Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов планируется по следующим основным направлениям:

1. Изучение ряда вопросов программы:

- особенности преподавания курсов общей [15, 16], физической [17], аналитической [18], органической [15] химии в высшей школе;

- методика изучения основных теоретических концепций школьных курсов химии (атомно-молекулярное учение; периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; строение вещества; теория электролитической диссоциации; теория строения органических веществ; основные закономерности протекания химических процессов). [1,2,3] (46 часов)

2. Подготовка к практическим занятиям. (10 часов)

Форма контроля – промежуточный контроль

Примерный перечень вопросов к зачету по методике преподавания химии в вузе:

  1. Методика обучения химии как наука, ее предмет, задачи и методы исследования.

2. Общая модель целостного процесса обучения химии, краткая характеристика ее элементов (цели, содержание, методы, средства).

3. Общая модель целостного процесса обучения химии, краткая характеристика ее элементов (организационные формы, контроль усвоения и диагностика сформированных знаний и умений).

4. Принципы обучения химии.

5. Преемственность и взаимосвязь обучения химии в средней школе и в вузе.

6. Концепция вузовского химического образования.

7.Цели и задачи обучения химии в высшей школе (для нехимических, естественнонаучных и химических специальностей).

8.Профессиограмма специалиста как инструмент определения качества (уровня квалификации) специалиста.

9. Содержание школьного и вузовского химического образования, его основные виды и уровни.

10.Факторы, определяющие содержание учебного предмета химии.

11.Дидактические требования к содержанию учебного предмета химии и учебных химических дисциплин.

12.Методические принципы отбора содержания и построения курсов химии.

13. Построение курса химии на основе концептуальных систем химии.

14. Системный подход к определению последовательности представления содержания курсов химии.

15. Системы химических понятий. Построение вузовского курса неорганической химии с ориентацией на формирование и развитие различных систем понятий (о веществе, о химической реакции, об элементе).

16.Построение вузовского курса органической химии.

17.Структура предметного содержания вузовского курса химии: дидактические единицы и компоненты содержания; основные теоретические концепции школьных курсов химии.

18. Программа по химии для высшей школы как нормативный документ, регламентирующей обучение.

19. Учебник как форма представления содержания.

20.Понятие о методе обучения. Классификации методов обучения.

21. Специфические методы обучения химии.

22. Химический эксперимент как специфический метод обучения химии, его место и значение в процессе обучения.

23. Лабораторные опыты по химии, методика их проведения в высшей школе.

24. Практические занятия по химии, методика их проведения в средней школе.

25.Лабораторные практикумы, методика их проведения в высшей школе.

26. Использование химических задач в процессе обучения.

27. Понятие о технологии обучения химии, классификации технологий обучения химии.

28. Модульное обучение химии: модуль, его структура, методика осуществления модульного обучения.

29. Организационные формы обучения химии. Аудиторные и внеаудиторные формы обучения химии в высшей школе, их краткая характеристика и взаимосвязь.

30.Лекция по химии в высшей школе, требования к ней, методика проведения.

31.Семинарские занятия по химии в высшей школе, их виды и способы проведения, методика организации семинарского занятия.

32. Игровые формы организации обучения химии в средней и в высшей школе. Внеаудиторная самостоятельная работа по химии.

 

33. Средства обучения химии. Химический язык как специфическое средство обучения химии.

 

34. Контроль результатов обучения и диагностика качества знаний и умений по химии

35. Качество знаний и умений по химии, оценка знаний в высшей школе. Виды и методы контроля за усвоением знаний и овладением умений в высшей школе.

 

36. Педагогический эксперимент как средство определения эффективности методических нововведений. Постановка педагогического эксперимента.

37. Измерение результатов обучения. Оценивание эффективности выбранных содержания и методов обучения. Методы оценки качества учебной работы преподавателя вуза.

 

 

Примерная тематика рефератов по курсу «Методика преподавания химии в вузе».

 

1. Краткая история развития методики преподавания химии в вузе.

2. Построение учебного курса методики обучения химии в вузе.

3.Современные проблемы преподавания. Пути совершенствования преподавания химии в высшей школе.

 

4. Исторические предпосылки и тенденции развития химического образования в системе высшей школы.

5.Анализ и обоснование содержания и построения дисциплин химического блока в системе высшего образования.

6.Важнейшие блоки содержания, их структура и внутрипредметные связи. Теории, законы, системы понятий, факты, методы химической науки и их взаимодействие в вузовском курсе химии. Сведения о вкладе в науку выдающихся учёных-химиков.

7.Систематические и несистематические курсы химии.

8.Методы преподавания химии в высшей школе

9. Демонстрационный эксперимент по химии и требования к нему. Методика демонстрирования химических опытов. Техника безопасности при их выполнении.

10.Методика выбора и использование различных средств наглядности при изучении химии в зависимости от характера содержания и возрастных особенностей студентов. 11.Методика составления и использования в преподавании опорных конспектов по химии.

12.Управление познавательной деятельностью студентов при различных сочетаниях слова преподавателя с наглядностью и экспериментом.

13.Словесно-наглядно-практические методы преподавания химии. Самостоятельная работа студентов как путь реализации словесно-наглядно-практических методов. 14.Формы и виды самостоятельной работы по химии.

15.Эксперимент по химии: лабораторные опыты и практические занятия по химии. Методика формирования у студентов лабораторных умений и навыков.

16.Программированное обучение как вид самостоятельной работы по химии. Основные принципы программированного обучения.

16.Компьютеризация обучения. Использование методов программированного и алгоритмизированного обучения в методиках компьютерного обучения химии. Контролирующие компьютерные программы.

17.Цели, задачи и значение контроля результатов обучения химии.

18.Система контроля результатов обучения. Кредитно-рейтинговая система и система итогового контроля.

19.Содержание заданий для контроля. Формы контроля. Классификация и функции тестов.

20.Методы устного контроля результатов обучения: индивидуальный устный опрос, фронтальная контролирующая беседа, зачёт, экзамен.

21. Методы письменной проверки результатов: контрольная работа, письменная самостоятельная работа контролирующего характера, письменное домашнее задание.

22. Экспериментальная проверка результатов обучения.

23.Использование компьютерной техники и других технических средств для контроля результатов обучения.