Совершенствование деятельности органов и структур государственной власти по обеспечению военной безопасности России

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Под влиянием эволюции взглядов на средства и способы обеспечения национальной безопасности растет понимание необходимости кардинального переосмысления подходов к формированию системы обеспечения военной безопасности РФ, убеждение в том, что без ее совершенствования невозможно добиться главной цели - обеспечить национальную безопасность (стабильное международное и внутриполитическое положение страны, ее суверенитет и территориальную целостность, защиту и реализацию национальных интересов) с использованием как невоенных мер, так и военной силы.
Для достижения этой цели необходимы разработка и последовательное проведение реалистического военно-политического курса, повышение уровня социально-экономического развития, укрепление военной организации государства исходя из военных угроз его национальным интересам, определение и использование наиболее эффективных возможных форм и способов их нейтрализации. Стремление к комплексному и взаимосвязанному учету перечисленных факторов при организации функционирования системы обеспечения военной безопасности позволяет рассматривать ее в качестве механизма, призванного реализовывать принятые в стране концептуальные взгляды и политические установки в области обеспечения национальной безопасности путем координации деятельности органов законодательной, исполнительной власти и всех других элементов военной организации государства.

Обеспечение военной безопасности России требует формирования и реализации единой государственной политики в этой области, консолидации усилий всех ветвей и органов власти, концентрации и рационального использования выделяемых сил, средств и ресурсов.
Эта линия предусматривает приведение объема и содержания задач военной организации, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями страны. Безусловно, определение основных требований к военной организации государства и ее составляющим - одна из труднейших научно-практических задач. Но ее надо решать, прежде всего на законодательном уровне.
Анализ состояния системы военной безопасности Российской Федерации (2.3) показывает, что в настоящее время государственным и политическим органам необходимо сосредоточить основные усилия прежде всего на решении следующих организационных задач и вопросов:

  1. Создание эффективного механизма по анализу военно-политической обстановки в мире и вокруг России, основанного не на субъективном мнении отдельных руководителей, а исходя из реально складывающейся обстановки на данный момент.
  2. Анализ уровня возможных военных опасностей и угроз для России и выработка в кратчайшие сроки всего комплекса практических мер по их предотвращению.
  3. Разработка жестко регламентированных и нормативно утвержденных критериев и пороговых значений военной безопасности.
  4. Определение конкретных военно-технических параметров Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
  5. Контроль реализации и выполнения решений руководства страны по ликвидации в установленные сроки возникших военных опасностей и угроз.

Всю основную деятельность в системе обеспечения военной безопасности и координации усилий всех элементов этой системы должен взять на себя существующий Совет Безопасности РФ. Его роль в системе государственного управления военным строительством на современном этапе необходимо существенно повысить и законодательно закрепить в новом федеральном законе "О национальной безопасности Российской Федерации".
Необходимо продолжить совершенствование механизма реализации координирующих функций Генерального штаба Вооруженных Сил в отношении других войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также полномочий МВД, ФСБ, ФПС, МЧС. Федеральной службы железнодорожных войск России по координации деятельности компонентов военной организации при решении задач в области безопасности государства, в выполнении которых главная роль принадлежит этим федеральным органам исполнительной власти.
В этой связи настоятельно необходимым является уточнение действующих "Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года", наращивание их как программного документа до 2010 года.
Внешнеполитические структуры должны дать обоснованный и полный анализ положения России в мировом сообществе, прогноз развития государств Мира и возможные сферы их интересов, оценку возможных угроз для России. Таким образом, внешнеполитические структуры должны дать полный ответ о направлениях возможного развития России, исходя из внешних воздействующих условий.
Основной акцент при этом должен делаться на обосновании действий России по достижению ее долгосрочных стратегических целей в международной политической и внешнеэкономической сферах, определении стратегических партнеров и союзников, создании общих основ принципиально новой системы евразийской, евроатлантической безопасности, укреплении безопасности в Азиатско-Тихоокеанском и других регионах.
Внутриполитические структуры должны провести анализ развития России, исходя из внутреннего состояния государства, с учетом всех перекрестных связей и взаимного влияния всех внутригосударственных элементов и действующих процессов в России.
В основу деятельности в области обеспечения военной безопасности как внешнеполитических, так и внутриполитических структур должен быть положен государственный, а не конъюнктурный подход, который направлен лишь на выживание и увеличение роли определенной структуры в обществе.
Деятельность государственных органов - как совокупности элементов системы обеспечения военной безопасности, должна носить комплексный характер, подчиненный единой цели - защите интересов России и представлять собой единый, отлаженный механизм, адекватно, с минимальной задержкой реагирующий на изменения обстановки в мире и возникающие при этом военные опасности и угрозы для России.
Следует также более эффективно организовать работу органов законодательной и исполнительной власти по реализации мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам Российской Федерации.
Очень важным направлением реформирования являются сохранение научно-технических и производственных мощностей ядра военно-промышленного комплекса страны, совершенствование оборонно-промышленного комплекса. При этом особое внимание должно быть обращено на решение таких ключевых задач как:

