ТРУДНОСТИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА

 

В настоящее время добиться высоких спортивных результа­тов может лишь фехтовальщик, обладающий не только высоким уровнем техники, тактики, физической подготовленности, но и высокоразвитыми моральными и волевыми качествами, а также психической готовностью к соревнованиям.

Прежде всего, нужно помнить, что воля, по определению И. М. Сеченова,— это деятельная сторона разума и морального чувства. Воспитание волевых качеств неотделимо от сознания соответствующей моральной и интеллектуальной основы. Иными словами, нужно не только совершенствовать методы и методи­ческие приемы волевой подготовки, но и осуществлять процесс воспитания всех волевых качеств в единой системе, направлен­ной на укрепление и развитие нравственных чувств: советского патриотизма, коллективизма, общественного долга и ответствен­ности, дружбы, товарищества в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма. Только в этом случае процесс психологической и волевой подготовки принесет нужные плоды.

При разработке методики волевой подготовки большое место отводится систематизированию условий, требующих проявления волевых качеств в процессе тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщика. К таким условиям относятся пре­пятствия и объективные трудности, возникающие при техниче­ской и тактической подготовке, трудности экстраординарного характера, а также общей и специальной физической подготовки. Сюда также будут относиться и объективные изменения внут­ренней среды организма, спортсмена, действующего в условиях, обусловленных внешними причинами, которые требуют проявле­ния волевых усилий.

Воля спортсмена проявляется в действиях, направленных на достижение возникающих перед ним целей во время соревнова­ний и учебно-тренировочных занятий. Эти действия всегда свя­заны с необходимостью преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Поэтому они требуют от спортсмена больших или меньших волевых усилий, особенно в тех случаях, когда трудности и препятствия возникают неожиданно.

Препятствиями для спортсмена могут стать объективные ус­ловия деятельности, мешающие достижению целей, возникающих или поставленных перед спортсменом. Препятствиями становят­ся и объективные изменения в состоянии внутренней среды орга­низма спортсмена. Эти изменения создаются под влиянием внеш­них условий деятельности, они также мешают достижению целей, тормозят преодоление внешних препятствий.

Необходимость преодоления препятствий и трудностей, выте­кающих из конфликтности боевых ситуаций, на первый план выдвигает не только задачи воспитания волевых качеств фехто­вальщика, обеспечивающие возможность борьбы в условиях противоборства противника, подчинения его действий своим за­мыслам, но и тактическое распознавание состояния противника, его замыслов и намерений, а также подготовку и использование момента для его уязвимости.

Для анализа трудностей, возникающих в процессе соревно­вательной и учебно-тренировочной деятельности фехтовальщика, остановимся на препятствиях, которые наблюдаются при подго­товке спортсменов.

 

 

Трудности общей физической подготовки возникают из-за необходимости постоянного повышения уровня развития всех физических и специальных качеств, влияющих на специальную подготовку фехтовальщика, а также выполнения заданий с мак­симальным напряжением сил, большим объемом работы при по­вышающейся интенсивности.

I. Препятствия и трудности тактического характера:

- недостаточность технической подготовки, тормозящая осуще­ствление тактических намерений при быстрой смене боевых си­туаций;

- медлительность или недостаточная гибкость тактического мышления (нет острого чувства боя), недостаточность тактиче­ских умений производить разведку для распознавания замыслов противника, маскировку своих намерений и действий, точно рас­считывать дистанцию и выбирать момент уязвимости;

- двоякая роль внимания бойца, который должен одновременно наблюдать за противником для определения целесообразности способа и момента его уязвимости и в то же время заботиться о том, чтобы не быть самому застигнутым врасплох;

- неумение сформировать нужную тактическую обстановку для завершающего действия, торопливость или медлительность в ожидании желаемых действий противника или его ошибки;

- упорство противника в осуществлении своих замыслов;

- неумение преодолеть так называемый психологический барь­ер (например, отрицательное воздействие имени известного спортсмена перед боем или неоднократные проигрыши одному и тому же противнику и т. п.);

- узость «боевого репертуара» или злоупотребление излюблен­ными действиями в сходных ситуациях;

- травмы, болевые ощущения или грубость противника, непри­язнь к нему, мешающая обдуманно вести бой;

- неуверенность в действиях;

- предстартовая лихорадка или предстартовая апатия;

- неожиданное упорство противника в почти проигранном бою и изменение счета в его пользу;

- неумение отвлечься от посторонних раздражителей и скон­центрироваться на противнике, отсутствие отчетливости зритель­ных и двигательных восприятий, концентрированного внимания, плохое качество или тенденциозное судейство, неблагоприятное отношение зрителей и т. п.

II. Препятствия и трудности технического характера:

- приспособление природных координации к специальным фех­товальным, т.е. выполнение движений ногами независимо от дви­жений рук и наоборот;

- неумение быстро переключаться с одних действий на другие;

- влияние недостатков техники противника на технику бойца;

- недостатки техники, вытекающие из недостатков общей и специальной физической подготовки, усталость, утомление.

III. Экстраординарные препятствия и трудности:

- противник ошеломил стремительностью, отлично маскирует свои замыслы, его очень трудно распознавать; противник применяет тактико-техническую новинку, пригодную для решения не одной тактической задачи, а нескольких;

- травмы и острые болевые ощущения;

- неожиданный перерыв в соревнованиях с целью их затягива­ния, чтобы сбить темп;

- неприятные известия, злоупотребление стимуляторами, вне­запное изменение системы соревнований.

Кроме того, фехтовальщик может столкнуться с недостатка­ми оборудования, инвентаря, экипировки, с неблагоустроенным залом или площадкой, где проводятся соревнования или трени­ровки.

Каждый спортсмен, овладевая техникой и тактикой фехтова­ния, особенно совершенствуясь в них, испытывает в той или иной мере указанные трудности.

Волевые качества фехтовальщика воспитываются в процессе преодоления специально и последовательно создаваемых пре­пятствии и трудностей в учебно-тренировочных занятиях и осо­бенно в соревнованиях при условии достаточно ясного осознания их, что зависит от правильного использования специальных средств, методов и методических приемов.

Важно спланировать и осуществлять этот процесс так, чтобы никакие трудности не сказывались на спортивном мастерстве фехтовальщика. Для этого в процессе технической, тактической и физической подготовки необходимо всегда предусматривать совместное решение двух задач: обучение и совершенствование в технике и тактике с одновременным развитием волевых качеств, повышением уровня общей и специальной физической подготов­ленности и воспитанием воли фехтовальщика.

Кроме того, для развития волевых качеств необходимо поста­вить спортсмена в такие условия, которые бы требовали от него проявления того или иного качества, а также, чтобы эти условия были бы повторяющимися, постепенно усложняющимися и варь­ирующимися. Такие условия необходимы для того, чтобы пре­дотвратить косность стереотипа или чрезмерное облегчение во­левых усилий в действиях спортсмена.