Зоны инженерной и транспортной инфраструктур
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для:размещения и
функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.
Для предотвращения вредного воздействия сооружений и коммуникаций транспорта,
вязи, инженерного оборудования на среду жизнедеятельности обеспечивается соблюдение
необходимых расстояний от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон и других требований в соответствии с государственными
градостроительными нормативами и правилами, а также со специальными нормативами,
правилами застройки.
Территории в границах отвода сооружений и коммуникаций транспорта, связи,
инженерного оборудования и лх санитарно-защитных зон подлежат благоустройству с
'четом технических и эксплуатационных характеристик таких сооружений и коммуникаций.
Обязанности по благоустройству указанных территорий возлагаются на собственников
сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования.
Сооружения и коммуникации транспорта, связи, инженерного оборудования,
эксплуатация которых оказывает прямое вредное воздействие на безопасность населения,размещаются за пределами городских и сельских поселений.
3. Графически изобразить схему «сетевой» регулярной планировки поселений
15 БИЛЕТ
1. Особенности планировочной структуры «Города-сада» Эбенизера Говарда.
ЭБЕНИЗЕР ГОВАРД И «ГОРОД-САД»
«В начале XX века на наших глазах родились два великих открытия, предвещавших новую эпоху. Первое дало человеку крылья, а второе обещало ему лучшее место жительства при возвращении на землю» [21, с. 22]. Льюис Мэмфорд, автор этого патетического высказывания,— один из многочисленных сторонников Говарда (1850—1928). «Мало идей повлияло когда-либо столь возбуждающе на наше мышление о рациональной и гармоничной реконструкции существующих крупных городов», — писал о конценпции городов-садов Лойд Родвин [22, с. 9].
Однако идеи Говарда имели и много противников. Ле Корбюзье осуждал расточительное отношение к пространству и времени, связанное с развитием городов в соответствии с английским пониманием городов-садов, и утверждал также, что это воспитывает жителей в антисоциальном духе. Зигфрид Гидеон объяснял упадок идеи городов-садов тем, что она не решала проблем нынешнего дня. «Частичное решение, •— писал он, — невозможно. Только продуманное и комплексное проектирование, охватывающее всю структуру современной жизни во всем ее многообразии, позволит решить задачи, которые имел в виду Эбенизер Говард» [23, с. 688]. В последние годы влияние Говарда на современное градостроительство вновь подверглось критике с различных точек зрения. «Говард и его последователи... не обращали ни малейшего внимания на все центральные проблемы, которые составляют ныне предмет особого беспокойства — на восстановление центра старых городов, а фактически весьма эмоционально занимались новыми городами... Сколько бы они ни сделали хорошего, вред, который они причинили, отвлекая внимание от острой необходимости обновления центральных районов городов, равносилен катастрофе», — писал Эдвард Картер, рассматривая проблемы будущего Лондона [24, с. 20]. Джейн Джекобе указывала, что «децснтристскис» концепции современного градостроительства, идущие от Говарда, оказали весьма неблагоприятное влияние на большие -американские города, способствуя распаду социальных связей между их жителями, а также формированию бездушных, монотонных районов [25, с. 17].
Кем же был Говард? Скромным стенографом, который после «открытия» города-сада безуспешно работал над другим изобретением — машиной для стенографирования? Пионером современного градостроительства или лжепророком?
Его книга «Завтра —мирный путь к действительной реформе» (Тогпогготу: а реасе^и! раШ 1о геа! геЬгт») вышла в 1898 г. В это время английская общественность была обеспокоена «непрерывным притоком населения в уже переполненные города и запустением сельских местностей» [21, с. 11]. И вот Говард предложил решение этой необычайно трудной проблемы, решение, отличающееся, по его мнению, абсолютной надежностью и в то же время не нуждающееся ни в каких чрезвычайных мерах. Учитывая, что жители сельских местностей стекаются в крупные города, он предложил противопоставить им города-сады, позволяющие «сочетать все преимущества деятельной городской жизни с красотой и всеми благами села». «Город и деревня, — писал Говард, — должны обручиться друг с другом и от этого счастливого союза возникнет новая надежда, новая жизнь, новая цивилизация» [21, с. 45]. Численность населения городов-садов, окруженных широким поясом сельскохозяйственных угодий, Говард ограничивал примерно 30 тыс. человек. Эти города, по его мысли, могли развиваться путем создания по соседству с ними похожих поселков, до которых можно было бы добраться за несколько минут с помощью скоростного транспорта. Группа поселков сосредоточивалась вокруг города большего размера. Благодаря этому жители городов-садов, по существу, могли пользоваться благами большого и прекрасного города. «Поскольку вся территория, на которой были бы построены эти города, была бы в коллективном владении, возникли бы общественные сооружения... такой красоты, какая невозможна ни в одном городе мира, где земля находится в частных руках» [21, с. 142]. На промышленных предприятих, расположенных па окраинах каждого города-сада, его жители могли бы найти работу, избегая утомительной езды, столь характерной для существующих крупных городов, «которые в своей нынешней форме так же устарели, как дилижансы в век железных дорог» [21, с. 146]. Достаточно построить образцовый комплекс городов-садов, —• писал Говард, — чтобы потом они возникали стихийно. Исчезнут злополучные трущобы, на их месте 'возникнут парки и зоны отдыха. Все это будет достигнуто конституционным путем без революционного законодательства, без разжигания страстей, без экспроприации интересов собственников [21]. На основании подробных расчетов Говард делал вывод о том, что строительство его городов экономически оправдано: они создаются на сельскохозяйственных землях, не являющихся еще предметом спекуляции, и, следовательно, будут привлекать жителей дешевыми квартирами и низкой стоимостью их содержания.
