Задачи и организационная структура специализированной противоэпидемической бригады.

Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологического отряда и его подразделений.

Задачи и организация специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Организация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях работы в чрезвычайных ситуациях.

Задачи и организонная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях работы в чрезвычайных ситуациях.

Бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи.

 

К формированиям СМК, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи (ВВБСМП).

Они создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи и являются штатными формированиями.

Основными задачами бригад являются:

· медицинская сортировка пораженных,

· оказание первой врачебной помощи в установленном объеме;

· эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель - врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра-анестезистка), санитар и водитель - всего 5 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Бригады доврачебной помощи(БДП).

Они являются нештатными подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пораженных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

Создаются и укомплектовываются согласно табелю на основании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений, здравпунктов и используются для работы в очаге ЧС. На объектах бригады могут создаваться по решению руководителя объекта за счет персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель - фельдшер (медицинская сестра), 1-2 медицинские сестры, водитель-санитар - всего 3-4 чел.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи (ФВБСМП).

Они являются штатными подвижными медицинскими формированиями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пораженных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

Создаются на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи. Состав бригады: 2 фельдшера (один из них - руководитель), санитар и водитель - всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

 

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794» в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют следующие функциональные подсистемы, созданные Минздравсоцразвития РФ:

· Всероссийская служба медицины катастроф;

· резервы медицинских ресурсов;

· надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

· социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС.

Таким образом, в целях наиболее эффективного использования имеющихся сил и средств, в стране создана система экстренной медицинской помощи в ЧС, включающая санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования различной ведомственной принадлежности.

Для санитарно-противоэпидемического обеспечения пострадавшего населения в зоне бедствия и ликвидации медико- санитарных последствий ЧС привлекаются формирования и учреждения Роспотребнадзора, здравоохранения, санитарно- эпидемиологической и медицинской служб МО, МВД и других министерств и ведомств, а также создаваемые на их базе специализированные санитарно-эпидемиологические формирования.

Основныим задачами специализированных формирований являются организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, поддержка санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне ЧС.

Использование сил и средств Роспотребнадзора осуществляется с учетом конкретных условий, сложившихся в районе катастроф, и их влияния на динамику санитарно-эпидемиологической обстановки.

Функциональная подсистема надзора за санэпидобстановкой слагается из звеньев на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне.

На федеральном уровне подсистема объединяет органы и учреждения Роспотребнадзора центрального подчинения и ведомственных служб. Организационно-методическую функцию выполняет Управление эпидемиологического надзора, санитарной охраны территории, надзора на транспорте Роспотребнадзора.

На региональном уровне звеньями функционирования подсистемы являются научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля, центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ, где расположены региональные центры МЧС России и службы медицины катастроф.

На территориальном уровне основой функционирования подсистемы являются центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ. Центры гигиены и эпидемиологии создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории, координацию деятельности которых осуществляют управления Роспотребнадзора.

На местном уровне функционирование подсистемы обеспечивают филиалы центров гигиены и эпидемиологии и территорильные отделы управлений Роспотребнадзора.

На объектовом уровне подсистема имеет ведомственный характер, определяющий ответственность лабораторий и служб за ее функционирование.

Порядок функционирования подсистемы в режиме ЧС определяется действующим Положением о ведомственной подсистеме.

Профиль, задачи, состав и направление деятельности, принципиальная схема взаимодействия органов, учреждений и формирований Роспотребнадзора в ЧС определяются соответствующими положениями, утвержденными Минздравсоцразвития РФ и другими заинтересованными ведомствами.

В перечень сил постоянной готовности Роспотребнадзора РФ регионального и территориального уровня в соответствии сПриказом МЗСР РФ №627 от 07.10.05«Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»включены:

1.Управление (Центр) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) на территории субъекта РФ:

· осуществляет руководство, контроль и координацию проведения меропрятий направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий ЧС;

· принимает решение по результатам проведенных мероприятий;

· в установленном порядке представляет донесение в Федеральную службу информацию в органы исполнительной власти.

2.Федеральное государственное учреждение здравоохранения (ФГУЗ) Центр гигиены и эпидемиологии на территории субъекта РФ:

· обеспечивает деятельность управления Роспотребнадзора;

· выполняет определяемый Управлением перечень и объем мероприятий;

· проводит назначаемые Управлением исследования;

· вносит предложения в Управление по проведению мероприятий направленныхна выявление и устранение влияния неблагоприятных факторов на человека;

· вносит предложения направленные на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий ЧС;

· по решению Управления организует и осуществляет проведение мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий ЧС;

· представляет материалы по результатам проведенных мероприятий в Управление для принятия решения.

