Этап. Самоопределение военнослужащих в первичных воинских коллективах.

Особенности развития отрицательного лидерства в армейских подразделениях

Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах.

Взаимодействие военнослужащих различных периодов службы в первичных воинских коллективах - естественный процесс. развивающийся с учетом индивидуальных и групповых различий воинов. Межличностные взаимоотношения военнослужащих осуществляется в военно-профессиональной, общественной и бытовой сфере воинской деятельности.

Уровень развития личностных качеств, степень адаптированности и сплоченности военнослужащих существенно их различает. Одни воины и группы военнослужащих занимает лидирующее, ведущее положение в воинских коллективах, другие - ведомое. Это существенное различие воинов приводит к формированию неофициальной структуры первичного коллектива, как правило, в рамках роты, батареи и им равных подразделений. Степень проявления действенности данной структуры различна. Наиболее эффективно ее воздействие на вновь прибывающих военнослужащих, а также тех воинов, которые противодействуют, «не вписываются» в принятые межличностные отношения конкретного воинского коллектива.

В условиях армейской жизни отношения между военнослужащими регламентируется уставами, приказами, директивами, инструкциями командиров и начальников. Такие отношения принято называть официальными.

Наиболее полное их проявление осуществляется в военно-профессиональной сфере воинской деятельности. Здесь ярко проявляется организационно-штатная структура подразделения с иерархией отношений по вертикали, т.е. отношений между начальниками и подчиненными, старшими и младшими. В роли старших, начальников выступают не только офицеры и прапорщики, но и сержанты, а также наиболее опытные и подготовленные военнослужащие в межличностных отношениях с вновь прибывшими, неподготовленными воинами.

Существенное отличие воинов старших призывов в уровне профессиональной подготовленности, огранизованности приводит к их доминированию и в бытовой сфере. Межличностные и межгрупповые отношения воинов в этой сфере в меньшей степени регламентированы и подвержены контролю со стороны старших начальников. Именно в этой сфере, включающей прием пищи, порядка в казарме, на закрепленной территории и т.п., наиболее ярко происходит ущемление прав и личного достоинства одних воинов со стороны других.

Под отрицательным лидерством в первичных воинских коллективах понимается процесс доминирования, ведущего положения отдельных воинов и групп военнослужащих ущемляющих права военнослужащих, как правило, младшего призыва, формирующих традиции, обычаи, нормы поведения негативной направленности.

Данный подход поэтапного изучения и предупреждения отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах подготовлен на основе изучения передового опыта борьбы с неуставными отношениями военнослужащих срочной службы и выводов проведенного исследования. Целенаправленное и творческое применение соответствующей методики офицерами подразделений поможет в решении задач сплочения воинских коллективов, в конечном счете, обеспечит повышение боевой способности воинских частей.

В большинстве воинских частях и подразделений пополнение рядов личного состава срочной службы происходит через учебные части. Следовательно, в подобной ситуации, самоопределение военнослужащих осуществляется дважды: в учебных и боевых частях.

Самоопределение военнослужащих срочной службы, впервые переступивших порог воинской части, проявляется в межличностных взаимодействиях, пронизывающих все стороны воинской деятельности. В первые дни и недели обучения воинской специальности формируются отношения в эмоциональной, интеллектуальной, организационной сферах межличностного взаимодействия воинов.

Эмоциональная сфера межличностного взаимодействия характеризуется взаимными симпатиями и антипатиями. Эмоциональные качества военнослужащего проявляются чаще внешне. Это черты лица, рост, физические способности, умение общаться, носить форму одежды, проявление желания помочь, понять, придти на помощь и т.п. Эмоциональное превосходство того или иного военнослужащего заметно сразу. Эмоциональный лидер воспринимается не только ближайшим окружением, но и людьми впервые увидевшими его. При социометрическом анкетировании он выявляется в ответах на вопросы 2 и 3.

Эмоциональный лидер является наиболее адекватным выразителем оценок личности военнослужащего. Чувственно воспринимаемые качества воина на начальном этапе службы, основываются на ранее сформированных образах. Чтобы иметь негативную направленность в межличностных отношениях, эмоционального превосходства недостаточно. Однако, командиру подразделения важно знать, что эмоциональный лидер, проявляющий организаторские способности, способен возглавить группу как положительной, так и отрицательной направленности.

Интеллектуальное превосходство отдельных военнослужащих проявляется в большем развитии психических познавательных процессов, в накопленных знаниях, способностях выполнить определенные творческие задачи. Интеллектуальное лидерство в воинских коллективах определяется более высокими успехами в боевой и политической подготовке, в специальной подготовке, в проявлении кругозора и общего развития. В опросном листе № 1 интеллектуальное лидерство выявляется вопросом №1: Чьи знания и умения в вопросах боевой подготовки, овладении специальностью для Вас наиболее авторитетны из военнослужащих Вашего отделения, завода?

Превосходство в интеллектуальной сфере взаимодействия военнослужащих не обеспечивает проявление отрицательного лидерства. Но и психологическое единства в группе военнослужащих с участием интеллектуального лидера часто не достигается.

Предметом особой заботы командиров и начальников являются военнослужащие, проявляющие высокие способности в организаторской деятельности. Лидер-организатор обладает такими личностными качествами, которые позволяют ему навязывать свою волю, свои подходы, идеи другим военнослужащим. Незамеченные своевременно, невовлеченный в официальную, организационно-штатную структуру подразделения такой лидер создает неофициальную структуру, в виде группы различной направленности.

Важным факторов выявления такого военнослужащего для командира является то, что социометрическое анкетирование, в частности ответы на вопросы № 5 и № 6, эффективны на 2-3 месяца совместной службы, а узнать о лидере-практике в первые дни, недели. В противном случае, такой военнослужащий может реализовать себя с негативной стороны.

Таким образом, на этапе самоопределения военнослужащих в первичных воинских коллективах осуществляется проявление их первичного межличностного взаимодействия. Этот этап тесно связан с адаптацией воинов и занимает временной интервал от 2 до 6 недель.