В книге имелось подробное описание модели города-сада, а также его планы. Авторы работ о Говарде снисходительно смотрели на эти наивные рисунки и не слишком серьезно к ним относились. А жаль, хотя сам Говард отмечал, что его рисунки-—это лишь схематические эскизы. Чтобы разобраться в концептуальных положениях Говарда надлежащим образом, необходимо представить себе прогулку по воображаемому городу и тщательно изучить его планы. Это особенно важно, поскольку на практике города^сады сильно отличались от прототипа, а в дискуссиях о Говарде его положения неоднократно искажались.
План города-сада имеет форму круга, разделенного главными улицами на шесть секторов. Центральную часть города обр-азует садово-парковый комплекс со свободно стоящими зданиями общественного назначения: ратушей, концертным залом, театром, библиотекой, больницей и музеем. Парк окружен широким остекленным портиком — крытым местом для прогулок, к которому примыкают магазины. Пояс шириной около 500 м вокруг центра города предназначен для жилищного строительства. Его пересекает «гранд авеню», образующая дополнительный парк. На территории жилой застройки предусмотрены школы и церкви. Узкая полоса, окаймляющая жилые районы, отводится для размещения промышленных предприятий и складов. На окраинах города расположены сельскохозяйственные угодья, сады и т. п.
Анализ реализации говардовской концепции «сочетания города с деревней», нашедшей выражение в индивидуальной застройке, окруженной зеленью, свидетельствует об извращении или по крайней мере об упрощении идеи Говарда. Такое сочетание он видел прежде всего в окружении самого города сельскохозяйственными землями, впятеро превышающими его площадь. В этом городе жилые микрорайоны занимают небольшую площадь (примерно около 235 м2}; в их пределах трудно осуществить контакт человека с природой, даже если бы садовые участки у домов были организованы как единые зеленые комплексы, а именно такая возможность допускалась в книге Говарда. Схематический план города предусматривал, однако, весьма большие площади общественных зеленых насаждений. Под центральный парк отводилась огромная территория — почти 60 га. Наличие внутри города целой системы общественных зеленых насаждений должно было стать наряду с сохранением сельскохозяйственного окружения решающим средством обеспечения жителям городов-садов возможности общения с природой. «Гранд авеню» представляет собой большой зеленый массив площадью 46 га. Следовательно, в городе-саде приходилось бы более 35 м2 зеленых насаждений общего пользования на одного жителя и почти 20 м2 на каждый дом [21, с. 53].
Однако план первого реализованного города-сада — Лечуорта, строительство которого было начато в 1904 г., значительно отличался от понимаемого таким образом сочетания города с деревней. Общественные парки занимали весьма скромную территорию. Полоса сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории города-сада, тоже была не столь широкой, как это предусматривал Говард.
Город, расположенный на расстоянии 35 миль от Лондона, развивается очень медленно. К началу первой мировой войны его население едва достигало 9 тыс. жителей. В 1919 г. по инициативе Говарда нача лось строительство другого города, расположенного значительно ближе к Лондону, — Велвина. Его строительство тоже шло недостаточными темпами. Вместо многочисленных городов, которые должны были возникнуть вокруг Лондона, к началу мировой войны существовали только два города-сада с общей численностью населения 35 тыс. жителей. Со времени выхода в свет книги Говарда население Великобритании возросло на 10 млн. Два «спутника», с трудом выведенные на далекую орбиту, вопреки обещаниям Говарда не смогли сдержать массового притока населения в Лондон. Число жителей столичной агломерации увеличилось с 6 до 8 млн. человек. Основное предположение Говарда оказалось утопией.
