И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ФЕХТОВАЛЬЩИКА
Конкретные проявления воли принято называть волевыми качествами. К основным волевым качествам относятся: целеустремленность, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость.
Фехтовальщик, обладающий целеустремленностью, должен:
- уметь определить перспективную основную цель на относительно большой промежуток времени и ближайшие конкретные, задачи, связанные с ее достижением;
- отличаться большой активностью в действиях для достижения поставленной цели;
- обладать большой сосредоточенностью при решении каждой задачи, при выполнении каждого действия, связанного с достижением цели; легко подавлять различные отвлечения, посторонние мысли и переживания;
- достигнув намеченной цели, сразу же ставить новую, еще более высокую, и, если представляется возможность, немедленно переходить к необходимым практическим действиям для достижения новой цели.
Воспитание целеустремленности начинается с постановки определенных целей и задач перед спортсменом. Правильно поставленная цель приобретает характер побудительной силы, становится мотивом деятельности. Пусть даже такая отдаленная цель, как, например, стать чемпионом мира, СССР или города, выполнить Норматив мастера спорта и т. д., определяет всю жизнь и работу спортсмена на протяжении большого отрезка времени.
У опытных спортсменов-фехтовальщиков мотивами могут быть, например, стремление хорошо подготовиться к соревнованиям, любовь к спортивному совершенствованию. Более узкой задачей является исправить какой-то недостаток, подготовить новые тактико-технические действия и т. д.
Цель достигается через ряд посильных и даже несколько завышенных препятствий и трудностей. Слишком легко достижимая, так же как и совсем недостижимая, цель не способствует воспитанию целеустремленности фехтовальщика.
Постановка цели и выполнение задач в определенные этапы тренировочного процесса есть творческий совместный труд тренера и спортсмена. Тренер обязательно должен исходить из подготовленности и возможностей ученика. Очень важно, чтобы достижение одной цели порождало новую, более высокую.
Для воспитания целеустремленности следует:
1) осуществлять перспективное планирование всей тренировочной работы фехтовальщика на 4 года, оперативное планирование на 1 год и конкретное на 1 месяц с постановкой конкретных задач, которых должен добиться спортсмен к определенному сроку;
2) каждое участие в соревнованиях анализировать, конкретизировать задачи на каждую тренировку для достижения успеха в ликвидации ошибок, овладении каким-либо навыком, умением, качеством;
3) осуществлять задания на достижение определенных показателей в других видах спорта, используемых для повышения общей физической подготовки;
4) разработать нормативы по специальной и физической подготовленности.
Фехтовальщик, отличающийся самостоятельностью и инициативностью,должен:
- действовать творчески, не по шаблону, гибко использовать имеющиеся знания, умения и навыки;
- тонко и точно понимать изменения условий деятельности и в связи с этим видоизменять свои действия, новаторски решая встречающиеся задачи;
- решать возникающие вопросы самостоятельно и целесообразно;
- критически относиться к советам со стороны и действиям противников, быть самокритичным.
Для воспитания самостоятельности и инициативности рекомендуется:
1) систематически привлекать фехтовальщиков для разработки планов работы, обсуждения различных вопросов техники, тактики, методики, обсуждения положительных и отрицательных сторон ближайших конкурентов, привлекать всех фехтовальщиков к разбору соревнований, боев;
2) поручать фехтовальщику составлять самостоятельно план тренировки, самостоятельно проводить часть занятия или целые занятия, в отдельных занятиях давать полную инициативу;
3) проводить индивидуальные уроки с менее подготовленными занимающимися;
4) усилить все виды самостоятельной работы;
5) применять задания и упражнения, требующие личной инициативы фехтовальщика. В боях, особенно соревновательных, поощрять главным образом те действия, которые позволяют ему управлять действиями противника, и тем самым воспитывать умение создавать выгодные ситуации в боях;
6) выполнять упражнения на подавление воли противника, упражнения в атаках на вызовы противника и на его подготавливающие движения и действия, расширять репертуар за счет атакующих действий, контратак, перехватов при активно подготавливаемых для этого предпосылках;
7) при решении задач, поставленных тренером, отдавать предпочтение тем способам, в которых проявляется самостоятельность и личная инициатива;
8) проводить большое количество тренировочных боев с самостоятельно поставленными или тематическими заданиями, самостоятельно отрабатывать технику определенного действия, его своевременность, быстроту и т. д.;
9) практиковать самостоятельный анализ своих недостатков, участия в соревнованиях, подводить самостоятельные итоги работы.
