Предвидение — основа искусства управления

Рис. 9. Технические средства управления тактического звена


Автоматизированная система управления войсками требу­ет всестороннего ее обеспечения в техническом, математиче­ском, информационном и других отношениях. В техническом плане важно добиваться создания высокоустойчивой, помехо-защищенной, быстродействующей системы связи, разработки и внедрения более совершенных электронно-вычислительных машин, характеризующихся быстродействием, надежностью, большой оперативной памятью и вместе с тем имеющих не­большие габариты, упрощенную схему ввода вних данных. Математическое обеспечение подразумевает наличие таких математических методов, моделей и алгоритмов, которые да­ют возможность решать разнообразные информационные ирасчетные задачи, связанные с планированием боевых дейст­вий, применением оружия и техники. Его постоянное совер­шенствование, в частности на основе внедрения элементов искусственного интеллекта, - одно из необходимых условий дальнейшего повышения эффективности функционирования автоматизированных систем управления.

В современных условиях как никогда повышаются требо­вания к управленческой подготовке военных кадров.Професси­ональное мастерство офицеров способно в определенной мере компенсировать недостаточную техническую оснащенность войск. Известно, что сражение выигрывается не только силой оружия и количеством войск, но и внеменьшей степени ин­теллектуальным потенциалом командиров и штабов. Боевой опыт показал, что уровень профессиональной подготовки офицеров определяется их творческим потенциалом, способ­ностью предвосхитить развитие боевых событий, обмануть противника, выработать нестереотипный план боя, быстро и правильно ориентироваться в сложной обстановке, незамед­лительно реагировать на ее изменения, уметь держать ситуа­цию под контролем, проявлять гибкость в руководстве вой­сками, осуществлять смелый маневр, постоянно поддержи­вать четкое взаимодействие сил и средств, всесторонне обеспечивать боевые действия.

Если попытаться выразить «изюминку» искусства коман­дующего, командира в управлении войсками в боевой обста­новке, то, коротко говоря, она состоит в том, чтобы одержать победу малыми силами с наименьшими издержками, достичь вне­запности, перехитрить противника, осуществить неожиданный для него маневр, добиться эффективного применения имеющих­ся сил и средств.

Наиболее полно профессиональные качества командира в управлении войсками воплощаются вего способности предви­деть развитие событий на поле боя. На этом базируется весь процесс руководства войсками — принимаются решения, пла­нируются боевые действия. Предвидение можно назвать осно­вой искусства управления, ведь успех в бою во многом закла­дывается заранее, еще до того, как войска приступят к выпол­нению боевой задачи. Предпосылкой к этому является реалистичный прогноз, определение того, какое сопротивле­ние окажет противник, как проявят боевые качества свои вой­ска. Именно это дает возможность командиру заранее при­нять необходимые меры, чтобы умело использовать имеющи­еся силы и средства, установить признаки надвигающейся опасности, исключить возможные случайности, предотвра­тить возникновение кризисной ситуации и в конечном счете сорвать замысел противника, навязать ему свою волю.

Предвидение перспектив развития боевых событий позво­ляет успешно преодолевать трудности в управлении войсками, обусловленные неполнотой данных об обстановке и недостат­ком времени, заранее определить пути и способы достижения цели боя. Ныне командир должен предвидеть возможные из­менения обстановки на значительно большую глубину и с большим упреждением, чем это было впрошлом. А это зави­сит от степени подготовленности командира и других должно­стных лиц, участвующих в управлении войсками, от знания ими тактики действий противника, полного учета факторов, влияющих на развитие боя, ведения активной и целеустрем­ленной разведки, наличия надежной связи, своевременности докладов подчиненных и постоянной информации со сторо­ны вышестоящих органов управления и соседей.

