III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
Таблица N 1. Ранжирование психологических факторов боя офицера наведения.
График N 1. Динамика психологической нагрузки периода боевых действий
II. Психологический анализ периода боевых действий
Основной особенностью данного периода является необходимость укрепления огневого удара противника, перехвата у него инициативы, т.к. подразделения, несущие боевое дежурство в своей основе, это подразделения «ответных действий» (мотив).
Таким образом, военнослужащий, боевой расчет, смена, должны своей деятельностью изменить, преобразовать боевую ситуацию свою пользу, навязывать свою волю противнику, нанести ему поражения (цель)
В этих условиях весьма значим фактор времени. В тоже время стихия войны- опасность. Большое значение имеет в этот период способ включенности военнослужащего в деятельность. Это может быть:
· оператор- руководитель,
· оператор-исполнитель,
· оператор- контролер,
· оператор- исследователь,
· оператор- манипулятор.
Очень часто, в разные периоды боя, военнослужащий использует разные способы операторской деятельности.
С целью определения иерархии психологической нагрузки в динамике боевой деятельности, используя метод экспертных оценок, проводится опрос ведущих специалистов, имеющих либо боевой опыт, либо учебно-боевой (стрельба на полигоне).
На графике N 1 и таблице N 1 показан пример определения психологической нагрузки для офицера поведения войск ПВО.
(где: 1 - соответствует максимуму проявления фактора, 0 - отсутствие его влияния)
Психологичес- | Этапы боевой деятельности | ||||
кие факторы боя | поиск | сопровож-дение | уничтожение | подготовка | общий ранг |
1. Внезапность | |||||
2. Новизна | |||||
3. Опасность | |||||
4. Дефицит времени | |||||
5. Недостаток информации | |||||
6. Совмещение нескольких действий |
Таблица «ранжирования психологических факторов боя» и график «динамики психологической нагрузки боевой деятельности» могут быть двух типов:
а) обобщенные т.е. при их создании участвуют ведущие специалисты. В этом случае результаты могут быть использованы как «эталонные» для конкретного специалиста в деле его профессиональной и психологической подготовки ;
б) индивидуальные, созданные для конкретного специалиста, для самоанализа, саморазвития.
Оно состоит как-бы из двух мотивированно- волевых компонентов: к-1 и к-2
к-1: мотивы ответственности и долга, состояние уверенности;
к-2: мотивы боевых действий, состояние решительности.
При этом структура «состояния уверенности» - мотивы достижения успеха; уверенность в себе, расчете; самоконтроль; переживание государственной значимости успешности своей деятельности.
Структура «состояния решительности» - мотивы риска, четкое, устойчивое решение о необходимости активных боевых действий в экстремальных ситуациях; стремление к реализации решения несмотря ни на какие трудности; переживание удовлетворения от возможности проверить себя в противоборстве.
Поддержания состояния психологической готовности это своеобразное» раскачивание маятника": (к-1)<-> (к-2).
Основными показателями состояния готовности являются:
· результат деятельности (задача выполнена или нет);
· оценка действий (5,4,3,2) военнослужащего экспертом, вышестоящим командиром;
· ошибки действий, их характер, и причины оцениваемые с помощью психолога части;
· удовлетворенность собственной деятельностью;
· самооценка сформированности компонентов структуры состояния психической готовности ("к-1", «к-2»).
Особый интерес представляют ошибки, которые возникают непреднамеренно. Целесообразно определить для каждого специалиста его «полигон ошибок».
"Типичные ошибки» - чаще всего характеризуют уровень воинского мастерства; нетипичные - являются отражением разного уровня готовности к деятельности в психогенной ситуации.
Целесообразным является определение каждого ведущего специалиста его «полигона ошибок». Затем психолог и специалист, вместе, выявляют причины ошибок. После чего решают, что необходимо сделать для совершенствования профессионального мастерства, формирования и поддержания состояния готовности военнослужащего к экстренному действию на боевом дежурстве.
Наиболее типичными ошибками могут быть:
- нарушение последовательности работы;
- пропуск действия. операции;
- сбой в действиях;
- неправильные решения;
- отсутствие контроля за работой подчиненных и т.д.
