Рекреационные зоны
Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и
включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.
На территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение
действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не
связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
3. Графически изобразить схему градостроительного зонирования планировки поселений «параллельная» система
16 БИЛЕТ
1. Особенности планировочной структуры «Индустриального города» Тони Гарнье.
ТОНИ ГАРНЬЕ И «ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ГОРОД»
На следующий год после появления книги Говарда во Французской академии в Риме начал свою работу над проектом образцового города Тони Гарнье (1869—1948), лауреат Большой премии Рима (Огапс! Рпх де Кота). Гарнье, по всей вероятности, не знал сочинений Сориа и Говарда. В решении проблем города он руководствовался совершенно иными принципами.
Гарнье не считал, что структуру города определяют современные транспортные средства; в его проекте они нашли отражение лишь как один, да к тому же не самый важный, фактор. В отличие от Говарда он ее занимался вопросом ликвидации существующих крупных городов и поисками методов финансирования новых. Он не ограничивался разработкой теоретических принципов и схематических решений. Его занимал вопрос структуры города XX в., соответствующей социальному и техническому прогрессу. В результате появился проект «индустриального города».
Гарнье работал над ним в течение четырех лет пребывания в Риме. Уже в 1901 г. он отослал в Париж два планшета с планом проектируемого города, а через три года выставил в Риме и Париже законченную работу. Наконец, в 1917 г. он опубликовал большой труд под названием «Индустриальный город» («Ше сНё тдизМеНе»),
Индустриальный город был рассчитан, подобно городу-саду Говарда, на 35 тыс. жителей. Однако Гарнье ни в коей мере не стремился определить оптимальную численность населения. Он лишь хотел на данном примере разработать свою основную концепцию. Говард разместил в городе-саде только мелкие и средние промышленные предприятия, которые он вынес в узкую зону, окружающую жилые районы. Гарнье же связал относительно небольшой город с промышленным комплексом, включавшим железные рудники, доменные печи, сталелитейные, кузнечные и прокатные цехи, судостроительный завод, завод по производству сельскохозяйственных машин, автомобильный и авиационный заводы, а также множество вспомогательных объектов. У плотины находилась электростанция. Комплекс предприятий был расположен около устья реки, впадающей в более крупную водную артерию, что позволяло использовать водный транспорт. Выбор территории, в наибольшей степени отвечающей потребностям промышленности, предопределил размещение других районов города. Они расположились на высокой террасе с хорошими условиями инсоляции, вдоль дороги, ведущей к промышленным предприятиям. У этой дороги между комплексом промышленных предприятий и жилыми районами находился главный железнодорожный вокзал, а рядом с ним — гостиницы, универсальные магазины, рынок и относительно небольшое число четырехэтажных «коллективных жилых зданий». В общегородском центре, расположенном в комплексе жилой застройки, поражает обилие объектов общественного значения: здание городских ведомств, здание многоцелевого назначения с залами различной величины и многочисленными помещениями для профессиональных союзов, и прочих объединений, музеи, библиотека, выставки, театры (крытые и под открытым небом), центр здравоохранения, плавательные бассейны, спортивные сооружения и помещения для спортивных клубов, стадион и т. д.
По обеим сторонам городского центра размещены жилые районы, делящиеся на более мелкие жилые комплексы, в каждом из которых была предусмотрена начальная школа. Такие микрорайоны должны были застраиваться преимущественно двухэтажными домами. Это были свободно стоящие здания, расположенные среди зелени на неогороженных участках, составляющих единый парковый комплекс. «Такая структура позволяет пересекать город в любом направлении независимо от расположения улиц, которыми пешеходы могут не пользоваться. Вся территория города представляет собой как бы один большой парк без каких бы то ни было ограждений отдельных участков»,— писал Гарнье [27].
