Тема 3. Организационные аспекты психологической работы в армии.

Руководящие документы по организации психологической работы в армии и на флоте:

· Конституция РФ;

· Общевоинские уставы ВС РФ (утверждены Указом Президента РФ от 14.12.1993 г.):

· Приказ Министра обороны РФ от 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы ВС РФ»:

Психолог воинской части в мирное и военное время отвечает за:

· организацию и состояние психологической работы в воинской части,

· психологическое состояние личного состава,

· действенность работы по поддержанию психологической устойчивости и сохранения психологического здоровья военнослужащих.

Он подчиняется замести­телю командира воинской части по воспитательной работе, а по спе­циальным вопросам - психологу соединения. Он руководит работой пункта психологической помощи и реабилитации воинской части, а по специальным вопросам - психологами батальонов.

· Приказ Министра обороны РФ 2000 г. № 50 «Руководство по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ».

Руководство разработано в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы.

Руководство определяет организацию и порядок проведения в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны РФ, суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и др., военных комиссариатах мероприятий по профессионально-психологическому отбору (ППО) с гражданами, не являющимися военнослужащими, а также научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение этих мероприятий и подготовку необходимых кадров.

Мероприятия по ППО проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость. Основным методом обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

По результатам ППО выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется – профессиональная пригодность):

а) рекомендуется в первую очередь - первая категория.

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б) рекомендуется - вторая категория.

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в) рекомендуется условно - третья категория.

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г) не рекомендуется - четвертая категория.

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей).

· Директива Министра обороны РФ от 31.07.1996 г. № Д-18 «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ»:

1. В целях предотвращения самоубийств в ВС РФ требую: заместителям МО, главнокомандующим видами ВС, командующим войсками округов, группой войск, флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений МО РФ до 1 октября 1996 года:

· обеспечить составление на каждого военнослужащего по завершении обучения в военно-учебных заведениях, в учебных соединениях (учебных частях), школах и на курсах, при переводе из одной воинской части в другую заключения, в котором должны быть указаны индивидуальные психологические качества военнослужащего. Заключение подписывать командиру воинской части (начальнику штаба), военному психологу, врачу воинской части, специалисту по ППО, заверять печатью воинской части и хранить вместе с учетно-послужной карточкой военнослужащего, а копию – в медицинской службе воинской части;

· организовать при призыве на военную службу, поступлении в ВУЗ выработку заключений о профессиональной пригодности призывника (кандидата для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не являющихся военнослужащими) с учетом сведений об индивидуально-психологических качествах и способностях, общеобразовательной и профессиональной подготовленности граждан;

· ввести в систему проведение военными психологами постоянного изучения и анализа психологического состояния военнослужащих;

· в ВУЗах, исходя из специфики учебно-воспитательного процесса, разработать и с 1997/1998 учебного года ввести систему мероприятий по формированию психологической устойчивости слушателей (курсантов) способности противостоять негативным факторам воздействия в условиях современной войны, укреплению психологического здоровья и привития навыков индивидуально-психологической работы с подчиненными, включая введение в программы по социально-гуманитарным дисциплинам отдельных тем (учебных вопросов) по психологии отклоняющегося поведения.

2. ГШ ВС РФ (ГОМУ), ГУВР МО РФ, ГВМУ МО РФ до 1 декабря 1996 года проработать вопросы и доложить предложения по созданию в ВС РФ системы медико-психологического обеспечения прохождения военной службы и центров психического здоровья и реабилитации военнослужащих.

3. При проведении начальной военной подготовки вновь прибывшего пополнения обеспечить всесторонний учет уровня профессиональной и физической подготовки, психологических качеств, состояния здоровья каждого военнослужащего, руководствуясь при этом рекомендациями специалистов медицинской службы и военных психологов.

· Директива Начальника ГУВР ВС РФ от 5 марта 1998 года № 1 «Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки в ВС РФ»:

В целях создания в ВС РФ системы психологической помощи и реабилитации, совершенствования материальной базы психопрофилактической работы, предотвращения посттравматических стрессовых расстройств, предупреждения самоубийств, немотивированных агрессивных проявлений, в том числе и с применением оружия, повышения психологической устойчивости личности состава Вооруженных Сил РФ

Т Р Е Б У Ю:

1. Начальникам органов воспитательной работы (помощникам по воспитательной работе) под руководством главнокомандующих, командующих, командиров и начальников, тщательно проанализировать потребности войск (сил) в базе психологической помощи и реабилитации, определить конкретные задачи подчиненным органам управления по их развертыванию и оснащению.

До 1 мая 1998 г.на нештатной основе развернуть центры (пункты) психологической помощи и реабилитации, комнаты психологической разгрузки в соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, предприятиях и организациях МО РФ, обеспечивающих решение задач по восстановлению адаптационных способностей военнослужащих и формированию их психологической устойчивости к возникающим стресс факторам.

2. Работу центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки осуществлять на основе типового положения.Порядок их работы определить приказами соответствующих командиров (начальников).

К работе в центры (пункты) психологической помощи и реабилитации, комнаты психологической разгрузки привлекать штатных психологов, комнаты психологической разгрузки привлекать штатных психологов, психофизиологов и других должностных лиц с психологическим и гуманитарным образованием. Их обучение проводить соответствующим органам воспитательной работы в ходе сборов с использованием возможностей местных гражданских учебных заведений, реабилитационных центров структур Министерства труда и социальной защиты, государственного комитета по делам молодежи РФ.

· Директива начальника ГУВР ВС РФ и начальника Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ от 26 апреля 1999 года № Д - 4/1 «Об улучшении социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин»

В целях улучшения социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих ВС РФ ТРЕБУЕМ:

1. Определить систему и порядок взаимодействия психологов органов воспитательной работы и специалистов оргмоборганов, других должностных лиц, участвующих в проведении мероприятий по ППО, социально-психологическому изучению и психологическому обследованию.

2. При организации командирской и профессиональной подготовки предусматривать не реже 2 раз в год изучение с офицерским составом вопросов организации и содержания мероприятий по ППО.

3. Обеспечить укомплектование должностей психологов гражданским персоналом с базовым психологическим образованием, организовать доподготовку ныне работающих специалистов. Повысить значимость сведений о психологических качествах граждан при выработке заключений об их профессиональной пригодности, решений о предназначении призываемых на военную службу в тот или иной вид, род войск ВС.

4. С 1 мая 1999 года в ВС РФ для проведения психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, ввести:

· стандартизированные и вновь разработанные на репрезентативной выборке 1999 года шкалы методик Прогноз-2, Адаптивность (МЛО), НПН-А.;

· 4-уровневую характеристику нервно-психической устойчивости военнослужащих, а также порядок определения НПУ с использованием методик Прогноз-2, Адаптивность (МЛО), НПН-А в зависимости от оценки полученных результатов в 10-балльной шкале (стэнах).