обеспечение, на основе рационального использования выделяемых минимальных ассигнований, оптимального сочетания затрат на поддержание в боеготовом состоянии существующих систем стратегических и обычных вооружений, разработку, модернизацию и ограниченное производство важнейших образцов оперативно-стратегических вооружений, необходимых для поддержания боеспособности соединений и частей постоянной готовности сил общего назначения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;
сопряжение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использование двойных технологий и диверсификации производства;
приоритетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной сфере в целях ускорения разработки перспективных образцов и систем вооружения, позволяющих нейтрализовать военно-технические угрозы других стран и создать материальную базу для последующего перевооружения войск и сил;
эффективное использование потенциала оборонного промышленного комплекса для развития гражданских секторов экономики, расширение экспорта наукоемкой продукции;
оптимизация мобилизационных мощностей промышленности;
совершенствование системы управления оборонным промышленным комплексом и координации работ по исполнению государственного оборонного заказа.

По существу, речь идет о долгосрочной политике и неотложных мерах в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса России, без решения которых недостижима конечная цель военной реформы. Однако решение этих задач требует, в свою очередь, соответствующего финансово-экономического обеспечения на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов. Принятое решение о доведении уровня расходов на военную организацию страны до уровня 5,1% от ВВП, в том числе по разделу "Национальная оборона" - 3,5% от ВВП должно быть выполнено. При этом мероприятия по сокращению численности Вооруженных Сил должны финансироваться отдельной строкой.
В процессе обеспечения военной безопасности важная роль отводится руководству Вооруженными Силами, другими войсками в процессе силового устранения возникших военных опасностей и угроз (как внутренних, так и внешних).
Согласно российской Конституции, все права на военную организацию государства сконцентрированы у Президента РФ - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. На Федеральное Собрание возложен лишь вопрос о решении возможности использования Вооруженных Сил за пределами страны, утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений, рассмотрение статей военного бюджета и прием законов по военным вопросам, которые в итоге тоже утверждает Президент РФ. От непосредственного участия в выработке военной политики, программы военного строительства, в проведении военной реформы, принятии военно-политических решений по применению армии внутри страны парламент и правительство отстранены.
Таким образом, вся полнота власти над армией и другими силовыми структурами сосредоточена в руках одного должностного лица, что представляется опасным для общества.
Такой подход к применению Вооруженных Сил РФ для предотвращения возникающих военных опасностей и угроз позволит уменьшить вероятность необоснованного насилия, возникновения случайных вооруженных конфликтов и войн. Нельзя допустить принятие ошибочного военно-политического решения, ведущего к трагическим последствиям, огромным человеческим жертвам, бедствиям, разрушениям. Все это должно быть закреплено в новом федеральном конституционном Законе "О чрезвычайном положении".