Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика преподавания химии в вузе».
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет естествознания
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ПИ ЮФУ
проф. В.И.Мареев
____________________
«___» «___________» 2010 год
Рабочая программа дисциплины
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ВУЗЕ»
Магистерская программа «Химическое образование»
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование
Квалификация (степень)
Магистр
Ростов-на-Дону
1. Цели освоения дисциплины:теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к преподаванию химических дисциплин в высших учебных заведениях.
2. Место дисциплины в структуре магистерской программы:
Дисциплина «Методика преподавания химии в вузе» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла (М.2.3.2).
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности », а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.
Освоение данной дисциплины является основой для последующего прохождения педагогической практики, научно-педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика преподавания химии в вузе».
Процесс изучения дисциплины «Методика преподавания химии в вузе» направлен на формирование следующих компетенций:
- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
- способностью руководить исследовательской работой обучающихся
(ПК-4);
- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);
- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основы процесса обучения химии (принципы обучения, деятельностный подход к обучению, формирование творческого химического мышления);
- основы формирования содержания обучения химии (системный подход к определению содержания обучения, построение курса химии на основе переноса системы науки на систему обучения и на основе системного представления предмета химии);
- технологии обучения химии (продуктивно-поисковое и информационное обучение, проблемное и программированное обучение);
- систему контроля результатов обучения химии;
- современные тенденции развития образовательной системы;
- критерии инновационных процессов в образовании;
- принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
- принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
- все функции преподавателя дисциплин химического блока и психолого-педагогические условия их выполнения;
- теорию и технологии обучения химии;
- содержание предмета «Химия»;
- нормативные документы: государственный стандарт и программы химии для высшей школы;
- требования к кабинету химии;
- требования техники безопасности студентов при работе в кабинете химии.
уметь:
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- планировать учебные занятия и темы в соответствии с учебным планом и программой по химии, обоснованно осуществляя выбор методов и средств обучения химии;
- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки обучающихся;
- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения химии;
- анализировать учебную (важнейшие учебники химии для высшей и средней школы) и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала в его логической последовательности и с использованием междисциплинарных связей;
- организовывать самостоятельную учебную деятельность обучающихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- применять основные методы объективной диагностики знаний обучающихся, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;
- внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
- интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;
- выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
- работать с литературой профессионального направления;
- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям, и особенностям возрастного развития личности.
иметь навыки:
- тематического планирования курсов общей, физической, неорганической, аналитической, органической и других ветвей химии в высшей школе;
- поурочного планирования занятий;
- вести учебные занятия различных типов и видов.
Сдающий экзамен должен владеть :
- инновационными педагогическими технологиями обучения химии, быть знакомым с современными тенденциями развития химического образования в России и мире в целом, знать систему и структуру вузовского химического практикума;
- способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
- способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры;
- технологиями проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения;
- навыками планирования, подготовки проведения и анализа урока химии;
навыками демонстрации химических опытов и средств наглядности.