Тема 2. Психологическая работа по обеспечению несения боевого дежурства, караульной и внутренних служб.
Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности.
Тема 1. Понятие и характеристика психологического обеспечения боевой подготовки.
Психологическое обеспечение - это комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в любых условиях обстановки.
Компоненты психологического обеспечения:
· мотивационный - отражает устремленность воина на выполнение поставленной задачи;
· эмоциональный - отражает уверенность военнослужащего, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей;
· волевой - выражает самообладание, самоконтроль;
· познавательный - степень осознания и понимания боевой задачи;
· интеллектуальный - отражает умственную работоспособность, тип мышления;
· операциональный (моторный), объединяющего применяемые способы и приемы деятельности.
По содержанию психологическое обеспечение боевых действий составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий по решению конкретных задач на различных этапах подготовки и ведения боя.
Первый этап - аналитико-прогностический. Цель - выявление психологических особенностей предстоящей задачи, отношения к ней личного состава, прогнозирование и организация психологически целесообразных управляющих воздействий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· оценить условия предполагаемой боевой обстановки, психогенные факторы, трудности и требования, которые будут предъявлены к психологическим качествам воинов в ходе боя;
· выявить психологические особенности выполнения предстоящей боевой задачи;
· проанализировать морально-психологического состояния личного состава подразделения, отношение боевой задаче, к приказам и распоряжениям старших начальников, характер преобладающих психических состояний и эмоциональных настроений;
· определить уровень психологической готовности личного состава к выполнению боевой задачи;
Второй этап- целевой психологической подготовки. Цель - сформировать необходимый для успешного вступления в бой уровень психологической готовности и необходимый уровень эмоционально волевой устойчивости в ходе его осуществления.
Третий этап- психологического сопровождения, охватывающий работу с момента получения боевой задачи и ее выполнения. На этом этапе решаются следующие задачи:
· анализ поведения военнослужащих в бою, оценка степени усталости, подверженности слухам и панике;
· формирование установки на успешное эффективное продолжение боевых действий;
· оперативное управление психическими состояниями, коррекция настроений, поддержка потерпевших неудачу в первых боях, потерявших друзей, технику, оружие и т.д.;
· определение преобладающих эмоциональных состояний, усталости и запаса психических сил, необходимых для выполнения последующих боев, снятия остаточных явлений, недопущение психологического перенапряжения, противодействие психологическому воздействию противника.
· Четвертый этап - реабилитация и восстановление военнослужащих, получивших психические травмы, которая начинается на этапе сопровождения и включает:
· психологическую диагностику, выявления отклонений и нарушений;
· организацию своевременного отдыха, психотерапевтической помощи, психологической разгрузки;
· проведение медикаментозных воздействий, а при необходимости нетрадиционных методов психокоординации (иглотерапии).
Психологическая характеристика процесса боевой подготовки (БП)
БП включает в себя систему теоретических и практических занятий, тренировок, боевых стрельб, учений, в ходе которых у военнослужащих накапливаются знания, формируются умения и навыки боевого применения вооружения, вырабатываются физические качества и психологическая устойчивость. БП планируется и организуется в мирное и военное время.
Главная задача БП в мирное время – достижение профессионального превосходства над противником; в военное время – переучивание воинов, овладение современными образцами вооружения.
Условия достижения эффективности БП: учет психологических закономерностей процесса обучения воинов, предполагающий правильное взаимодействие обучающих и обучаемых, преодоление объективных трудностей в ходе усвоения знаний, умений и навыков профессиональной деятельности и моделирование психологических факторов реального боя, воздействующих на военных специалистов на каждом занятии по БП.
С психологической точки зрения сущность боевой подготовки состоит в обеспечении активного, сознательного и прочного усвоения военнослужащими знаний, навыков и умений. Основными психологическими составляющими этого процесса являются:
· положительное (отрицательное) отношение к обучению;
· процесс познания учебного материала при задействовании важнейших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воли и др.);
· процесс осмысливания материала, его понимание, переработка с помощью
мышления, речи, воображения;
· процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации;
· процесс практического действия, реализации знаний, формирования навыков и умений;
· процесс эмоционального и волевого сопровождения.
Принято выделять две основные группы мотивов учебной деятельности — внешние и внутренние. К внешним относятся требования, награды, угрозы, давление группы и т. п. Такое обучение, лишенное серьезной мотивации, требует значительных психических усилий и недостаточно эффективно.
