Основные требования к освоению учебной программы

Введение

Проблема героической повседневности войны

Героические будни войны — метафора-оксюморон, соединившая несоединимое. Война пе­рестаёт казаться чем-то из ряда вон выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она пора­зит своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад были ещё жизнь, мысли, желания, теперь — смерть. И видеть это герою романа просто невыносимо...

Но и на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что касается героев «В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.

 

Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности.

В современный период психологическим аспектам деятельности военнослужащих уделяется все больше интереса в Вооруженных Силах Российской Федерации. Знание законов функционирования человеческой психики в военной обстановке и в условиях мирного времени способствует увеличению эффективности управленческой деятельности в армии.

Курс военной психологии базируется на современных достижениях психологической науки, а также требованиях Министра обороны Российской Федерации по содержанию, приоритетным задачам психологической службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в тесной связи с изучением военных дисциплин, а также общественных наук, преподаваемых в университете.

Цель курса – познакомить студентов с важнейшими положениями военно-психологической науки, ее методологическими основами и методической базой, ее местом и ролью в военной теории и практике. Основная задача курса - дать начальные знания об основном содержании, направлениях и методах работы психологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, как в повседневной деятельности, так и при ведении боевых действий.

Изучение курса состоит из следующих видов работ:

· лекционного курса

· курса практических занятий

· самостоятельной работы студента с учебной литературой

· самостоятельного решения задач

В результате изучения данного курса студенты должны ознакомиться в минимально необходимом объеме с теоретическими основами предмета и овладеть знаниями следующих разделов:

· Введение в военную психологию.

· Особенности психических состояний военнослужащих в боевой обстановке.

· Психологическое обеспечение повседневной деятельности воинов.

· Психологическое сопровождение военнослужащих в боевой обстановке.

 

Студенты должны овладеть следующими навыками и умениями:

знать:

· основные методические положения военно-психологической науки, ее место и роль в системе военной науки, ее предметно-объектную область, основные категории и специфику закономерностей;

· требования министра Обороны Российской Федерации по содержанию, формам и методам работы психологической службы в войсках;

· основные направления психологического обеспечения деятельности частей и подразделений в различных видах боя и при организации повседневной деятельности;

уметь:

· применять основные положения военно-психологической науки в практической деятельности военного психолога;

· проводить психодиагностическую работу и оказывать психологическую помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу воинских частей;

· выносить экспертное заключение о профессиональной пригодности военного специалиста.


Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)