На атакующие действия партнера
Задача 2. Обучение контратакам с выигрышем темпа
Действия партнера
Задача 1. Обучение контратакам на подготавливающие
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. На различные подготавливающие действия партнера выполнять контратаку в руку (туловище, ногу) прямым уколом и уколом под углом. «Действуйте!» | а) выполнять контратаки на шаг вперед партнера на его показ укола, на перемену позиций, на игру оружием; б) контратакующие действия выполняются с шагом назад, на месте, с выпадом и броском «стрелой», с оппозицией и без оппозиции |
2. То же, но контратаки выполнять уколами переводом (переносом) | а) выполнять контратаки из положения клинков вне соединения на попытку захвата или удара, на взятие соединения; б) выполнять контратаки на шаг вперед, на показ укола, на попытку переменить соединение |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. На простую атаку партнера выполнять контратаки прямым уколом в руку (сверху, снизу) с выигрышем темпа. Действовать поочередно | Дистанция дальняя, оружие в 6-й позвции вне соединения. Один из партнеров атакует с выпадом в руку (снизу, сверху прямым уколом под углом). Другой партнер с шагом (скачком) назад контратакует в руку (сверху, снизу), стремясь выиграть темп |
2. То же, но контратаки выполнять уколами под углом | Простые атаки выполнять в туловище или руку (сверху, снизу, сбоку), максимально прикрывая вооруженную руку гардой. Контратаки выполнять с шагом (скачком) назад, уколами под углом в руку (снизу, сверху, сбоку) |
Сочетания простых атак с контратаками. Дальнейшее совершенствование простых атак и контратак происходит в упражнениях, в которых эти тактические действия последовательно выполняются в различных вариантах. Это сочетание должно осуществляться и с чередованием поражаемой поверхности, т. е. уколы наносятся в туловище, руку, голову и ногу. Постепенное усложнение заданий происходит при включении трех-четырех следующих друг за другом действий. Упражнения с партнером целесообразно выполнять из разных начальных положений, как с места, так и с передвижениями в различных вариантах. Основная задача — дальнейшее овладение техникой простых атак и контратак на фоне меняющихся тактических ситуаций и воспитание необходимых качеств для их успешного выполнения.
Дальнейшее совершенствование фехтовальщика в контратаках проводится в боевых «контрах» и схватках с решением разнообразных тактических задач, так же как и в фехтовании на рапирах.
Обучение защитам и ответам. Защитные и ответные действия в фехтовании на шпагах имеют большую вариативность выполнения, что зависит от большей по сравнению с другими видами оружия площади поражаемой поверхности. Все характерные особенности позиций на шпагах относятся и к защитным действиям. Первоначальное обучение простым защитам ведется параллельно с дальнейшим совершенствованием простых атак. Один из партнеров выполняет роль атакующего, другой защищающегося, затем они меняются ролями. Не следует долго останавливаться на овладении одними только защитными действиями. Необходимо после первоначального освоения техники какой-либо определенной защиты переходить непосредственно к ответным действиям.
Начинать обучение защитным действиям следует с 6-й круговой защиты, так как она является наиболее эффективным средством защиты вооруженной руки, туловища и головы. Вооруженная рука при правильном выполнении 6-й круговой защиты остается в первоначальном боевом положении, по-прежнему закрыта гардой от прямых уколов противника и находится в наиболее благоприятном положении для выполнения контратакующих действий. В дальнейшем защитные и ответные действия изучаются в следующей последовательности: 4-я защита с ответом (из 6-й позиции); 6-я защита с ответом (из 4-й позиции); 2-я защита с ответом (из 6-й позиции).
Затем — все пройденные защиты, но из других исходных положений: из 2-й позиции принимаются 6-я и 4-я защиты; из 4-й круговая 4-я и т. д. 7-я и 8-я защиты изучаются несколько позднее.
В фехтовании на шпагах широко применяются ответные уколы с оппозицией. Например, после 4-й защиты ответ прямым уколом без отведения вооруженной руки вправо, а после 6-й защиты влево. Гарда при этом должна двигаться только вперед, а клинок скользить по клинку противника, острие шпаги направлено в намеченный участок поражаемой поверхности. Этот способ ответного действия прямым уколом применяют после любой принятой защиты, так как он страхует вооруженную руку от прямых встречных уколов противника.
Другим распространенным способом ответных атак с оппозицией, особенно при оставлении партнером прямой вооруженной руки, является ответ с завязыванием. В данном случае укол наносится в ту же или в другую линию с одновременным взятием клинка противника в оппозицию. Наиболее типичными сочетаниями этих действий будут: после 4-й защиты ответ через 8-ю или 2-ю; после 6-й защиты ответ через круговую 6-ю или 7-ю;.
после 2-й или 8-й защиты ответ через 4-ю.
Технику ответных уколов с завязыванием изучают сначала в: упражнениях, где атакующий способствует принятию защиты и ответного действия. Защищающийся имеет право выбора ответного действия, используя различные варианты завязывания. Примерно в такой же форме проходит обучение и всем другим ответным действиям.