3.ФГУЗ противочумный центр.

4.ФГУЗ дезинфекционный центр.

5.ФГУЗ Центр гигиенического образования населения.

 

Основными задачами специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при возникновении ЧС являются:

· анализ санитарно-гигиенической ситуации, оценка и прогнозирование ее развития;

· своевременная информация о санитарно-эпидемиологической обстановке;

· обеспечение готовности к действиям в ЧС;

· организация материально-технического обеспечения для решения задач в ЧС;

· подготовка специалистов к действиям в ЧС;

· участие в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению возникновения ЧС, связанных с нарушениями окружающей среды, и уменьшение ущерба от них.

Специализированные формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Специализированные формирования действуют с целью организации и проведения, оперативных санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.

Специализированные формирования проводят:

· санитарно-эпидемиологическую разведку в зоне возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами (ПБА), опасными химическими (ОХВ) и радиоактивными веществами (РВ);

· отбирают пробы объектов окружающей среды (воздух, вода, почва, пищевых продуктов и продовольственного сырья) и проводят их исследования на наличие ПБА, ОХВ и РВ;

· проводят санитарно-эпидемиологическую экспертизу продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды и других объектов окружающей среды с выдачей предварительного заключения о их пригодности;

· устанавливают зоны возможного заражения (загрязнения) территорий и контингенты лиц, подвергшихся неблагоприятному воздействию.

Формирования создаются на базе ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ, на железнодорожном транспорте, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Филиалы ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в зависимости от штатной численности формируют отдельные санитарно-эпидемиологические, радиологические, санитарно- гигиенические (токсикологические) бригады или группы санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и радиационной разведки.

Основными формированиями, предназначенными для организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в районах ЧС и эпидемических очагов, являются:

· санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО), состоящие из санитарно-эпидемиологических бригад разного профиля;

· санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) – радиологическая, эпидемиологическая, токсикологическая (санитарно-гигиеническая);

· специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

· группы санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической, радиационной разведки (ГЭР).

Основные направления деятельности этих формирований при различных типах ЧС определяются Положением о специализированных формированиях Роспотребнадзора.

Специализированные формирования и включенные в них подразделения функционируют в:

· режиме повседневной деятельности;

· режиме повышенной готовности;

· режиме чрезвычайной ситуации.

Материальное обеспечение специализированных формирований необходимым имуществом (медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным), а также автотранспортом проводится в соответствии с табелем оснащения, утвержденным Роспотребнадзором.

Табельное имущество комплектуется в укладках для каждого подразделения отдельно. Все формы необходимой документации заготавливаются заранее и хранятся на складах с табельным имуществом. Приборы и лабораторное оборудование, реактивы и средства защиты, не используемые в повседневной деятельности, хранятся в соответствующих складских помещениях и возобновляются в установленном порядке.

Финансирование деятельностиСЭО и создаваемых на его основе отдельных подразделений осуществляется из бюджетных и внебюджетных средств ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ.

Финансирование деятельности СПЭБ, включая поддержание неснижаемого запаса расходных материалов, осуществляется за счет бюджетных средств противочумных учреждений страны, в том числе выделяемых на борьбу с эпидемиями, а также из специальных фондов федерального бюджета.

Деятельность после ликвидации ЧС предусматривает свертывание специализированных формирований, возвращение их к нормальной работе и далее осуществляется:

· контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обрабоки личного состава, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;

· возвращение специализированных формирований на базы формирующих их учреждений Росоптребнадзора;

· подведение итогов работы, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта, подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при ликвидации ЧС;

· ремонт техники, аппаратуры, индивидуальных средств защиты.

 

 

Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО)формируются на базе ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и на железнодорожном транспорте из штатной численности учреждения за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования.

СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад).

Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руководством учреждения-формирователя в зависимости от конкретной санитарно-эпидемиологической обстановки. Укомплектование СЭО личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников ФГУЗ Центра гигиены и эпидемиологии.

В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.