Можно выделить несколько этапов мыслительной работы ко­мандира, в ходе которой формируется замысел боя. На первом оцениваются возможные изменения обстановки в общих чертах. Так, при планировании оборонительных действий командир предвидит возможные направления и масштабы ударов противни­ка, способы его атак. На втором конкретизируются общие предпо­ложения, уточняются возможные рубежи, время ударов, способы атаки противника, силы и средства, которые он может направить против наших войск. Наконец, на третьем этапе делается сопоста­вление предполагаемых вариантов развития событий, оценивает­ся вероятность каждого из них, отдается предпочтение наиболее


вероятному и исходя из этого намечаются те меры, которые следу­ет предпринять, чтобы парировать действия противника. При этом, насколько возможно, используются математические методы и модели, специальные приемы прогнозирования.

Глубина и точность предвидения в бою напрямую зависят от того, насколько творчески действуют противоборствующие сторо­ны, в какой мере и как они применяют военную хитрость, приемы маскировки и дезинформации. В вооруженной борьбе противни­ки не просто хитры, они стремятся к любому обману и используют любую ошибку в своих интересах. В этих условиях всякое однооб­разие в планах, трафарет в действиях ведут к неуспеху, к пораже­нию. Еще А.В. Суворов говорил о том, что полководец побеждает противника дважды: сначала в мыслях, а затем в действиях. Ко­мандиру необходимо обладать глубокой проницательностью, ин­туицией. Принимая решение, он должен мыслить не только «за свою сторону», но в определенной степени и за противника.

Предвидение можно характеризовать как высшую сту­пень творчества. Научить человека предвидению, подобно тому как учат стрельбе или вождению, нельзя. Однако было бы неправильно утверждать, что способности к предвидению нельзя развивать и совершенствовать. Это можно и должно делать, поскольку в основе данного сложного психологиче­ского процесса лежат не только природная способность, ин­туиция, но и приобретаемые знания: глубокое знание приро­ды боя, боевых возможностей своих войск и противника, умение анализировать обстановку, вести поиск, рассчиты­вать, сопоставлять, сравнивать. Вот что писал по этому пово­ду генерал армии СМ. Штеменко: «Природную предусмот­рительность военному человеку можно в той или иной степе­ни развить и превратить в способность глубоко анализировать и предвидеть ход событий. Дается это путем хорошего знания военного дела, постоянного совершенство­вания его и систематических тренировок»52.

Тактический прогноз призван обеспечить выявление воз­можностей (направленность) развития боевых событий, что­бы на этой основе выбрать оптимальный, безошибочный спо­соб действий, выгодный маневр. Для прогнозирования необ­ходимо по крайней мере три условия: выявить объект предвидения, проанализировать факторы, влияющие на дей­ствия войск, и на основе этого определить главные тенденции развития событий. Качество прогноза прямо пропорциональ­но полноте и достоверности информации о положении своих

52 Штемен ко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 2. М.: Воениздат. 1973. С. 492.

войск и войск противника. Осуществление прогноза имеет определенные принципы — важно соблюдать объективность в оценке истинного состояния дел, ни в коем случае не допус­кать предвзятости, строить предвидение на основе выверен­ной научной методологии, применять системный анализ, тщательно сопоставлять противоречивые данные обстановки, явления, делать выводы на основании достоверных показате­лей, расчетов, убедительных логических доказательств.

В ходе тактических занятий необходимо развивать творче­ский, интеллектуальный потенциал офицеров управленческо­го звена, их способность к предвидению. Сделать это можно только на основе передовой, прогрессивной методики обуче­ния. Групповые упражнения, тренировки, военные игры, за­нятия лишь тогда продуктивны, когда они являются настоя­щим уроком творчества, если на них создается обстановка вы­сокого умственного напряжения и активного поиска, если обучаемому предлагаются не трафаретные вводные, а неожи­данные ситуации, требующие глубокого анализа, сопоставле­ния и выверки различных данных, проведения оперативно-та­ктических расчетов, проявления тактической новизны и ори­гинальности. Общепризнано, что подлинной академией творческого совершенствования офицера являются тактиче­ские учения. Но они могут стать таковыми и способствовать развитию предвидения только при условии, если будут прово­диться не по «обкатанному» варианту, а всякий раз содержать нечто новое, неожиданное и поучительное.