В решении индустриального города можно найти много новаторских для градостроительства идей. Достаточно четко выделены и соответствующим образом размещены территории различного назначения. Гарнье значительно опередил свое время, сгруппировав промышленные предприятия в несколько комплексов. Объекты, оказывающие наиболее вредное воздействие на окружающую среду, такие, например, как доменные печи, он относит как можно дальше от жилых районов,
а текстильные предприятия размещает вблизи них. Из его города почти полностью исчезли заводские трубы, загрязняющие воздух; гидроэлектростанция (первые объекты такого рода появились лишь в конце XIX в.) должна была давать энергию не только заводам, но и жилым районам. Проектируя зеленые массивы на территории промышленных предприятий, Гарнье предвосхитил «зеленые заводы» (изте Vег^:е) Корбюзье. Он думал также о создании возможностей для расширения предприятий в связи со свойственной промышленности динамичностью развития. «Каждый цех завода, — писал он, — расположен таким образом, чтобы его можно было расширять без ущерба для других цехов» [27].
Гарнье решает промышленные предприятия как интересные с точки зрения архитектуры объекты; вместе со вспомогательными зданиями они служат основными доминантами городского пейзажа.
В решении жилых кварталов обнаруживаются зачатки территориальных единиц, связанных с основными видами обслуживания. Улицы делятся на несколько групп в зависимости от их коммуникационного значения; по главной улице должна проходить трамвайная линия, соединяющая отдельные районы и выходящая за пределы города. По меньшей мере половина территорий, отведенных под жилую застройку, должна иметь характер общественных зеленых массивов; среди этих массивов проложена сеть пешеходных дорожек, пронизывающая весь город. Размещая среди зелени свободно стоящие здания, Гарнье отошел от господствующего в то время принципа окаймляющей застройки кварталов, предвосхитив позднейшую кампанию против улиц-коридоров. Он уделял особое внимание надлежащей инсоляции и проветриванию отдельных жилищ и целых кварталов.
Новаторский характер проекта Гарнье проявился также в выборе архитектурных форм. Он настойчиво работал с новым строительным материалом — железобетоном, используя его «без украшений, без карнизов, в чистом виде». «Простота средств, — писал Гарнье, — логически ведет к выразительной простоте конструкций» [27]. Простота решения обнаруживается также и в пространственной организации города. В проекте Гарнье нет стремления к монументальным эффектам и культа симметрии, столь характерных для французского градостроительства того времени. Благодаря прекрасному чувству ландшафта и умению органически включить в него город, благодаря дифференциации архитектурных форм в рамках заданных условий он создал яркую, живую картину города, лишенную какого бы то ни было схематизма и монотонности.
Проект Гарнье был новаторским и в социальном плане. Это — первая попытка нарисовать картину города XX в., основанного на социалистических принципах. На вопрос, почему в его городе не предусмотрено зданий для суда, полиции, тюрьмы и церквей, Гарнье ответил, что новое общество не будет нуждаться в церквах, а с ликвидацией капитализма исчезнут мошенники, воры и убийцы [28]. Проект промышленного города исходил из предположения, что будет достигнут определенный социальный прогресс. Как можно видеть из описания и рисунков, этот прогресс должен был бы быть весьма значительным. Население пользуется различными общественными сооружениями, учреждениями культуры и здравоохранения и т. д. Коллективные жилые здания включают общественные предприятия бытового обслуживания. Поражает тенденция к выравниванию жилищных условий. В этом отношении Гарнье принципиально отличается от^ Сориа, который по-разному размещал различные социальные классы: для богатых людей были предназначены кварталы, расположенные вдоль главной улицы линейного города, для менее состоятельных —кварталы вдоль перпендикулярных ей улиц, а для остальных социальных групп — тер ритории, удаленные от центральной магистрали [19, с. 19]. В индустриальном городе труд был «важнейшим правом человека», а «культ красоты и добра делал жизнь прекрасной» [27].
