ТРУДНОСТИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА
В настоящее время добиться высоких спортивных результатов может лишь фехтовальщик, обладающий не только высоким уровнем техники, тактики, физической подготовленности, но и высокоразвитыми моральными и волевыми качествами, а также психической готовностью к соревнованиям.
Прежде всего, нужно помнить, что воля, по определению И. М. Сеченова,— это деятельная сторона разума и морального чувства. Воспитание волевых качеств неотделимо от сознания соответствующей моральной и интеллектуальной основы. Иными словами, нужно не только совершенствовать методы и методические приемы волевой подготовки, но и осуществлять процесс воспитания всех волевых качеств в единой системе, направленной на укрепление и развитие нравственных чувств: советского патриотизма, коллективизма, общественного долга и ответственности, дружбы, товарищества в соответствии с моральным кодексом строителя коммунизма. Только в этом случае процесс психологической и волевой подготовки принесет нужные плоды.
При разработке методики волевой подготовки большое место отводится систематизированию условий, требующих проявления волевых качеств в процессе тренировочной и соревновательной деятельности фехтовальщика. К таким условиям относятся препятствия и объективные трудности, возникающие при технической и тактической подготовке, трудности экстраординарного характера, а также общей и специальной физической подготовки. Сюда также будут относиться и объективные изменения внутренней среды организма, спортсмена, действующего в условиях, обусловленных внешними причинами, которые требуют проявления волевых усилий.
Воля спортсмена проявляется в действиях, направленных на достижение возникающих перед ним целей во время соревнований и учебно-тренировочных занятий. Эти действия всегда связаны с необходимостью преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Поэтому они требуют от спортсмена больших или меньших волевых усилий, особенно в тех случаях, когда трудности и препятствия возникают неожиданно.
Препятствиями для спортсмена могут стать объективные условия деятельности, мешающие достижению целей, возникающих или поставленных перед спортсменом. Препятствиями становятся и объективные изменения в состоянии внутренней среды организма спортсмена. Эти изменения создаются под влиянием внешних условий деятельности, они также мешают достижению целей, тормозят преодоление внешних препятствий.
Необходимость преодоления препятствий и трудностей, вытекающих из конфликтности боевых ситуаций, на первый план выдвигает не только задачи воспитания волевых качеств фехтовальщика, обеспечивающие возможность борьбы в условиях противоборства противника, подчинения его действий своим замыслам, но и тактическое распознавание состояния противника, его замыслов и намерений, а также подготовку и использование момента для его уязвимости.
Для анализа трудностей, возникающих в процессе соревновательной и учебно-тренировочной деятельности фехтовальщика, остановимся на препятствиях, которые наблюдаются при подготовке спортсменов.
Трудности общей физической подготовки возникают из-за необходимости постоянного повышения уровня развития всех физических и специальных качеств, влияющих на специальную подготовку фехтовальщика, а также выполнения заданий с максимальным напряжением сил, большим объемом работы при повышающейся интенсивности.
I. Препятствия и трудности тактического характера:
- недостаточность технической подготовки, тормозящая осуществление тактических намерений при быстрой смене боевых ситуаций;
- медлительность или недостаточная гибкость тактического мышления (нет острого чувства боя), недостаточность тактических умений производить разведку для распознавания замыслов противника, маскировку своих намерений и действий, точно рассчитывать дистанцию и выбирать момент уязвимости;
- двоякая роль внимания бойца, который должен одновременно наблюдать за противником для определения целесообразности способа и момента его уязвимости и в то же время заботиться о том, чтобы не быть самому застигнутым врасплох;
- неумение сформировать нужную тактическую обстановку для завершающего действия, торопливость или медлительность в ожидании желаемых действий противника или его ошибки;
- упорство противника в осуществлении своих замыслов;
- неумение преодолеть так называемый психологический барьер (например, отрицательное воздействие имени известного спортсмена перед боем или неоднократные проигрыши одному и тому же противнику и т. п.);
- узость «боевого репертуара» или злоупотребление излюбленными действиями в сходных ситуациях;
- травмы, болевые ощущения или грубость противника, неприязнь к нему, мешающая обдуманно вести бой;
- неуверенность в действиях;
- предстартовая лихорадка или предстартовая апатия;
- неожиданное упорство противника в почти проигранном бою и изменение счета в его пользу;
- неумение отвлечься от посторонних раздражителей и сконцентрироваться на противнике, отсутствие отчетливости зрительных и двигательных восприятий, концентрированного внимания, плохое качество или тенденциозное судейство, неблагоприятное отношение зрителей и т. п.
II. Препятствия и трудности технического характера:
- приспособление природных координации к специальным фехтовальным, т.е. выполнение движений ногами независимо от движений рук и наоборот;
- неумение быстро переключаться с одних действий на другие;
- влияние недостатков техники противника на технику бойца;
- недостатки техники, вытекающие из недостатков общей и специальной физической подготовки, усталость, утомление.
III. Экстраординарные препятствия и трудности:
- противник ошеломил стремительностью, отлично маскирует свои замыслы, его очень трудно распознавать; противник применяет тактико-техническую новинку, пригодную для решения не одной тактической задачи, а нескольких;
- травмы и острые болевые ощущения;
- неожиданный перерыв в соревнованиях с целью их затягивания, чтобы сбить темп;
- неприятные известия, злоупотребление стимуляторами, внезапное изменение системы соревнований.
Кроме того, фехтовальщик может столкнуться с недостатками оборудования, инвентаря, экипировки, с неблагоустроенным залом или площадкой, где проводятся соревнования или тренировки.
Каждый спортсмен, овладевая техникой и тактикой фехтования, особенно совершенствуясь в них, испытывает в той или иной мере указанные трудности.
Волевые качества фехтовальщика воспитываются в процессе преодоления специально и последовательно создаваемых препятствии и трудностей в учебно-тренировочных занятиях и особенно в соревнованиях при условии достаточно ясного осознания их, что зависит от правильного использования специальных средств, методов и методических приемов.
Важно спланировать и осуществлять этот процесс так, чтобы никакие трудности не сказывались на спортивном мастерстве фехтовальщика. Для этого в процессе технической, тактической и физической подготовки необходимо всегда предусматривать совместное решение двух задач: обучение и совершенствование в технике и тактике с одновременным развитием волевых качеств, повышением уровня общей и специальной физической подготовленности и воспитанием воли фехтовальщика.
Кроме того, для развития волевых качеств необходимо поставить спортсмена в такие условия, которые бы требовали от него проявления того или иного качества, а также, чтобы эти условия были бы повторяющимися, постепенно усложняющимися и варьирующимися. Такие условия необходимы для того, чтобы предотвратить косность стереотипа или чрезмерное облегчение волевых усилий в действиях спортсмена.