Задачи СЭО и его подразделений (бригад, групп разведки):

В режиме повседневной деятельности:

· участие личного состава в организации и проведении основных мероприятий по предупреждению ЧС;

· поддержание постоянной готовности управления, других сил и средств отряда, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации возбудителей инфекционных заболеваний;

· накопление, хранение и обновление оснащения;

· создание запасов медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики особо опасных заболеваний;

· подготовка специалистов формирования по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;

· обучение личного состава формирования современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды и других объектов окружающей среды на зараженность ПБА, ОХВ, РВ;

· проведение тренировочных занятий личного состава формирования по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС;

· проверка готовности формирования к практическому его развертыванию в установленные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ликвидации последствий ЧС;

· проверка эффективности схемы оповещения и сбора личного состава, с уточнением потребности в личном составе, транспорте, имуществе, определением реальных сроков приведения в готовность, уточнением последовательности и порядка развертывания, возможностей формирования к проведению биологической и санитарно-эпидемиологической разведки, лабораторному контролю за зараженностью ПБА, АОХВ и РВ продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, определением объема санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС.

В режиме повышенной готовности:

· участие в организации и проведении основных мероприятий, выполняемых при угрозе ЧС;

· повышение готовности сил и средств специализированного формирования, предназначенных для ликвидации возможных ЧС, уточнении их планов и действий в зависимости от прогноза развития ситуации;

· приведение сил и средств формирования в состояние повышенной готовности (выдвижение групп разведки и СЭО в район предполагаемых действий).

В режиме чрезвычайной ситуации:

· осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера, проводимых при возникновении ЧС;

· выдвижение оперативных групп разведки в район ЧС;

· организация и проведение противоэпидемических мероприятий;

· отбор, доставка и проведение лабораторных исследований проб;

· оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;

· определение объема и реализация санитарно-гигиенических и протитвоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС;

· обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации ЧС;

· экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение РВ и ХВ, заражение ПБА и выдача предварительного заключения о возможности их использования для нужд населения;

· санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;

· систематическая информация руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемиологической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;

Материалы лабораторных исследований и экспертиз, выполненных специализированным формированием направляются в Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ для принятия окончательного решения.

На основании анализа представленных данных руководитель территориального органа Роспотребнадзора:

· информирует население о степени риска для здоровья и жизнедеятельности в результате ЧС;

· проводит оперативную работу со средствами массовой информации.

По прибытии на место ЧС специализорованные формирования Роспотребнадзора (СЭО, СЭБ, группы разведки) работают под руководством регионального штаба по ликвидации последствий ЧС.

Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования - 24 ч.

Состав санитарно-эпидемиологического отряда:

начальник (зам. главного врача), врач по радиационной гигиене, эксперт - физик, врач по общей гигиене (2), врач - эпидемиолог, врач-дезинфекционист (2), врач - лаборант (2), врач - бактериолог (2), помощник санитарного врача, помощник эпидемиолога, фельдшер - лаборант (2), инструктор - дезинфектор, водители автотранспорта (2). Всего 19 чел..

Состав санитарно-эпидемиологических бригад:

· эпидемиологическая - начальник (врач), врач - эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), инструктор - дезинфектор, водитель автотранспорта. Всего 5 чел.;

· радиологическая - начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник санитарного врача (фельдшер), эксперт - физик, водитель автотранспорта. Всего 5 чел.;

· санитарно-гигиеническая (токсикологическая) – начальник (врач), санитарный врач - токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер - лаборант), химик - эксперт, водитель автотранспорта. Всего 5 чел..

Готовность СЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования -12 ч. Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2-4 ч.

Состав групп разведки:

· Группа санитарно-эпидемиологической разведки - руководитель группы (врач - эпидемиолог), врач по радиационной гигиене, санитарный врач, помощник санитарного врача, помощник эпидемиолога, водитель автотранспорта. Всего 6 чел.;

· Группа химической разведки- руководитель группы (врач - гигиенист), врач - токсиколог, химик - эксперт, лаборант, водитель автотранспорта. Всего 5 чел.;

· Группа радиационной разведки - руководитель группы (врач - гигиенист), физик - эксперт, водитель - дозиметрист. Всего 3 чел..

Практика последних десятилетий показала, что наиболее эффективными, мобильными и мощными формированиями, способными к быстрому развертыванию в полевых условиях и к автономной деятельности, является специализированнаые противоэпидемические бригады (СПЭБ) созданные на базе противочумных учреждений страны.