Гарнье поднял три вопроса, которые в 1929—1933 гг. стали темой очередных международных конгрессов по современной архитектуре: «минимальное жилище», «рациональные методы застройки» и «функциональный город». Многие выдвинутые им требования позднее появлялись в материалах конгресса. Через полвека после возвращения Гарнье из Рима один из небольших городков — Фирмини-—стал местом большого строительства (в числе других архитекторов там работал Ле Корбюзье). Рядом со старым городом вырос новый район—-«зеленый Фирмини» (Пггшпу Уег1).
Подобная, но более крупная и глубже проникающая 'в человеческие отношения акция значительно раньше предлагалась Гарнье. Впрочем, он смог осуществить это, хотя и в более скромных, чем стремился, масштабах, на территории своего родного Лиона. В 1905 г. он спроектировал городской молокозавод, а затем построил различные общественные здания, предусмотренные в его индустриальном городе: больницу, стадион, бойню, школы и т. д. [29]. В 1920 г. он начал работать над проектом нового жилого района, решенного в соответствии с принципами, выдвинутыми им за несколько лет до этого в теоретическом труде. В связи с тем что территория была слишком мала и к тому же находилась по соседству с вредными для окружения промышленными предприятиями, построенный район значительно отличался от теоретической модели. Здания стали более высокими, зеленые участки между ними были сильно сокращены, а сеть пешеходных дорожек среди зелени выполнена лишь в виде фрагментов. Здания предприятий бытового обслуживания были представлены весьма скромно. В таких условиях достаточно отчетливо выявилась схематичность пространственной структуры. Захватывающая картина социалистического города приняла вид рабочего предместья большого и богатого капиталистического города. Не было выполнено главное условие, лежащее в основе градостроительной концепции Гарнье: достижение того «прогресса в общественных отношениях», о котором он писал. Город не располагал ни необходимыми территориями, пи средствами для их надлежащего освоения.
Тем не менее, в проектах зданий общественного назначения в Лионе во всем блеске проявились новаторство и архитектурный талант Гарнье. Он обнаружил здесь прекрасное чувство ансамбля.
Благодаря своим реализованным проектам Гарнье вошел в историю не только как пионер градостроительства, но и как один из выдающихся энтузиастов современной архитектуры.
Тони Гарнье. Проект индустриального города, опубликованный в 1917 г.
Город, рассчитанный всего на 35 тыс. жителей, занимает огромную территорию Главная полоса жилой застройки, расположенная на 200 м выше русла реки, в длину тянется на 6 км, а а ширину достигает 600 м; она представляет собой вариант линейного города, остов которого образует широкая улица с трамвайной линией. Трамвай связывает различные части города и выполняет вспомогательные функции в грузовых перевозках. Промышленность занимает почти половину общей площади территорий, предназначенных для застройки. Отдельные цехи металлургических предприятий расположены так, чтобы обеспечивалась непрерывность производственного процесса. Из производственных соображений некоторые промышленные и санитарио-технические объекты размещены у реки, что затрудняет доступ к ней со стороны города.
Сопоставление проекта индустриального города, основные элементы которого были разработаны в 1904 г., с появившимся в это время проектом Лечуорта подчеркивает новаторство пространственных решений Гарнье. В его проекте можно обнаружить многое из того, что впоследствии появлялось не только в моделях функционального города периода между первой и второй мировыми войнами, но и в проектах второй половины нынешнего столетия.
I — гидроэлектростанция; 2 —ткацкие фабрики; 3 — рудники; 4 — металлургические заводы, автомобильный завод и т. д.; 5 — завод огнеупорных материалов; 6 — полигон испытаний автомобилей и торможения двигателей; 7 — обработка отходов; 8 — бойни; 9 — товарная станция металлургических заводов; 10— пассажирская станция; 11 — старый город; 12 —главный железнодорожный вокзал; 13—жилые районы; 14 — общегородской центр; 15 — начальные школы; 16 — профессиональные училища; 17 — больницы и санатории; 18 — здание общественного назначения и парк; 19— кладбище
2. Зоны сельскохозяйственного и специального назначения