Обучение повторным атакам.В фехтовании на шпагах повторные атаки имеют широкое применение. Объясняется это тем, что в этом виде фехтования отсутствует фактор тактической правоты для атакующего или взявшего защиту бойца. Кроме того, острие шпаги атакующего часто находится ближе к вооруженной руке или туловищу бойца, взявшего защиту, отсюда и целесообразность повторных действий.
Наиболее простым вариантом для начинающего бойца является повторная атака, выполняемая на уход противника, без взятия им защиты оружием. Если повторный выпад со всеми его вариантами усвоен обучаемыми, то повторная атака на уход партнера не представляет никаких трудностей.
Для обучения повторным атакам выполняют следующие примерные упражнения и задания:
1. Нанести с дальней дистанции укол переводом в руку или туловище, на отход партнера выполнить повторную атаку прямо или переводом с выпадом или броском «стрелой». Действовать поочередно, вначале в виде упражнений, а затем с передвижением в виде боевых «контров».
2. С дальней дистанции один из партнеров с шагом вперед пытается нанести угловой укол в руку снизу или сбоку. Другой партнер, стоя на месте, берет вооруженную руку на себя, избегая получения укола. Атакующий выполняет повторную атаку прямым уколом с небольшим выпадом в туловище.
3. С дальней дистанции атаковать в бедро, партнер, избегая укола, делает шаг назад с одновременным выпрямлением вооруженной руки, двигая острие шпаги по направлению руки атакующего. Последний с перехватом через 6-ю с оппозицией наносит укол в туловище с выпадом или броском «стрелой».
4. Последовательно выполнить два-три повторных действия. Например, атакующий пытается нанести укол с места только вооруженной рукой; на его уход повторить атаку с шагом вперед. На повторный уход повторить атаку с выпадом и на последующий разрыв дистанции атаковать броском «стрелой» и нанести укол в туловище. В данном задании атакующий последовательно выполняет атаку только рукой, с шагом вперед, с выпадом и броском «стрелой».
Благоприятной обстановкой для выполнения повторной атаки является задержка или полное отсутствие ответа после взятой защиты. В данном варианте повторная атака может быть выполнена без дополнительного сближения, т. е. за счет работы только вооруженной руки в ту же линию ремизом или со сближением. Это будет зависеть от расстояния, на каком окажется острие шпаги атакующего до поражаемой поверхности противника. Если защита была принята так, что средняя часть клинка атакующего оказалась на сильной или средней части клинка бравшего защиту, то повторный укол может быть выполнен угловым уколом в туловище. Для нанесения укола переводом в данном случае надо взять руку на себя, что невыгодно с точки зрения потери времени.
Подобные варианты повторной атаки без дополнительного сближения применяются после принятия любой защиты, уколы при этом наносятся в ближайшую часть поражаемой поверхности.
В случае принятия защиты с шагом назад и отсутствия ответа повторные атаки выполняются так же, но с дополнительным сближением.
Повторные атаки успешно проводятся и на ответные уколы, наносимые без задержки после взятой защиты. Здесь, как и в предыдущих вариантах, повторные действия могут проводиться как с дополнительным сближением, так и без него.
В том и другом случае они должны быть выполнены с выигрышем темпа или одновременно с ответным уколом, когда это тактически целесообразно (если счет боя в пользу атакующего).
В фехтовании на шпагах распространенным способом выполг нения простой атаки, предшествующей повторной, является ша-гообразный выпад, т. е. выпад с одновременным закрытием вперед и принятием боевой стойки. После такого выполнения боец без промедления может повторить атаку любым способом (выпад, бросок и т. д.). Этот способ часто применяется в тех случаях, когда атакующий преднамеренно выбирает повторную атаку, учитывая привычные действия противника (убирает вооруженную руку на себя, отходит назад с опущенной рукой и т. п.).
Сочетания и развитие простых действий наступления и обороны. Дальнейшее совершенствование в простых действиях наступления и обороны происходит в парных упражнениях, в которых занимающиеся приобретают умение сочетать и развивать ранее разученные приемы и действия. Многократное выполнение этих упражнений попутно развивает и специфические (присущие данному виду спорта) качества.
В практике фехтования на шпагах в зависимости от неожиданно сложившихся условий боя существует множество вариантов действий на развитие и сочетание простых атак, контратак, защит, ответов и повторных атак. Из-за сложности выполнения отдельных схваток с одновременным включением всех вышеуказанных действий применение этих действий ограничивают.
Индивидуальное обучение. При обучении простым боевым действиям индивидуальное обучение ведется параллельно с групповым. Некоторые действия, например атаки и контратаки в маску, в ногу, защиты с оппозицией и контратаки, целесообразно вначале изучать индивидуально, а затем с партнером в упражнениях и боевых «контрах». Методы и методические приемы индивидуального обучения простым боевым действиям такие же, как и в фехтовании на рапире.