

Одним из первых, кто высказал подобное предположение был немецкий ученый К. Марбе. По поручению одной страховой фирмы он 10 лет наблюдал за 3 тысячами застрахованных от несчастных водителей автотранспорта и сделал заключение, что существуют водители, “склонные” к несчастным случаям и эта склонность является врожденной.

Трудности поведения в опасной ситуации вызваны необходимостью ее своевременного обнаружения, диагностирования и выбора адекватного способа реагирования на нее.