Внутренние мотивы подразумевают самостоятельное стремление индивида к овладению теми или иными знаниями и умениями, интерес к обучению. Бесспорным является тот факт, что чем выше интерес, тем выше активность личности, тем значительнее результат.
Боевое дежурство и караульная служба являются наиболее важными задачами, которые повседневно и повсеместно решают войска. Они имеют свои особенности, определяемые спецификой этих видов деятельности.
Боевое дежурство – это деятельность военнослужащих по обеспечению высокой готовности боевой техники и оружия к внезапному началу военных действий.
Караульная служба предназначается для надежной охраны и обороны боевых знамен, военных и государственных объектов (хранилищ вооружения и боеприпасов, имущества, боевой техники и т.п.), а также лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.
К факторам, определяющим особенности несения боевого дежурства и караульной службы, можно отнести следующие:
· В настоящее время во многих частях состав боевых смен, караулов превратился в относительно устойчивые микрогруппы, в составе которых военнослужащие с постоянной цикличностью взаимодействия выполняют боевую задачу. С другой стороны, военнослужащий на длительное время «включается» в систему отношений, обусловленную не его личными интересами, симпатиями и т.п., а необходимостью выполнения строго регламентированных совместных действий с другими субъектами воинской деятельности.
· Частота и фиксированная временная цикличность несения службы вызывает одновременно действие противоречивых тенденций в сознании и поступках военнослужащих: с одной стороны, отрабатываются и закрепляются необходимые психологические образования (знания, навыки, умения), формируется опыт, а с другой - возникают негативные психические состояния, ведущие к притуплению бдительности.
· Осознание особой значимости выполняемых задач, объективно мобилизующее возможности военнослужащих, со временем сменяется снижением функционального настроя психики вследствие «включения» ее защитных механизмов, поэтому у военнослужащего формируется «привычка» выполнять профессиональные действия при пониженном уровне психической активности.
· Условия относительной изоляции, монотония, ограничения в комфортности рабочего места (места несения службы на посту), регламентированный режим труда и отдыха обусловливают относительно длительную депривацию обычных потребностей и привычек военнослужащего. А, сочетаясь с такими факторами, как повышенная ответственность, потенциальная опасность, внезапность, новизна, повышенная интеллектуальная сложность, эти условия могут вызывать вследствие значительной нагрузки на психику различного рода негативные психические реакции и состояния.
В силу особых социально-значимых целей, специфических условий и способов осуществления, боевое дежурство - это всегда «балансирование» между возможностью и необходимостью применения оружия и техники в мирное время. Такое балансирование связано с особой напряженностью функционирования психики и, естественно, вызывает наиболее интенсивное расходование психической энергии людей.
Психологическую работу по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной службы проводит психолог полка (корабля 1 ранга), во взаимодействии с другими должностными лицами.
При этом решаются задачи:
· всестороннее изучение социально-психологических условий боевой деятельности;
· недопущение лиц с нервно-психической неустойчивостью к несению боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб;
· выработка психологических рекомендаций по формированию дежурных расчетов, смен, заступающих на боевое дежурство, в караул;
· оценка морально-психологического состояния личного состава, заступающего на боевое дежурство;
· формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности при действиях в различных условиях обстановки, выработка устойчивых профессиональных навыков в ходе практических занятий при подготовке к заступлению на боевое дежурство, в караул;
· психологическая поддержка военнослужащих с повышенной психической нагрузкой в ходе несения боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб;
· восстановление психических и физических сил военнослужащих после смены с боевого дежурства, караула.
Психологическая работа по обеспечению боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб проводится в четыре этапа.
I. Организационный этап.
· Психолог полка перед началом каждого периода обученияпо указанию командира полка (корабля 1 ранга):
· проводит инструктивно-методическое занятие с офицерами управления, командирами подразделений, заместителями по воспитательной работе по организации системы психологической работы в интересах боевого дежурства, караульной службы, о месте и роли в ней должностных лиц полка (корабля 1 ранга);
· проводит практические занятия с личным составом части по ознакомлению и обучению военнослужащих приемам и методам психической саморегуляции при подготовке и в процессе несения боевого дежурства, караульной службы;
· принимает участие в подготовке приказа по части о допуске личного состава к несению боевого дежурства, караульной службы. Представляет командиру полка, заместителю по воспитательной работе списки военнослужащих, не рекомендованных для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для включения в данный список является наличие у военнослужащего выраженной нервно-психической неустойчивости;
· проводит психологический анализ деятельности личного состава при несении боевого дежурства, караульной службы и вырабатывает предложения по повышению ее эффективности.