ПЕРЕВОЗКИ ВОЙСК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ, ВОДНЫМ И АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ
И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВОЙСК
ГИГИЕНА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВОЙСК
Глава 7
Вопросы для самоконтроля и обсуждения на занятиях
1. Дайте определение понятиям: гигиена военного труда и военно-
профессиональные заболевания. Перечислите факторы, которые
могут вызвать военно-профессиональные заболевания. Назовите
характерные особенности современного военного труда.
2. Что такое обитаемость? По каким основным направлениям ведет
ся разработка этой проблемы?
3.* Каковы особенности работы личного состава в средствах индивидуальной защиты (СИЗ)?
4. Расскажите о мерах предупреждения перегревания организма.
5. Какие вы знаете СИЗ кожи?
6. Назовите СИЗ органов дыхания и расскажите о принципе их
действия.
7. Какова роль химического фактора в труде современного воен
ного специалиста? Приведите примеры воздействия химического
фактора (назовите химическое вещество и укажите условия) на
организм танкиста, ракетчика, личного состава мотострелковой
части, персонал радиолокационной станции.
8.* Каковы меры профилактики поражений ядовитыми веществами? 9. Расскажите о гигиене труда в танковых частях.
10. Укажите особенности гигиены труда в мотострелковых частях.
11. Расскажите об особенностях труда персонала радиолокационных
станций.
12. Каковы меры профилактики неблагоприятного действия СВЧ-
поля?
13. В чем заключается неспецифические вредные факторы на РЛС
и профилактика их неблагоприятного действия?
14. Перечислите гигиенические особенности труда артиллериста.
15. Меры защиты личного состава артиллерии от неблагоприятных
факторов.
Передвижения войск осуществляются двумя основными способами — маршем и воинскими перевозками (рис. 28).
Перевозки водным и особенно железнодорожным транспортом в тыловых районах являются самыми распространенными. При железнодорожных и водных перевозках войск формируются эшелоны.
Воинским эшелоном называется организованная для перевозки в одном поезде или на одном судне воинская часть или ее подразделение.
В железнодорожном воинском эшелоне имеются вагоны для личного состава, изолятор, кухня, вагон для продовольствия (летом — изотермический вагон). Вагоны, подготовленные в санитарном отношении, очищенные от мусора, вымытые горячей водой и продезинфицированные, обеспеченные съемным воинским оборудованием, предоставляет железная дорога. В случае необходимости производится дозиметрический контроль и дезактивация. Подготовленные вагоны проверяются
Рис. 28. Виды передвижения войск.
комиссией и пломбируются. В состав комиссии входит врач.
Съемное воинское оборудование железнодорожных вагонов, предназначенных для перевозки личного состава, включает доски (в том числе для устройства нар), фонари, ведра, стремянки, рамы оконные, метлы, а в отопительный период — печи с необходимым оборудованием.
Задача медицинского обеспечения состоит в том, чтобы путем постоянного наблюдения за личным составом и условиями перевозок выявлять обстоятельства, могущие оказывать неблагоприятное влияние на здоровье и боеспособность солдат и офицеров, и принимать меры для их устранения.
Начальник медицинской службы части, планируя медицинские мероприятия по гигиеническому обеспечению железнодорожных перевозок, вначале изучает приказ и оценивает обстановку. Необходимые дополнительные сведения он запрашивает у соответствующих должностных лиц и прежде всего у своего начальника по специальности. К нему же он обращается с заявкой на недостающие силы и средства.
Планируемые мероприятия начальник медицинской службы разделяет на 3 группы: мероприятия подготовительного периода, периода следования эшелона по железной дороге и мероприятия в районе выгрузки.
Приняв решение о порядке медицинского обеспечения эшелона, начальник медицинской службы выделяет врача (или фельдшера) эшелона и ставит ему задачу.
За гигиеническое обеспечение эшелона отвечают начальник эшелона и его заместитель, заместители по политической части и по снабжению, врач (фельдшер) эшелона, командиры подразделений, начальник команды химической защиты и старшие по вагонам. Обязанности этих должностных лиц изложены в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
Старший по вагону обязан выделять солдат для получения пищи, подноски воды и работы на кухне; о всех заболевших должен немедленно докладывать дежурному по эшелону и командиру подразделения, после выгрузки — обеспечить уборку вагона (судового помещения).
Врач эшелона в период подготовки к перевозке обязан уяснить радиационную, химическую и эпидемическую обстановку в районе погрузки и на маршруте следования, проверить, проведены ли помывка со сменой белья и медицинский осмотр личного состава, проверить доброкачественность продовольствия, получаемого на путь следования, и организовать беседы с личным составом. Средства, необходимые для проведения профилактических меропри-ятий, он получает от начальника медицинской службы части.
В пути медицинский работник обходит ежедневно
вагоны, проверяя их санитарное состояние и контролируя соблюдение правил личной гигиены; проверяет условия хранения и доброкачественность пищевых продуктов, выдаваемых на довольствие, ведет санитарный контроль за приготовлением и раздачей пищи, снабжением кипяченой водой; руководит санитарной обработкой личного состава; совместно с начальником команды химической защиты проводит бактериологическую разведку, а в случае заражения эшелона бактериальными средствами организует забор проб и передачу их на анализ в ближайшие по пути следования санитарно-контрольные пункты, проводит сани-тарно-просветительную работу с личным составом.