"Полигон ошибок» их типические причины во- многом осуществляются характером деятельности того или иного специалиста конкретного вида Вооруженных Сил.
Наиболее типичными психологическими причинами ошибок могут быть:
· необходимость перестройки уровня функционирования психики;
· поиск и выбор стратегии поведения, неадекватной сложившейся ситуации;
· состояние тревоги, боязни, неуверенности;
· неумение рисковать, принять нестандартные решения;
· изменение «цены действия", когда многократно увеличивается ответственность);
· интеллектуальная сложность в условиях дефицита времени;
· сложная помеховая обстановка;
· стремление избавляться от перенапряженности, особенно при завершении деятельности;
· переживание частичной неудачи и др.
Психологом части, с учетом специфики деятельности конкретного специалиста на боевом дежурстве, предложенной системой показателей определяет уровни состояния психической готовности данного специалиста к боевым действиям. После чего в процессе несения боевого дежурства проводят диагностику уровней и вырабатывают рекомендации как на конкретный этап несения дежурства, так и на период подготовки к нему. Возможная методология определения уровня состояния готовности.
Уровень состояния готовности | Низкий | Средний | Высокий | Полная готовность |
1. Мотивы “ответственного долженствования” | Слабо | сформирован комплекс к-1 | взаимопереходы комплексов к-1 | ведущий комплекс к-2 |
2. Состояние уверенности - к-1 | Слабо | в к-2 и наоборот | ||
3. Вероятность проявления “мотивов боя” к-2 | Низко | есть | ||
4. Состояние решительности | Не выражено | слабо | ||
5. Результаты “тренировок” | 4-3, 5 | 3, 5-4, 2 | 4, 2-4, 4 | 4,6 |
6. Адекватность оценки причин ошибок | Низкая (виноват кто-то) | адекватно | адекватно, причины - недостаток проф. подготовки | незначительные ошибки |
7. Оценка ситуаций | Очень сложная | сложная | не сложная | ситуацию контролир |
Сложная | не очень сложная | знакомая | ||
8. Факторы, создающие основную психологическую нагрузку | Внезап | недостаток информации | недостаток информации | избыток информации |
новизна | дефицит информации |
Основные направления и методика деятельности войскового психолога с целью поддержания состояния психической готовности к активным, немедленным боевым действиям при несении боевого дежурства.
1. С учетом ТВД, специфики внешних условий, боевой и учебно-боевой деятельности при несении боевого дежурства в виде, роде Вооруженных Сил, при участии ведущих специалистов и психолога создает «Психологические паспорта возможных боевых ситуаций»для каждого специалиста, где указывается: (Приложение № 2).
код, название ситуации;
особенности условий выполнения задачи;
ориентированную основу профессиональной деятельности по выполнению данной задачи;
психологическую нагрузку в динамике выполняемых действий;
"возможный полигон ошибок", их профессиональные и психологические причины;
рекомендации по профессиональной подготовки;
рекомендации по формированию и поддержанию состояния психической готовности в действии в этой ситуации.
2. На основании «Психологического паспорта «возможность боевой ситуации", но тем же параметром в подразделении вести» Карточку учета боевых (учебно-боевых) действий конкретного ведущего специалиста» (Приложение № 3).
В оценки деятельности данного специалиста должны принимать эксперты.
3. “Психологические паспорта возможных боевых ситуаций» используются :
для определения стратегии и только как профессиональной, так и психологической подготовки (общей, специальной, ситуативной);
как « точка отсчета « при анализе деятельности конкретного специалиста.
4. «Карточка учета боевых (учебно-боевых) действий конкретного специалиста"
не являются документами отчетности;
их составляют, анализируют только конкретный специалист и психолог» !!!
Та часть информации, на которую дано разрешение специалиста, может быть психологом передана третьему лицу.
"Карточка", результаты обратимые в ней есть тема для предметного взаимодействия войскового психолога и конкретного специалиста с целью повышения эффективности его профессиональной деятельности, личностного развития. Это «предметное взаимодействие» психолога части и ведущего специалиста, принятые совместно рекомендации и составляют ядро психологического обеспечения боевого дежурства, деятельности войскового психолога.