Ошибка его рассуждений состояла прежде всего в недооценке значения влияния производственного фактора на расселение. Правда, Говард предусматривал наличие в своем городе промышленных предприятий, однако это были объекты, масштабы которых соответствовали населенному пункту с 30-тысячным населением. Б роли мощного магнита, привлекающего сельское население в города, выступает промышленность иного рода. Крупные предприятия с тысячами и десятками тысяч занятых, требующие определенных условий размещения и нередко оказывающие вредное воздействие на окружающие территории, не укладывались в предлагаемую структуру. Описывая идиллический город, свободный от дыма, окруженный пастбищами, лесами и садами, Говард стремился противостоять мощным экономическим силам, приводившим к концентрации промышленности, управления и услуг, возникновению огромных городских агломераций. Он пытался добиться этого путем создания лучших условий жизни.
Это был его основной, но не единственный аргумент. Город-сад должен был привлекать население также более низкой стоимостью земельных участков, а следовательно, и более низкой квартирной платой. Однако и в этом случае рассуждения Говарда оказались неверными. Он учитывал необходимость предотвращения земельных спекуляций и требовал, чтобы территория города и окружающие сельскохозяйственные площади стали бы общественной собственностью. В соответствии с концепцией Говарда второй город-сад должен возникнуть в непосредственном соседстве с первым. В действительности же он был заложен там, где удалось найти достаточно дешевые земельные участки. Чтобы избежать роста цен на землю на территориях, необходимых для перестройки многомиллионного Лондона в соответствии с предложенным рецептом, нужно было бы прежде всего сдержать рост земельной ренты на окружающих город пространствах. Говард же стремился избежать нарушения интересов собственников земли и провести реформу как можно более «спокойными» методами.
Столь же нереальным было предположение, что крупномасштабное строительство новых городов, целью которого было видоизменение существующих агломераций и надлежащее размещение населения, прибывающего из сел, можно осуществлять последовательно без использования значительных общественных средств. Строительство новых городов со всеми учреждениями общественного обслуживания — новаторское решение, которое представляет собой весьма трудную и дорогостоящую задачу. На первых этапах реализации такие города могут быть малопривлекательными для частных вкладчиков. А кроме того, чтобы построенные картины способствовали оздоровлению перенаселенных и неблагоустроенных городов, они должны быть доступными для широких масс населения. В конкретных социальных условиях, в которых работал Говард, достижение этой цели было невозможным без общественных субсидий.
Концепция Говарда была утопией потому, что представляла собой половинчатое решение. Структура населения всегда является следствием господствующих социально-экономических отношений. Ее невозможно изменить, не нарушая основ, на которые она опирается. Нельзя достигнуть коренного изменения принципов размещения и строительства городов без применения радикальных методов. Говард предполагал, что создание первого города-сада приведет к революции в градостроительстве подобно тому, как это произошло в области транспорта после открытия первой железнодорожной линии. Однако это предположение было неверным. Если изобретенный локомотив можно было с успехом использовать в рамках господствующих социально-экономических отношений, то последовательная реализация принципов Говарда потребовала бы их изменения.
Несмотря на всю наивность и ошибочность рассуждений Говарда, несмотря на утопичность его основной концепции, книга о городах-садах содержала много действительно новаторских и правильных положений. Новаторским было понимание большого города как системы элементов, наделенных определенными функциями и входящих в свою очередь в состав более крупных структурных единиц. Следовательно, Говард еще в конце прошлого века выдвинул принцип выделения иерархически соподчиненных структурных единиц разной величины, который впоследствии сыграл важную роль в теории градостроительства, Он показал также необходимость надлежащей связи между местом жительства и местом работы в целях сокращения времени, которое жители вынуждены тратить на дорогу. Следствием этого требования было противопоставление «пригородам-спальням», возникающим в то время на окраинах английских городов, поселков городского типа с промышленными предпрятиями и учреждениями бытового обслуживания.
Основой концепции Говарда было пронизывание города сетью связанных между собой озелененных пространств различного назначения, легко доступных для жителей. Несомненной ее заслугой также было указание на необходимость обобществления городских и пригородных земель.
Деятельность Говарда включала в себя не только теорию, но и практику. Наряду с написанием книги о городах будущего, он начал строительство двух первых городов. По его инициативе возникли рационально спроектированные города, которые строились не капиталистами, ищущими выгоды, и не промышленниками, создающими поселки для своих рабочих, а общественными организациями.