В пути следования снабжение эшелона холодной и горячей водой осуществляет администрация железной дороги из расчета 6—10 л/сут на 1 человека. В эшелоне должен быть запас питьевой воды — в котлах, бачках для питьевой воды и флягах.
Горячая пища готовится не менее 2 раз в сутки. Если в эшелоне нет кухонь, то не реже 1 раза в сутки питание производится на военно-продовольственных пунктах, где военнослужащие могут получать до 50% суточной нормы продовольствия. Остальное положенное но норме довольствие выдается сухим пайком. Дневную норму хлеба и сахара целесообразно выдавать по частям вместе с горячей пищей, так как хранить эти продукты солдатам негде.
На военно-продовольственных пунктах пища должна быть приготовлена не раньше чем за 30—40 мин до прибытия эшелона. Горячую пищу личный состав может получать в свои котелки. В этом случае должна быть обеспечена возможность мытья горячей водой индивидуальной посуды — котелков, кружек и ложек.
Перед погрузкой в эшелон весь личный состав проходит помывку в бане, при необходимости — с дезинфекцией белья, обмундирования и личных вещей. Помывки (санитарные обработки) в пути следования проводятся через 7 — 8 сут в станционных (портовых) санпропускниках, банно-прачечных поездах, гарнизонных банях или в душевых на судах.
Особенности водных перевозок состоят в следующем. Поскольку на судах могут размещаться значительные воинские контингенты, командование воинских частей и представители пароходства составляют план приспособления транспорта для перевозки лич-
ного состава и техники. Необходимое переоборудование и оснащение судна осуществляется пароходством.
Использование для перевозки войск водного транспорта имеет следующие гигиенические особенности: размещение личного состава подразделений на одном судне, а на речном транспорте — в одном помещении; подверженность большинства людей укачиванию; необходимость создания больших запасов воды и проведения дератизационных мероприятий.
Размещение больших групп людей в одном помещении сопряжено с опасностью распространения эпидемических заболеваний, ухудшением микроклимата, загрязнением воздуха продуктами жизнедеятельности человека. Снижение объема вентиляции чаще происходит ночью, на стоянках, во время шторма и в холодную погоду вследствие задраивания люков и иллюминаторов. Поэтому при рассмотрении плана приспособления судна для перевозки военнослужащих медицинская служба обращает внимание командования на необходимость оборудования дополнительной вентиляции (виндзейли, ветровые желобы-совки, переносные вентиляторы) и использования световых и сходных люков, элеваторных шахт и кожухов дымовых труб для проветривания жилых помещений.
Укачиванию (или «морской болезни») подвержено большинство людей. Одной из профилактических мер, используемых на морских судах, является организация активной деятельности личного состава.
Снабжение подразделений пресной водой при перевозке морем производится в портах на весь путь следования из расчета не менее 10 л в сутки на человека. На морском транспорте создаются значительные запасы питьевой воды, которые требуется сохранить в течение длительного времени. В таких случаях в период подготовки проводится очистка, цементирование и дезинфекция балластных цистерн, заполнение их доброкачественной водой и консервирование ее хлорсодер-жащими препаратами или ионизированным серебром на специальных установках, находящихся на крупных современных судах.
Для питья используют только обеззараженную воду (кипячение, хлорирование, обработка периоксидом водорода). Забортной водой пользуются для хозяйственных надобностей. За качеством воды устанавливают строгий санитарный надзор.
Горячую пищу готовят в судовых камбузах и походных кухнях перевозимых подразделений.
Дератизация является обязательной мерой при подготовке судна для перевозки войск. Проводит ее пароходство.
Для срочной переброски воинских частей и эвакуации раненых на большие расстояния прибегают к авиационным перевозкам. Для этого используют винтомоторные и реактивные самолеты и вертолеты. Обеспечение воинской части, перевозимой авиационным транспортом, всем необходимым в пути следования является обязанностью командиров соответствующих авиационных и аэродромных частей. Проверку наличия фиксационных ремней для личного состава, надежности крепления грузов, состояния бортовой кислородной дыхательной аппаратуры (КДА) проводят в присутствии представителя военно-транспортной авиации.
Особенности гигиенического обеспечения авиационных перевозок связаны с воздействием на организм военнослужащих пониженного атмосферного парциального давления кислорода, что может вызвать аэросинуситы, аэроотиты, высотный метеоризм, гипоксию. Под влиянием небольших перегрузок меняющегося направления у 1—2% личного состава наблюдается укачивание («воздушная болезнь»).
К основным мероприятиям по предупреждению действия неблагоприятных факторов при авиационных перевозках относятся медицинский осмотр личного состава перед полетом, проверка бортовой аппаратуры, максимальное сокращение времени ожидания посадки и вылета, прием пищи не позже чем за 2 ч до вылета и обеспечение горячим питанием на месте посадки; обеспечение доброкачественной водой во время ожидания посадки и в пути следования.