5. Основные направления совместной деятельности военного психолога и конкретного ведущего специалиста:
сопоставление результатов «Психологического паспорта конкретной ситуации» и «Карточки» конкретного специалиста в той же ситуации;
сопоставление результатов одного и того же специалиста в разных ситуациях по результатам « карточек «;
сопоставление результатов одного и того же специалиста, в одних и тех же (близких) ситуациях, но полученных в разное время. Итог работы: выработка индивидуальных рекомендаций.
6. С целью выработки рекомендации военного психолога командованию и управленческому аппарату используются обобщенные результаты «карточек» и «Паспортов».
Структурные компоненты состояния готовности формируются в процессе боевой подготовки.
Профессиональная подготовленность и состояние психической готовности тесно взаимосвязаны. Первая является «материальной основой", вторая прежде всего «состояния уверенности».
В процессе профессиональной подготовки необходимо создавать условия для того, чтобы обрабатывать переход от психологического компонента « к-1» к «к-2 « и наоборот.
Своеобразное «раскачивание маятника».
С целью наиболее полного формирования компонентов “состояния уверенности» должны быть использованы технологии профессиональной подготовки на основе общепсихологической концепции П.Я.Гальперина, изложенные в статьях настоящего пособия Б.И.Хозиевым и Г.В.Гнездиловым.
Идеамоторные тренировки- это одно из эффективных средств профессиональной и психологической подготовки. Их основой является «мысленное проигрывание» своих действий в разных ситуациях. Причем мысленный образ движений обязательно связан с мышечно- суставным чувством, т.е. физическими движениями. При представлении, овладении действиями необходимо мысленно представить его в той позе, в которой оно реально будет осуществляться.
Идеомоторное действие должно совершаться настолько сильно и ясно, что военнослужащий должен невольно совершать движения.
Идеомоторная тренировка чаще всего используется в процессе несения боевого дежурства.
Эффективным средством формирования умений управлять своим поведением является овладение методиками саморегуляции.
Групповой психологический тренинг- разновидность активных методов обучения, основными достоинствами которого является: единство усвоения конкретных знаний профессиональной деятельности в ситуациях взаимодействия. Участники открывают для себя, часто неожиданно, глубину и сложность человеческой психики, «открывают свой внутренний мир", происходит содержательное знакомство с механизмом выработки управленческого решения.
Осознаются связи и отношения, взаимозависимость между членами боевого расчета, совершенствуется взаимопонимание.
В состав участников группового психологического тренинга (ГПТ) могут входить как члены одного боевого расчета, так и смены в целом.
Учебным материалом для ГПТ являются возможные боевые ситуации. Задается, как правило, лишь основное направление событий (условия и цель), а участники должны определить алгоритм ее решения каждым специалистом в составе расчета.
ГПТ может проводиться с военнослужащими одной специальности.
Здесь основным является возможность «проговорить» совокупный опыт как профессиональных действий, так и формирования и поддержания состояния психической готовности к действиям в разных ситуациях несения боевого дежурства.
Индивидуальный психологический тренинг(НПТ) - проводится с целью овладения индивидуальной схемой формирования и поддержания состояния психической готовности, т.к. у каждого военнослужащего содержание компонентов, механизм актуализации может быть собственным.
В создании схемы принимают участие, как правило, военный психолог и конкретный военнослужащий.
Таким образом, осуществлять специальную психологическую подготовку (см. статью пособия. П.Я.Корчемного) можно по следующей схеме: непосредственно перед заступлением на боевое дежурство - НПТ с целью актуализации состояния психической готовности, затем идеомоторная тренировка по актуализации программ профессиональных действий, после чего- непосредственная работа на тренажерах.
Психологическое просвещение- важнейшее направление деятельности военного психолога. Оно может быть направлено: на разъяснение влияния условий несения боевого дежурства на психику человека; на объяснение психологических особенностей ситуации от ожидания боевого сигнала к активным боевым действиям и на этой основе убеждать в необходимости формирования и поддержания состояния психической готовности; на раскрытие влияния психогенных факторов (опасности, внезапности, дефицита времени, недостатка информации и т.д.); на показ психологической природы трудностей деятельности и ошибок.
Сплочениебоевого расчета, смены- основополагающее направление деятельности военного психолога. Технология этой деятельности представлена в пособии.