СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРИЕМАХ

Задача 2. Обучение перемене позиций с уклонениями и на выпаде

Задача 1. Обучение позициям и их перемене

Обучение держанию шпаги и управлению клинком

 

Держание шпаги и управление клинком выполняются так же, как и в фехтовании на рапирах, с учетом специфики техники фехтования на шпагах.

Задача 1. Обучение держанию шпаги.

1. Правильно взять шпагу, ощупать рукоятку пальцами, слег­ка сжимать и ослаблять пальцы.

2. Слегка согнуть вооруженную руку, предплечье параллель­но полу.

3. Оставляя острие шпаги на месте в центре, незначительно продвигать гарду вправо, влево, вниз, принимая оппозицию гардой.

Задача 2.Обучение управлению клинком шпаги, сохраняя оппозицию:

1. Слегка сжимая и ослабляя пальцы, наблюдать движение острия.

2. Из боевого положения вооруженной руки «написать» ост­рием клинка различные фигуры, сохраняя оппозицию гардой (рис. 159, а, в).

3. Также «написать» острием клинка различные фигуры, но сгибая и выпрямляя вооруженную руку (рис. 159, б, г).

 

Обучение строевым положениям и движениям. К строевым положениям и движениям в фехтовании на шпагах относятся: по­ложение «смирно», «вольно», повороты с оружием, исходное положение, приветствие (салют), переход в положение «к бою» на два и один счет, сбор. Обучение такое же, как в фехтовании на рапирах (см. стр. 163).

Обучение боевой стойке, передвижениям и выпаду. При начальном обучении боевой стойке и передвижениям вни­мание занимающихся должно быть сосредоточено в первую очередь на правильном положении туловища и ног, а затем на постановке вооруженной руки. Поэтому обучать боевой стой­ке и передвижениям целесообразно без оружия. Шпага в руках начинающих фехтовальщиков является отвлекающим фактором и при значительных статических положениях приводит к излиш­нему напряжению мышц плечевого пояса и вооруженной руки.

При обучении выпаду вначале занимающихся учат показы­вать укол — выпрямлять вооруженную руку. Это движение у на­чинающих всегда должно предшествовать выполнению укола с выпадом. Ошибкой новичков является замах вооруженной рукой при нанесении укола с выпадом. Вначале укол разучивают на месте, а затем в сочетаниях с передвижениями:

с шагом назад (вперед) показать укол и продолжать пе­редвижение с прямой вооруженной рукой;

передвигаться одиночными шагами вперед и назад, выпол­няя на каждый шаг показ укола; при шаге вперед под правую ногу — показ укола, под левую — закрыться и наоборот;

с шагом вперед показать укол, с шагом назад закрыться и сделать быстрые шаги назад с прямой вооруженной рукой;

с шагом назад (вперед) показать укол, закрыться и снова показать укол, т. е. на один шаг сделать три движения вооруженной рукой.

Совершенствование в боевой стойке, в выпадах с различными ^передвижениями проводится так же, как и в фехтовании на ра­пирах; широко применяются задания на самоконтроль, на вы­полнение приемов под контролем товарища, в виде учебной прак­тики, а также упражнений на восприятие действий препода­вателя.

Обучение позициям и их переменам проводится так же, как и в фехтовании на рапирах (см. стр. 191).

Обучение соединениям и их переменам. Обучение способом взятия соединения и их переменам проводится в парном обуче­нии с партнером так же, как и в фехтовании на рапирах.

Перемена соединения в фехтовании на шпагах проводится на дальней и средней дистанциях, а также на ближней дистанции для подготовки к действиям в ближнем бою.

При взятии и перемене соединения обращают внимание на принятие оппозиции в конечном движении и направление острия в поражаемую поверхность противника.

 

Задания Частные задачи и средства
1. Принять положение 4, 6, 7, 8, 2-й позиций. Действовать самостоятельно по 1—2 мин. а) из 6-й позиции принять положение 4-й позиции, проверить правильность положения руки, гарда и острие немного смещены влево от центра; б) из 4-й позиции принять положение 6-й позиции, проверить правильность положения руки. Гарда смещена вправо, острие немного внутрь; в) из 6-й позиции принять 8-ю (2—7-ю) позицию
2. Менять позиции движением вооруженной руки впереди себя. Выполнять самостоятельно по 2—3 мин. а) плавно выполнять перемену позиций: 6—4—6, 4—7—4, 6—8—4, 8—4—6—7—8—4, 4—6—круг — 6, 8—4—круг—4 и т. д.; б) менять те же позиции, слегка сжимая пальцами рукоятку шпаги в конечном положении и сохраняя оппозицию гардой; в) чередовать плавное и быстрое выполнение перемены позиции
3. Менять позиции с передвижением вперед и назад а) передвигаясь шагами вперед и назад, менять позиции. При каждом шаге делать одну перемену позиции; б) передвигаться и выполнять на каждый шаг две перемены позиций
4. Выполнять перемену позиции с выпрямлением вооруженной руки и оппозицией а) из 6-й позиции принять 4-ю с выпрямлением вооруженной руки в конечном положении и закрыться в 6-ю; б) из 4-й позиции принять 6-ю с выпрямлением вооруженной руки и закрыться; в) так же выполнять перемену позиций из 6-й в 7-ю, в 8-ю, в круг— 6 и 4; г) то же выполнять с передвижением вперед и назад

