АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ВОЙСК
Самым распространенным способом передвижения подразделений в войсковом и армейском районах является марш на автомобилях, бронетранспортерах или боевых машинах.
Автомобильное подразделение или группа автомобилей, следующих по одному маршруту под единым
командованием и выполняющих общую задачу, составляет автомобильную колонну.
Время совершения марша определяется в зависимости от реальной обстановки. Ночные марши обеспечивают большую скрытность и меньшую вероятность боевых потерь, но они вызывают и большую утомляемость личного состава, проводятся более низким темпом, требуют высокой степени выучки водителей, тщательной подготовки машин и дорог. Средняя скорость движения колонн на марше может быть ночью 25—30, днем 30—40 км/ч, среднесуточный пробег автомобильной колонны при одном водителе на машине — до 150—350 км. Время суток распределяется следующим образом: движение — 10—12 ч, погрузка (выгрузка) — 3—4 ч, техническое обслуживание — 1—2 ч, отдых личного состава — 7—8 ч.
Для отдыха личного сестава и проверки состояния машин делают малые и большие привалы, а также устраивают дневной (ночной) отдых. Малые привалы продолжительностью 20—30 мин назначают через каждые 2—3 ч движения для разминки, приема пищи и воды. Первый малый привал целесообразно устраивать через 1—2 ч после начала движения. В начале второй половины суточного перехода — через 6—8 ч нахождения в пути — делается большой привал на 2—4 ч для отдыха, приема горячей пищи и осмотра материальной части.
Для перевозки личного состава используют только исправный чистый, при необходимости продезинфицированный транспорт, оборудованный скамьями и тентом. Отвечает за подготовку автомашин начальник автомобильной службы. При расчете норм посадки исходят из 0,27 м пола кузова на человека. В современном грузовом автомобиле могут разместиться 21—35 человек.
Во время автомобильных перевозок на организм военнослужащих может оказывать неблагоприятное влияние сочетанное действие ряда факторов внешней среды (табл. 21), суммарным эффектом которого может быть преждевременное развитие утомления и снижение боеспособности. Особое внимание должно быть обращено на предупреждение отравления выхлопными газами, отрицательное действие которых наблюдается при нарушении дистанции между машинами, при медленном темпе движения, частых оста-
новках без выключения моторов, при движении колонны по лесным дорогам, в ущельях и долинах, в тоннелях, при безветрии или попутном ветре, а также при движении вместе с танками.
Таблица 21. Неблагоприятные факторы внешней среди при автомобильных перевозках и реакция организма
Фактор внешней среды | Возможная реакция оргаянэыа |
Солнечная радиация | Перегревание, фотофтальмия |
Низкая температура воз- | Охлаждение, отморожение, простудные |
духа, снег, дождь | заболевания |
Интенсивное движение | Конъюнктивит, блефарит, микротравма |
воздуха, пыль | глаза |
Выхлопные газы | Головная боль, головокружение, шум в |
ушах·, слабость и разбитость | |
Шум | Ухудшение настроения, снижение ост- |
роты слуха, притупление внимания, | |
шум в ушах, утомление | |
Сотрясения | Статическое напряжение отдельных |
групп мышц (из-за необходимости | |
сохранения равновесия), нарушение | |
нормального распределения крови | |
(ишемические боли), сдавление груд- | |
ной клетки я отдельных нервов, сме- | |
щение внутренних органов | |
Небольшие перегрузки | Укачивание — головокружение, нару- |
меняющегося направ- | шение устойчивости, равновесия, тош- |
ления | нота, рвота |
Отравление техническими жидкостями чаще всего бывает при вдыхании их паров, а также при попадании на открытые части тела и слизистые оболочки.
Острое отравление парами горючего может вызвать длительную потерю сознания, а несвоевременная помощь пострадавшему — смерть. Во всех случаях острого отравления пострадавшего надо немедленно удалить из опасной зоны.
В случае заглатывания антифриза или тормозной жидкости нужно вызвать рвоту и немедленно доставить пострадавшего на медицинский пункт. При отравлении угарным газом надо вывести пострадавшего на свежий воздух, дать понюхать нашатырный спирт. При появ-
лении рвоты — доставить на медицинский пункт, приняв меры для предупреждения асфиксии.
На пути следования автоколонны могут оказаться участки, зараженные средствами оружия массового поражения (ОМП). В этом случае к факторам, указанным в табл. 21, могут присоединиться факторы, специфичные для того или иного вида ОМП.
В пути личный состав готовит пищу из консервов и концентратов, используя специальные приспособления, или питается сухим пайком. При перевозках по военным автомобильным дорогам питание может осуществляться на военно-продовольственных пунктах. Перед выступлением за 1—1 1/2 ч выдается необильная горячая пища.
В ходе разведки маршрута передвижения проводят санитарно-эпидемиологическую оценку маршрута, мест остановок и привалов, а также источников воды и населенных пунктов, через которые следует автоколонна; определяют места для развертывания пунктов снабжения водой и батальонных пунктов питания (БПП). По маршруту движения все зараженные и неблагополучные в санитарно-эпидемическом отношении районы обеспечивают хорошо видимыми указателями. Источники воды, предназначенные для использования подразделениями, берут под охрану. В соответствии с поставленной боевой задачей и данными разведки командир части по докладу начальника медицинской службы и других должностных лиц в своем приказе или на служебном совещании определяет профилактические мероприятия, проводимые в подготовительном периоде и во время движения автоколонны.
Устанавливается режим движения: указываемся дистанция между машинами (25—30 м), продолжительность движения и отдыха. Определяют выполняемые на привалах меры по сохранению боеспособности — физические упражнения, меры личной гигиены — умывание, мытье ног, купание, чистка одежды от пыли.
Войска, совершающие марш в условиях применения противником оружия массового поражения, могут оказываться в зоне ядерного взрыва, пересекать след радиоактивного облака или очаг химического или бактериологического заражения. Участки заражения радиоактивными веществами (РВ), отравляющими веществами (ОВ), бактериальными средствами (БС) войска преодолевают в средствах индивидуальной защиты —
в противогазах, защитных накидках, защитных чулках, перчатках. Машины должны передвигаться на таких дистанциях, при которых взаимное запыление будет наименьшим. Для передвижения по возможности используют участки местности с меньшим уровнем заражения. Такие участки разведка обозначает предупредительными знаками.
Врачу необходимо знать данные химической разведки и дозиметрического контроля и проверять тщательность проведения дезактивации, обезвреживания и дезинфекции.