Решительный и смелый фехтовальщикдолжен:
- быстро и своевременно обдумывать и принимать решения, реализовать их во время выполнения действий;
- не бояться ответственности за принятые решения и их осуществление, самостоятельно выбирать действия в ответственные моменты боя;
- всегда быть уверенным в принятии решений, в действиях;
- преодолеть чувства неуверенности, сомнения, страха.
Для воспитания решительности и смелости следует:
1) выполнять разнообразные прыжки в глубину, прыжки в воду, с трамплина на лыжах, играть в хоккей, баскетбол или ручной мяч с видоизмененными приемами;
2) разумно продумывать систему соревнований, в которых должен участвовать фехтовальщик, подбирать встречи с противниками, более сильными технически и тактически; стремиться
как можно больше вынести пользы из боя;
3) правильно расстанавливать партнеров для выполнения заданий в тренировке, не допускать длительной совместной тренировки с более сильными партнерами, чтобы не вызвать чувство неуверенности, подавленности и потери веры в результативность своих действий;
4) шире проводить специальную тренировку фехтовальщика в излюбленных приемах и действиях, которые обеспечивают ему успех;
5) использовать положительный опыт соревнований, в которых фехтовальщик добился успеха, для постановки более сложных задач;
6) любое проявление чувства неуверенности, сомнения, страха подвергать педагогическому воздействию тренера, партнеров и всего коллектива фехтовальщиков.
Фехтовальщик, отличающийся выдержкой и самообладанием, должен:
- продуктивно действовать в состоянии так называемой стартовой лихорадки или стартовой апатии;
- не теряться при возникающих неожиданностях в ходе соревнования и в тех случаях, когда начало соревнований складывается в пользу противника;
- владеть собой в случаях судейских ошибок или тенденциозного судейства;
- продолжать интенсивную борьбу при развивающемся переутомлении, чтобы преодолеть конфликтное внутреннее состояние, характеризующееся субъективным желанием прекратить соревновательную борьбу из-за кажущейся невозможности победить.
Для воспитания выдержки и самообладания следует:
1) систематически участвовать в официальных и учебных соревнованиях, точно выполнять все запланированные задания;
2) тренироваться в ведении боя в усложненных условиях, с более сильным противником, в состоянии усталости;
3) неуклонно подчиняться установленному режиму, выполнять определенные правила поведения, быть дисциплинированным.
Настойчивый фехтовальщик должен:
- не отступать перед трудностями в тренировке и соревнованиях, активно преодолевать их экономно, без рывков расходуя энергию, несмотря на неудачи или допускаемые ошибки или трудное внутреннее состояние;
- не утрачивать и не снижать энергии и активности при возникновении неожиданных трудностей и препятствий.
Для воспитания настойчивости рекомендуется:
1) проводить беседы о мастерстве выдающихся фехтовальщиков, подчеркивая, что это мастерство — следствие настойчивости и трудолюбия;
2) проводить беседы о значении отдельных сторон подготовки для, совершенствования мастерства с примерами из опыта лучших представителей фехтовального спорта;
3) подводить итоги (еженедельные, каждого занятия), ориентирующие занимающихся на последующую работу;
4) давать задания на эмоциональное выполнение упражнений, проводить соревнования на технику или на отдельные элементы тактики, ставить отметки за качество выполнения, поощрять фехтовальщиков, проявляющих настойчивость;
5) постоянно контролировать занимающихся и следить завыполнением заданий;
6) ввести норматив по специальной и физической подготовке, постепенно усложнять на занятиях задания и упражнения, повышать требования к качеству их выполнения при увеличении объема и интенсивности. При этом надо сокращать отдых между упражнениями, увеличивать время занятий и т. п.;
7) добиваться многократного регулярного участия фехтовальщиков в соревнованиях различного масштаба, характера, планировать занятия так, чтобы каждый спортсмен провел большое количество боев, главным образом, самостоятельно. Бои должны быть разнообразными по содержанию, с различными усложняющими факторами, что в итоге повышает интенсивность.