Предвидение — основа искусства управления
Рис. 9. Технические средства управления тактического звена
Автоматизированная система управления войсками требует всестороннего ее обеспечения в техническом, математическом, информационном и других отношениях. В техническом плане важно добиваться создания высокоустойчивой, помехо-защищенной, быстродействующей системы связи, разработки и внедрения более совершенных электронно-вычислительных машин, характеризующихся быстродействием, надежностью, большой оперативной памятью и вместе с тем имеющих небольшие габариты, упрощенную схему ввода вних данных. Математическое обеспечение подразумевает наличие таких математических методов, моделей и алгоритмов, которые дают возможность решать разнообразные информационные ирасчетные задачи, связанные с планированием боевых действий, применением оружия и техники. Его постоянное совершенствование, в частности на основе внедрения элементов искусственного интеллекта, - одно из необходимых условий дальнейшего повышения эффективности функционирования автоматизированных систем управления.
В современных условиях как никогда повышаются требования к управленческой подготовке военных кадров.Профессиональное мастерство офицеров способно в определенной мере компенсировать недостаточную техническую оснащенность войск. Известно, что сражение выигрывается не только силой оружия и количеством войск, но и внеменьшей степени интеллектуальным потенциалом командиров и штабов. Боевой опыт показал, что уровень профессиональной подготовки офицеров определяется их творческим потенциалом, способностью предвосхитить развитие боевых событий, обмануть противника, выработать нестереотипный план боя, быстро и правильно ориентироваться в сложной обстановке, незамедлительно реагировать на ее изменения, уметь держать ситуацию под контролем, проявлять гибкость в руководстве войсками, осуществлять смелый маневр, постоянно поддерживать четкое взаимодействие сил и средств, всесторонне обеспечивать боевые действия.
Если попытаться выразить «изюминку» искусства командующего, командира в управлении войсками в боевой обстановке, то, коротко говоря, она состоит в том, чтобы одержать победу малыми силами с наименьшими издержками, достичь внезапности, перехитрить противника, осуществить неожиданный для него маневр, добиться эффективного применения имеющихся сил и средств.
Наиболее полно профессиональные качества командира в управлении войсками воплощаются вего способности предвидеть развитие событий на поле боя. На этом базируется весь процесс руководства войсками — принимаются решения, планируются боевые действия. Предвидение можно назвать основой искусства управления, ведь успех в бою во многом закладывается заранее, еще до того, как войска приступят к выполнению боевой задачи. Предпосылкой к этому является реалистичный прогноз, определение того, какое сопротивление окажет противник, как проявят боевые качества свои войска. Именно это дает возможность командиру заранее принять необходимые меры, чтобы умело использовать имеющиеся силы и средства, установить признаки надвигающейся опасности, исключить возможные случайности, предотвратить возникновение кризисной ситуации и в конечном счете сорвать замысел противника, навязать ему свою волю.
Предвидение перспектив развития боевых событий позволяет успешно преодолевать трудности в управлении войсками, обусловленные неполнотой данных об обстановке и недостатком времени, заранее определить пути и способы достижения цели боя. Ныне командир должен предвидеть возможные изменения обстановки на значительно большую глубину и с большим упреждением, чем это было впрошлом. А это зависит от степени подготовленности командира и других должностных лиц, участвующих в управлении войсками, от знания ими тактики действий противника, полного учета факторов, влияющих на развитие боя, ведения активной и целеустремленной разведки, наличия надежной связи, своевременности докладов подчиненных и постоянной информации со стороны вышестоящих органов управления и соседей.
Можно выделить несколько этапов мыслительной работы командира, в ходе которой формируется замысел боя. На первом оцениваются возможные изменения обстановки в общих чертах. Так, при планировании оборонительных действий командир предвидит возможные направления и масштабы ударов противника, способы его атак. На втором конкретизируются общие предположения, уточняются возможные рубежи, время ударов, способы атаки противника, силы и средства, которые он может направить против наших войск. Наконец, на третьем этапе делается сопоставление предполагаемых вариантов развития событий, оценивается вероятность каждого из них, отдается предпочтение наиболее
вероятному и исходя из этого намечаются те меры, которые следует предпринять, чтобы парировать действия противника. При этом, насколько возможно, используются математические методы и модели, специальные приемы прогнозирования.
Глубина и точность предвидения в бою напрямую зависят от того, насколько творчески действуют противоборствующие стороны, в какой мере и как они применяют военную хитрость, приемы маскировки и дезинформации. В вооруженной борьбе противники не просто хитры, они стремятся к любому обману и используют любую ошибку в своих интересах. В этих условиях всякое однообразие в планах, трафарет в действиях ведут к неуспеху, к поражению. Еще А.В. Суворов говорил о том, что полководец побеждает противника дважды: сначала в мыслях, а затем в действиях. Командиру необходимо обладать глубокой проницательностью, интуицией. Принимая решение, он должен мыслить не только «за свою сторону», но в определенной степени и за противника.
Предвидение можно характеризовать как высшую ступень творчества. Научить человека предвидению, подобно тому как учат стрельбе или вождению, нельзя. Однако было бы неправильно утверждать, что способности к предвидению нельзя развивать и совершенствовать. Это можно и должно делать, поскольку в основе данного сложного психологического процесса лежат не только природная способность, интуиция, но и приобретаемые знания: глубокое знание природы боя, боевых возможностей своих войск и противника, умение анализировать обстановку, вести поиск, рассчитывать, сопоставлять, сравнивать. Вот что писал по этому поводу генерал армии СМ. Штеменко: «Природную предусмотрительность военному человеку можно в той или иной степени развить и превратить в способность глубоко анализировать и предвидеть ход событий. Дается это путем хорошего знания военного дела, постоянного совершенствования его и систематических тренировок»52.
Тактический прогноз призван обеспечить выявление возможностей (направленность) развития боевых событий, чтобы на этой основе выбрать оптимальный, безошибочный способ действий, выгодный маневр. Для прогнозирования необходимо по крайней мере три условия: выявить объект предвидения, проанализировать факторы, влияющие на действия войск, и на основе этого определить главные тенденции развития событий. Качество прогноза прямо пропорционально полноте и достоверности информации о положении своих
52 Штемен ко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 2. М.: Воениздат. 1973. С. 492.
войск и войск противника. Осуществление прогноза имеет определенные принципы — важно соблюдать объективность в оценке истинного состояния дел, ни в коем случае не допускать предвзятости, строить предвидение на основе выверенной научной методологии, применять системный анализ, тщательно сопоставлять противоречивые данные обстановки, явления, делать выводы на основании достоверных показателей, расчетов, убедительных логических доказательств.
В ходе тактических занятий необходимо развивать творческий, интеллектуальный потенциал офицеров управленческого звена, их способность к предвидению. Сделать это можно только на основе передовой, прогрессивной методики обучения. Групповые упражнения, тренировки, военные игры, занятия лишь тогда продуктивны, когда они являются настоящим уроком творчества, если на них создается обстановка высокого умственного напряжения и активного поиска, если обучаемому предлагаются не трафаретные вводные, а неожиданные ситуации, требующие глубокого анализа, сопоставления и выверки различных данных, проведения оперативно-тактических расчетов, проявления тактической новизны и оригинальности. Общепризнано, что подлинной академией творческого совершенствования офицера являются тактические учения. Но они могут стать таковыми и способствовать развитию предвидения только при условии, если будут проводиться не по «обкатанному» варианту, а всякий раз содержать нечто новое, неожиданное и поучительное.