Ния к водной преграде осуществить необходимые мероприятия. В

Рис. 16. Форсирование водной преграды с ходу

Форсирование водных преград

Форсирование водных преград является сложной боевой задачей, требующей от командиров и штабов большого искус­ства в организации боевых действий и управлении войсками, высокой боевой выучки личного состава, решительности и на­стойчивости в достижении поставленной цели.

В зависимости от обстановки форсирование может осу­ществляться с ходу или с развертыванием главных сил у водной преграды. В обоих случаях успех определяется тщательной подготовкой, хорошо организованной разведкой противни­ка и водной преграды, обеспечением внезапности, прикры­тием подразделений с воздуха, надежным поражением про­тивника, своевременным выдвижением переправочных средств и оборудованием переправ, а также проведением других мероприятий.

Форсирование сходу заключается в стремительном выходе войск к водной преграде в тех боевых порядках, в которых они вели наступление, быстром ее преодолении на широком фронте после короткой огневой подготовки, решительной атаке противника и безостановочном развитии наступления на противоположном берегу (рис. 16). Преимущество такого способа форсирования состоит в том, что он обеспечивает не­обходимый выигрыш времени, внезапность нанесения удара по противнику, высокие темпы наступления.

Условия для форсирования с ходу обычно создаются в ди­намике боя. Важно, неотступно преследуя противника, быст­ро захватить имеющиеся переправы и буквально «на его пле­чах» преодолеть водную преграду. Большую роль в этом игра­ют передовые отряды и авангарды.

Решение на форсирование командир должен принять как можно раньше, чтобы своевременно поставить боевые задачи войскам, организовать их взаимодействие и уже в ходе выдвиже-


решении на форсирование обычно определяются: способы разгрома противника на подступах к водной преграде и на противоположном берегу; места и виды основных и запасных переправ; распределение переправочных средств; маршрут и порядок выдвижения войск к водной преграде; порядок под­готовки техники, а также последовательность переправы.

Содержание боевых задач мотострелковых (танковых) час­тей (подразделений) при форсировании зависит от характера обороны противника на противоположном берегу, степени ее огневого поражения, наличия переправочных средств, шири­ны водной преграды и других факторов. Постановку задач войскам и организацию взаимодействия целесообразно осу­ществлять на местности. При этом первому эшелону опреде­ляются задачи при подходе к водной преграде, при форсиро­вании и бое на противоположном берегу; указываются места оборудования основных и запасных переправ, район гермети­зации танков; район посадки личного состава и погрузки бое­вой техники на самоходные переправочно-десантные средст­ва, также исходный рубеж для форсирования и время его про­хождения. Артиллерии определяются район огневых позиций, время готовности к открытию огня, задачи по поддержке под­разделений при форсировании водной преграды и бое на про­тивоположном берегу, порядок переправы. Силам и средствам ПВО указываются порядок выдвижения; задачи по прикры­тию подразделений первого эшелона от ударов воздушного противника при выходе к водной преграде, при форсировании и при бое на противоположном берегу; огневые позиции; вре­мя готовности к открытию огня и порядок переправы.

Исходный рубеж для форсирования по возможности назна­чается за складками местности, вне пределов досягаемости ору­дий, танков противника, ведущих огонь прямой наводкой. Ес­ли намечается переправа танков под водой, то определяется район герметизации, который выбирается в местах, укрытых от воздействия огневых средств ближнего действия противника.

В соответствии с замыслом действий на форсирование и поставленной боевой задачей создается боевой порядок насту­пающих войск. Он должен обеспечивать стремительное фор­сирование водной преграды и непрерывное наращивание бое­вых усилий при бое на противоположном берегу.

Огневое поражение противника при форсировании с ходу начинается в период выдвижения подразделений к водной преграде. Огневые удары наносятся по средствам ВТО, артиллерии, опорным пунктам, резервам, пунктам управления и ра­диотехническим средствам.

Используя результаты огневых ударов, а также действий пе­редового отряда (авангарда) и тактического воздушного десан­та (если он высаживается), войска первого эшелона форсиру­ют водную преграду, уничтожают противника огнем всех средств на плаву, овладевают плацдармом на противополож­ном берегу и безостановочно развивают наступление в глубину.

Бой на противоположном берегу может принять упорный и напряженный характер. Обороняющийся противник будет стре­миться огнем и контратаками уничтожать переправившиеся войска, во что бы то ни стало ликвидировать захваченный ими плацдарм. В таких условиях наступающие войска могут осуще­ствлять скрытый маневр с целью наращивания усилий, захвата выгодного рубежа, отражения возможной контратаки против­ника и безостановочного развития наступления в глубину.

Если водную преграду форсировать с ходу не удалось, а также когда это требуется по условиям обстановки (заблаго­временно подготовленная оборона противника, труднодос­тупные берега, пойма, резкое изменение режима водной преграды и др.), форсирование осуществляется с развертыва­нием главных сил у водной преграды после дополнительной подготовки в короткие сроки или после всесторонней подготов­ки(рис. 17). В этом случае войска находятся в непосредст­венном соприкосновении с противником на водном рубеже, что требует более полной и планомерной подготовки форси­рования. Командир тщательно изучает характер водной пре­грады и местность на подступах к ней и на противополож­ном берегу, организует форсирование, скрытно сосредото­чивает на участке форсирования переправочные средства, ставит задачи по оборудованию исходного района для фор­сирования и подготовки переправ.

Первостепенное значение для успеха форсирования с раз­вертыванием главных сил у водной преграды имеет обеспече­ние его скрытности. Поэтому оно осуществляется обычно но­чью или в других условиях ограниченной видимости. Чтобы не дать противнику возможности заблаговременно определить места переправ, а также не допустить сосредоточения войск и техники на переправах, посадку личного состава подразделе­ний, действующих в составе первого эшелона главных сил, на боевые машины пехоты (БТР) и на самоходные переправочно-десантные средства целесообразно производить во время огне­вой подготовки в укрытых местах на удалении от водной пре-


 

грады, обеспечивающем безопасность подразделений от воз­действия дальнобойных противотанковых средств противника. В установленное время наступающие стремительно выдви­гаются к водной преграде. Началом форсирования («Ч») счи­тается момент отвала подразделений первого эшелона от сво­его берега. Как и при форсировании с ходу, войска высадив­шиеся на противоположный берег, используя результаты огня артиллерии и ударов авиации, уничтожают противника в опорных пунктах рот первого эшелона и безостановочно раз­вивают наступление в глубину.