Теоретическая деятельность Говарда, его активная пропагандистская работа, наконец, успехи в области реализации проектов — все это очень повлияло на развитие градостроительства. Повысился интерес к проблемам градостроительства. Сообщения о создании нового образцового города, дополненные данными о самом низком в мире уровне смертности в Лечуорте, подавали надежду и стимулировали дальнейшие попытки и поиски. Даже если эти поиски шли несколько иным путем, заслуги Говарда в деле становления и развития современного градостроительства несомненны.
Идеи Говарда нашли широкий отклик у польской общественности. Вскоре после выхода в свет книги о городах-садах о ней сообщил Л. Кживицкий [26, с. 212], отметив, что проект городов-садов вызвал большой интерес у английской общественности потому, что он не выходил за границы возможного. Профсоюзы оказали ему поддержку и даже, более того, добивались от государственных властей принятия решения о соответствующем размещении и расширении промышленных предприятий. Только государство, справедливо утверждал Л. Кживицкий, может решить задачу лучшего размещения населения и промышленности.
По мере роста популярности идей Говарда за рубежом, особенно под влиянием сообщений о ходе строительства Лечуорта, в польской печати появлялись статьи, написанные людьми различных профессиональных интересов. Интерес вызывала не только книга, но и реализация новых градостроительных решений в Англии. Особенно активным был Владислав Добжинский — врач-гигиенист и неутомимый общественный деятель. По его инициативе в 1909 г. при Варшавском санитарном обществе была создана «Комиссия по делам городов-садов», которая должна была подготовить условия для строительства показательного пригорода под Варшавой.
Польские сторонники строительства городов-садов нередко отождествляли с этим понятием поселки, состоящие из индивидуальных домов, окруженных зеленью. В условиях Польши того времени не было проблемы сдерживания роста многомиллионных, беспорядочных городских агломераций, которая беспокоила английскую общественность. Деятельность Говарда не могла стимулировать создание новых городов, располагающих многочисленными предприятиями обслуживания и
собственной промышленностью. Однако она пробудила интерес к проблемам жилищного строительства и проектирования, а отчасти и к реализации многочисленных новых поселков в пригородах, таких, как «город-сад Зомбки», «поселок Лясек Млосинский» и др.
Сориа и Говард в конце XIX в. предположили две разные модели пространственной организации городов. Почти все позднейшие концепции представляют собой развитие или разновидность их идей. Эти два новатора заслуживают, по нашему мнению, тем большего признания, что в своей профессиональной деятельности они не были связаны с градостроительством непосредственно, а занялись его проблемами в интересах общества. Нет ничего удивительного в том, что нарисованные ими схемы городов и их описания содержат достаточно наивные или сомнительные черты. В одном из своих первых выступлений по поводу линейного города Сориа писал, что строительство городов является задачей архитектора, «гораздо более важной, чем строительство домов» [18].
Предложенные ими решения имели, впрочем, много общих черт. Когда концепция Говарда снискала широкую известность, сторонники Сориа не без основания утверждали, что именно линейный город заслуживает того, чтобы называться первым городом-садом. Сориа был настроен более радикально, поскольку он добивался помощи государства и особеннно права на приобретение необходимых территорий путем экспроприации. Правота многих положений Сориа со временем подтвердилась именно в Англии. Постулируемое Говардом строительство новых городов стало давать лучшие результаты только тогда, когда после второй мировой войны оно получило широкую поддержку со стороны правительства, которой тщетно добивался Сориа. Английская практика показала нецелесообразность строительства малых городов строго ограниченной величины, которые резко критиковали Сориа и его последователи, обращая внимание на динамику процессов урбанизации. В 60-е годы в Англии стали появляться многочисленные проекты городов зональной структуры. Это, однако, не означает, что в «борьбе линейного города с точечным» победу одержал первый.
Говард начал строительство двух городов и в конце жизни был увенчан заслуженными лаврами. Сориа, несмотря на огромные усилия, вынужден был отказаться от продолжения своего дела после реализации небольшой части проекта. Великобритания значительно опережала Испанию с точки зрения социально-экономического развития, а кроме того, ее климат в большей степени способствовал реализации прогрессивных градостроительных решений. Почва для деятельности Говарда была подготовлена многочисленными писателями, общественными деятелями, архитекторами и медиками, выступавшими за улучшение жилищных условий и планомерное развитие городов. В конце XIX в. в Англии уже существовали рабочие поселки, значительно отличавшиеся по уровню благоустройства от обычного массового строительства. А зерно, брошенное Сориа, упало на невозделанную почву.
2. Назначение рекреационных зон.