Ведущими показателями при применении СПЭБ могут быть:

· выраженная диспропорция между необходимостью проведения комплекса профилактических или противоэпидемических мероприятий адекватно возникшей обстановке и возможностью его обеспечения силами сохранившейся сети местных лечебных и противоэпидемических учреждений;

· угроза возникновения или возникшие очаги заболеваний особо опасными инфекциями;

· необходимость индикации возбудителей инфекции при актах терроризма и диверсий, а также при их проникновении из-за рубежа.

СПЭБ созданные в ФГУЗ «Научно-исследовательский противочумный институт» (РосНИПЧИ «Микроб», Волгоградский, Иркутский, Ростовского-на-Дону, Ставропольский НИПЧИ) являются мобильными, автономными специализированными формированиями постоянной готовности и экстренного реагирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

СПЭБ предназначена для проведения профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, в том счисле обусловленных эпидемиями и проявлениями биотеррроризма, а также при угрозе их возникновения.

Состав СПЭБ комплектуется в соответствии со штатно-организационной структурой из числа квалифицированных специалистов протвочумных институтов и прикрепленных противочумных станций, ФГУЗ Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и прошедших обучение по программе подготовки специалистов СПЭБ. По согласованию с руководителем управления органа здравоохранения субъекта РФ в состав СПЭБ включаются специалисты ЛПУ.

Штатно-организационная структура СПЭБ следующая:

· Начальник (врач-эпидемиолог), помощник начальника;

· Индикационное отделение – врач - бактериолог (2), врач - вирусолог (2), лаборант;

· Эпидемиологическое отделение - начальник отделения (врач - эпидемиолог, заместитель начальника СПЭБ), врач - эпидемиолог (2), паразитолог (зоолог), врач - инфекционист, санитарный врач;

· Бактериологическое отделение - начальник отделения, врач - бактериолог, врачи - бактериологи (6), токсиколог, лаборант (5), дезинфектор (автоклавщик) (2), лаборант с совмещением обязанностей дезинфектора (3);

· Инженерно-хозяйственное отделение - инженер (1), водители с совмещением обязанностей автомеханика и электрика (3), водители с совмещением обязанностей автомеханика и дезинфектора (3). Всего 38 чел.

Специалисты СПЭБ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации.

Оснащение СПЭБ приборами, оборудованием, техническими средствами, автотранспортом и другим имуществом осуществляется на основании модульного принципа функционирования СПЭБ в зоне ЧС, в том числе международного значения.

Выезд СПЭБ в зарубежные государства осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

На имуществе СПЭБ, транспортных средствах, производственной одежде размещается эмблема Роспотребнадзора.

Основные задачи и функции СПЭБ:

· участие в организации и проведении в зоне ЧС профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости населения;

· оценка и прогнозирование санитарно-эпидемиологической обстановки при ликвидации последствий ЧС;

· временное, в условиях кризиса, выполнение функций учреждений здравоохранения;

· участие в организации и проведении экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов инфекционных болезней, возникших вследствие их завоза из-за рубежа, активизации природных очагов или актов биотерроризма;

· участие в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации ЧС на территории зарубежного государства;

· лабораторная диагностика возбудителей заболеваний неясной этиологии и индикация ПБА в объектах окружающей среды;

· лабораторная диагностика возбудителей инфекционных болезней в материале от людей;

· оценка санитарно-гигиенической (токсикологической) обстановки и проведение в случае необходимости санитарно- гигиенических, токсикологических, радиологических исследований;

· оказание консультативно-методической и практической помощи органам и учреждениям службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно- профилактическим учреждениям в субъектах РФ в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС или при угрозе их возникновения.

Приведение СПЭБ в повышенную готовность, направление в заданный район в полном, ограниченном или усиленном составе, передислокация, замена личного состава и возвращение к месту постоянного базирования осуществляется по распоряжению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Количество расходного имущества рассчитывается на автономную работу СПЭБ в течение не менее двух недель.

Взаимодействие СПЭБ с органами исполнительной власти в зонах ЧС заключается в:

· обмене оперативной информацией;

· участии специалистов СПЭБ в заседаниях различных комиссий, штабов;

· решении вопроса по оказанию содействия муниципальными органами исполнительной власти в пополнении запасов расходных материалов, продуктов питания, ГСМ и других расходных материалов СПЭБ;

· обеспечении охраны места их дислокации.