Марш в пешем строю.

Гигиеническая характеристика марша, виды. Задачи медицинской службы по обеспечению отдельных видов пешего марша.

Перевозки по железнодорожным дорогам

При железнодорожных перевозках, особенно в военное время, существуют значительные трудности в создании санитарных удобств и создается опасность заноса в эшелоны инфекционных заболеваний и их распространение. Поэтому профилактические мероприятия при железнодорожных перевозках имеют важное значение. Эти мероприятия должны включать в себя: ознакомление с санитарно-эпидемическим состоянием территории и населенных пунктов по пути движения эшелонов, а также с расположением лечебных и противоэпидемических учреждений; проверку подвижного состава, подаваемого под погрузку, с точки зрения его санитарного состояния, тщательности очистки, дезинфекции и дезинсекции; контроль за водоснабжением и питанием, а также санитарным состоянием эшелона, правильная топка печей и т.п.

Перед погрузкой в эшелоны, личный состав подвергается осмотру для выявления больных, а также помывке в бане с дезинсекцией белья и обмундирования. С личным составом проводят беседы о правилах личной гигиены и способах предохранения от желудочно-кишечных заболеваний, паразитарных тифов, а также по вопросам защиты от средств массового поражения. При необходимости проводятся специальные противоэпидемические мероприятия (вакцинация и т.п.)

Наличие транспорта не устраняет необходимости передвижения в пешем строю, особенно в условиях весенне-осенней распутицы и зимой, при марше в горах, в лесистых, болотистых и пустынных местностях, при движении вне дороги, при марш-броске, а также в ходе боевых действий. Поэтому каждый солдат должен быть подготовлен к успешному совершению пеших маршей.

Марш в пешем строю является одним из самых тяжелых видов физического труда, степень тяжести которого зависит от скорости передвижения, дальности перехода, от рельефа местности и метеорологических условий, от весовой нагрузки и ряда других факторов. Успешность марша зависит в большей мере от физического состояния солдат и их тренированности, питания, одежды, обуви и снаряжения, предшествовавшей деятельности, боевой обстановки, морального духа войск.

В зависимости от режима передвижения, величины перехода и степени напряжения различают марш обыкновенный, форсированный и марш-бросок. Величина переходов, скорость движения, время и место привалов определяется исходя из конкретных условий боевой обстановки, поставленных задач с учетом рельефа местности, наличия дорог и их состояния, климатических условий, метеорологических факторов, времени года и суток и т.п. В среднем при обычном марше в случае движения пешком по равнинной местности величина суточного перехода составляет 25-30 километров в сутки при скорости 4,5 - 5 км/ч. При форсированных маршах величина перехода достигает 40-45 километров. При маршах- бросках, сравнительно небольшие расстояния (около 10 км) войска преодолевают при скорости 8-9 км/ч.

Наибольшим испытанием во время марша подвергаются сердечно-сосудистая система, органы дыхания, органы пищеварения, обмена веществ и центральная нервна система.

Изменение функций сердечно-сосудистой системы. Функции сердца на марше значительно усиливаются. Пульс может достигать 120-140 ударов в минуту и больше, минутный объем крови увеличивается в 6-7 раз по сравнению с покоем. У тренированных лиц усиление кровотока происходит преимущественно за счет увеличения систолического объема сердца, а у не тренированных лиц за счет учащения сердечных сокращений.

Изменение дыхания. Органы дыхания работают на марше также весьма интенсивно. Частота дыхания может доходить до 20-25 и более вдохов в минуту, вместо 12-18 в покое. Объем легочной вентиляции увеличивается в 5-6 раз.

Приспособление сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата усиленной нагрузке происходит постепенно в процессе длительного и правильно организованной физической и маршевой тренировки. У некоторых лиц при продолжительных и ускоренных маршах может отмечаться расстройство сердечной деятельности и дыхания. Чтобы не допустить этого, на марше и при маршевых тренировках необходимо следить за пульсом и дыханием солдат. Особого внимание заслуживают лица, у которых частота пульса превышает 130-140 ударов в минуту, и у которых имеется сильная одышка; за время 10-минутного отдыха на малом привале пульс и дыхание должны нормализоваться, приближаясь к исходному уровню. Если пульс и дыхание остаются частыми, следует увеличить время отдыха. Летом на привалах, где это возможно, отдыхать следует лежа, со снятым снаряжением и обувью.

Питание на марше. Учитывая высокие энергозатраты солдат на марше, необходимо следить за калорийностью рациона. На марше повышена также потребность в витаминах, особенно в таких, как В1 В2, С и А. При длительных и тяжелых маршах целесообразно выдавать витаминные препараты или витаминизировать пищу с тем, чтобы за сутки солдат получал (с учетом содержания витаминов в пище) витамина С - 100мг, витамина В1 3-5мг, витамина В2 - 2-Змг, витамина РР - 20-25 мг и витамина А (в пересчете на каротин) - 4-5мг.

Завтрак выдается за 40-60 минут до выступления. Он должен быть плотным, иметь в своем составе мясо и жиры. Жирная мясная пища дольше задерживается в желудке и обеспечивает сохранение чувства насыщения, при значительной калорийности, она имеет сравнительно небольшой объем. При выступлении на марш ранее 4-5 часов утра, завтрак желательно выдавать на первом или втором малом привале. На большом привале после кратковременного отдыха выдается второй завтрак в виде плотного блюда и чая либо чая с хлебом, колбасой или консервами. Обед выдается после окончания марша. При марше ночью ужин выдается за час до выступления в виде плотного крупяного блюда с мясом и жиром.