Общие вопросы теории и методики преподавания химии в вузе
Введение
Цели и задачи учебного курса методики преподавания химии в вузе.
Структура содержания методики преподавания химии в вузе как науки, её методология. Краткая история развития методики преподавания химии в вузе. Идея единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций преподавания химии как ведущая в методике. Построение учебного курса методики обучения химии в вузе.
Современные проблемы преподавания. Пути совершенствования преподавания химии. Преемственность в преподавании химии в средней и высшей школе.
Цели и задачи преподавания химии в высшей школе. Содержание учебного предмета химия
Модель специалиста и содержание обучения. Зависимость содержания обучения от целей обучения. Особенности преподавания химии как профилирующей и как непрофилирующей учебной дисциплины.
Построение курса химии на основе переноса системы науки на систему обучения. Основные учения химической науки и внутринаучные связи между ними. Влияние межнаучных связей на содержание учебной дисциплины. Показ межпредметных связей курсов химии, физики, математики, биологии, геологии и других фундаментальных наук. Связь химии с науками гуманитарного цикла.
Содержание учебного предмета химии. Исторические предпосылки и тенденции развития химического образования в системе высшей школы.
Комплекс факторов, определяющих отбор содержания учебного предмета химии и дидактические требования к нему: социальный заказ общества, уровень развития химической науки, возрастные особенности студентов, условия работы учебных заведений.
Современные идеи, реализуемые в содержании учебного предмета химии и дисциплин химического блока: методологизация, экологизация, экономизация, гуманизация, интегративность.
Анализ и обоснование содержания и построения дисциплин химического блока в системе высшего образования. Важнейшие блоки содержания, их структура и внутрипредметные связи. Теории, законы, системы понятий, факты, методы химической науки и их взаимодействие в вузовском курсе химии. Сведения о вкладе в науку выдающихся учёных-химиков.
Систематические и несистематические курсы химии. Понятие о модульной структуре содержания. Понятие о линейном и концентрическом построении курса.
Стандарты, программы по химии для высшей школы как нормативный документ, регламентирующий обучение студентов, структура и методический аппарат стандарта программы.