Ния к водной преграде осуществить необходимые мероприятия. В
Рис. 16. Форсирование водной преграды с ходу
Форсирование водных преград
Форсирование водных преград является сложной боевой задачей, требующей от командиров и штабов большого искусства в организации боевых действий и управлении войсками, высокой боевой выучки личного состава, решительности и настойчивости в достижении поставленной цели.
В зависимости от обстановки форсирование может осуществляться с ходу или с развертыванием главных сил у водной преграды. В обоих случаях успех определяется тщательной подготовкой, хорошо организованной разведкой противника и водной преграды, обеспечением внезапности, прикрытием подразделений с воздуха, надежным поражением противника, своевременным выдвижением переправочных средств и оборудованием переправ, а также проведением других мероприятий.
Форсирование сходу заключается в стремительном выходе войск к водной преграде в тех боевых порядках, в которых они вели наступление, быстром ее преодолении на широком фронте после короткой огневой подготовки, решительной атаке противника и безостановочном развитии наступления на противоположном берегу (рис. 16). Преимущество такого способа форсирования состоит в том, что он обеспечивает необходимый выигрыш времени, внезапность нанесения удара по противнику, высокие темпы наступления.
Условия для форсирования с ходу обычно создаются в динамике боя. Важно, неотступно преследуя противника, быстро захватить имеющиеся переправы и буквально «на его плечах» преодолеть водную преграду. Большую роль в этом играют передовые отряды и авангарды.
Решение на форсирование командир должен принять как можно раньше, чтобы своевременно поставить боевые задачи войскам, организовать их взаимодействие и уже в ходе выдвиже-
решении на форсирование обычно определяются: способы разгрома противника на подступах к водной преграде и на противоположном берегу; места и виды основных и запасных переправ; распределение переправочных средств; маршрут и порядок выдвижения войск к водной преграде; порядок подготовки техники, а также последовательность переправы.
Содержание боевых задач мотострелковых (танковых) частей (подразделений) при форсировании зависит от характера обороны противника на противоположном берегу, степени ее огневого поражения, наличия переправочных средств, ширины водной преграды и других факторов. Постановку задач войскам и организацию взаимодействия целесообразно осуществлять на местности. При этом первому эшелону определяются задачи при подходе к водной преграде, при форсировании и бое на противоположном берегу; указываются места оборудования основных и запасных переправ, район герметизации танков; район посадки личного состава и погрузки боевой техники на самоходные переправочно-десантные средства, также исходный рубеж для форсирования и время его прохождения. Артиллерии определяются район огневых позиций, время готовности к открытию огня, задачи по поддержке подразделений при форсировании водной преграды и бое на противоположном берегу, порядок переправы. Силам и средствам ПВО указываются порядок выдвижения; задачи по прикрытию подразделений первого эшелона от ударов воздушного противника при выходе к водной преграде, при форсировании и при бое на противоположном берегу; огневые позиции; время готовности к открытию огня и порядок переправы.
Исходный рубеж для форсирования по возможности назначается за складками местности, вне пределов досягаемости орудий, танков противника, ведущих огонь прямой наводкой. Если намечается переправа танков под водой, то определяется район герметизации, который выбирается в местах, укрытых от воздействия огневых средств ближнего действия противника.
В соответствии с замыслом действий на форсирование и поставленной боевой задачей создается боевой порядок наступающих войск. Он должен обеспечивать стремительное форсирование водной преграды и непрерывное наращивание боевых усилий при бое на противоположном берегу.
Огневое поражение противника при форсировании с ходу начинается в период выдвижения подразделений к водной преграде. Огневые удары наносятся по средствам ВТО, артиллерии, опорным пунктам, резервам, пунктам управления и радиотехническим средствам.
Используя результаты огневых ударов, а также действий передового отряда (авангарда) и тактического воздушного десанта (если он высаживается), войска первого эшелона форсируют водную преграду, уничтожают противника огнем всех средств на плаву, овладевают плацдармом на противоположном берегу и безостановочно развивают наступление в глубину.
Бой на противоположном берегу может принять упорный и напряженный характер. Обороняющийся противник будет стремиться огнем и контратаками уничтожать переправившиеся войска, во что бы то ни стало ликвидировать захваченный ими плацдарм. В таких условиях наступающие войска могут осуществлять скрытый маневр с целью наращивания усилий, захвата выгодного рубежа, отражения возможной контратаки противника и безостановочного развития наступления в глубину.
Если водную преграду форсировать с ходу не удалось, а также когда это требуется по условиям обстановки (заблаговременно подготовленная оборона противника, труднодоступные берега, пойма, резкое изменение режима водной преграды и др.), форсирование осуществляется с развертыванием главных сил у водной преграды после дополнительной подготовки в короткие сроки или после всесторонней подготовки(рис. 17). В этом случае войска находятся в непосредственном соприкосновении с противником на водном рубеже, что требует более полной и планомерной подготовки форсирования. Командир тщательно изучает характер водной преграды и местность на подступах к ней и на противоположном берегу, организует форсирование, скрытно сосредоточивает на участке форсирования переправочные средства, ставит задачи по оборудованию исходного района для форсирования и подготовки переправ.
Первостепенное значение для успеха форсирования с развертыванием главных сил у водной преграды имеет обеспечение его скрытности. Поэтому оно осуществляется обычно ночью или в других условиях ограниченной видимости. Чтобы не дать противнику возможности заблаговременно определить места переправ, а также не допустить сосредоточения войск и техники на переправах, посадку личного состава подразделений, действующих в составе первого эшелона главных сил, на боевые машины пехоты (БТР) и на самоходные переправочно-десантные средства целесообразно производить во время огневой подготовки в укрытых местах на удалении от водной пре-
грады, обеспечивающем безопасность подразделений от воздействия дальнобойных противотанковых средств противника. В установленное время наступающие стремительно выдвигаются к водной преграде. Началом форсирования («Ч») считается момент отвала подразделений первого эшелона от своего берега. Как и при форсировании с ходу, войска высадившиеся на противоположный берег, используя результаты огня артиллерии и ударов авиации, уничтожают противника в опорных пунктах рот первого эшелона и безостановочно развивают наступление в глубину.