 

 

Задания, команды Частные задачи и средства
1. Выполнять движение уклонения самостоятельно а) выполнить уклонение назад, вниз, в сторону с одновременным выпрямлением вооруженной руки; б) передвигаться вперед и назад, быстро выполнить уклонение в одну из сторон и моментально принять боевую стойку
2. Выполнять движение уклонения под команду: «К бою!», «Уклонение вниз!», «К бою!», «Уклонение назад!», «К бою!», «Уклонение вправо!» а) выполнить быстро уклонение и зафиксировать его, затем быстро принять боевую стойку; б) передвигаться вперед и назад различными шагами. На короткую, внезапно поданную команду тренера принять определенное положение уклонения: назад, вниз или вправо
3. Выполнять перемену позиции, мгновенные уклонения и переход в положение «к бою». Действовать самостоятельно по 1—2 мин. а) менять позиции, внезапно сделать одно из уклонений и быстро закрыться в боевую стойку; б) передвигаться, делать различные выпады и уклонения; в) передвигаться, делать выпады и, оставаясь на выпаде, менять позиции, закрываться и оставлять вооруженную руку прямой

 

Упражнения с оружием. Большую роль в спортивной-тренировке фехтовальщиков на шпагах играют парные упражнения с оружием, подводящие их к боевым действиям. Эти упражнения преимущественно направлены на отработку отдель­ных элементов и приемов техники, их связей и сочетаний. В то же время многократное выполнение этих упражнений развивает и специфические, присущие данному виду спорта качества: под­вижность суставов в нужных направлениях, быстроту движений, чувство оружия и другие качества.

В начальном периоде обучения упражнения с оружием будут являться основными средствами спортивной подготовки зани­мающихся. Они направлены на развитие способности начинаю­щего бойца на шпагах управлять своими движениями. По мере повышения спортивного мастерства фехтовальщика, когда ему необходимо выполнять сложный комплекс движений, аналогич­ные упражнения с оружием решают задачи дальнейшей шлифов­ки отдельных движений, приемов и действий, а на этой основе — дальнейшего развития физических качеств.

Эти упражнения выполняются в парах без взаимного нанесе­ния уколов и имеют большую вариативность. К ним относятся упражнения в переменах соединений, в завязываниях, в захва­тах и батманах (ударах). Они выполняются из различных пози­ций, в соединениях и вне соединения, со средних дистанций, стоя на месте, в сочетаниях с маневрированием, полукруговыми и круговыми движениями оружием. При их выполнении спортсмен должен стремиться овладеть слабой и средней частями клинка противника, противопоставляя ему среднюю и сильную части своего клинка. Все эти приемы проводятся за счет движения во­оруженной рукой в лучезапястном суставе и пальцев кисти, что содействует более тонкому и точному управлению шпагой.

Во время выполнения упражнений не следует отводить воору­женную руку излишне в сторону. Надо точно фиксировать поло­жение позиции, постоянно оставляя острие в угрожающем поло­жении ближе к центру боевой плоскости.

В фехтовании на шпагах большое значение имеют атаки с действием на оружие, и в частности, разновидности этих дейст­вий—атаки с захватами и с завязыванием. Приобретение зани­мающимися первоначальных умений и навыков в выполнений соединений, их перемен и упражнений с оружием послужит хо­рошей предпосылкой для быстрейшего овладения техникой бое­вых действий.

Индивидуальное обучение. В индивидуальном обучении ос­новным положениям и движениям используются те же методи­ческие приемы, задания и средства, что и в фехтовании на рапи­рах, с учетом особенностей фехтования на шпагах. Учебная прак­тика по групповому и индивидуальному обучению на шпагах проводится так же, как и на рапирах, но в более сокращенном объеме, так как занимающиеся уже имеют опыт подготовки фех­тования на рапирах.