СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРИЕМАХ
Задача 2. Обучение перемене позиций с уклонениями и на выпаде
Задача 1. Обучение позициям и их перемене
Обучение держанию шпаги и управлению клинком
Держание шпаги и управление клинком выполняются так же, как и в фехтовании на рапирах, с учетом специфики техники фехтования на шпагах.
Задача 1. Обучение держанию шпаги.
1. Правильно взять шпагу, ощупать рукоятку пальцами, слегка сжимать и ослаблять пальцы.
2. Слегка согнуть вооруженную руку, предплечье параллельно полу.
3. Оставляя острие шпаги на месте в центре, незначительно продвигать гарду вправо, влево, вниз, принимая оппозицию гардой.
Задача 2.Обучение управлению клинком шпаги, сохраняя оппозицию:
1. Слегка сжимая и ослабляя пальцы, наблюдать движение острия.
2. Из боевого положения вооруженной руки «написать» острием клинка различные фигуры, сохраняя оппозицию гардой (рис. 159, а, в).
3. Также «написать» острием клинка различные фигуры, но сгибая и выпрямляя вооруженную руку (рис. 159, б, г).
Обучение строевым положениям и движениям. К строевым положениям и движениям в фехтовании на шпагах относятся: положение «смирно», «вольно», повороты с оружием, исходное положение, приветствие (салют), переход в положение «к бою» на два и один счет, сбор. Обучение такое же, как в фехтовании на рапирах (см. стр. 163).
Обучение боевой стойке, передвижениям и выпаду. При начальном обучении боевой стойке и передвижениям внимание занимающихся должно быть сосредоточено в первую очередь на правильном положении туловища и ног, а затем на постановке вооруженной руки. Поэтому обучать боевой стойке и передвижениям целесообразно без оружия. Шпага в руках начинающих фехтовальщиков является отвлекающим фактором и при значительных статических положениях приводит к излишнему напряжению мышц плечевого пояса и вооруженной руки.
При обучении выпаду вначале занимающихся учат показывать укол — выпрямлять вооруженную руку. Это движение у начинающих всегда должно предшествовать выполнению укола с выпадом. Ошибкой новичков является замах вооруженной рукой при нанесении укола с выпадом. Вначале укол разучивают на месте, а затем в сочетаниях с передвижениями:
с шагом назад (вперед) показать укол и продолжать передвижение с прямой вооруженной рукой;
передвигаться одиночными шагами вперед и назад, выполняя на каждый шаг показ укола; при шаге вперед под правую ногу — показ укола, под левую — закрыться и наоборот;
с шагом вперед показать укол, с шагом назад закрыться и сделать быстрые шаги назад с прямой вооруженной рукой;
с шагом назад (вперед) показать укол, закрыться и снова показать укол, т. е. на один шаг сделать три движения вооруженной рукой.
Совершенствование в боевой стойке, в выпадах с различными ^передвижениями проводится так же, как и в фехтовании на рапирах; широко применяются задания на самоконтроль, на выполнение приемов под контролем товарища, в виде учебной практики, а также упражнений на восприятие действий преподавателя.
Обучение позициям и их переменам проводится так же, как и в фехтовании на рапирах (см. стр. 191).
Обучение соединениям и их переменам. Обучение способом взятия соединения и их переменам проводится в парном обучении с партнером так же, как и в фехтовании на рапирах.
Перемена соединения в фехтовании на шпагах проводится на дальней и средней дистанциях, а также на ближней дистанции для подготовки к действиям в ближнем бою.
При взятии и перемене соединения обращают внимание на принятие оппозиции в конечном движении и направление острия в поражаемую поверхность противника.
Задания | Частные задачи и средства |
1. Принять положение 4, 6, 7, 8, 2-й позиций. Действовать самостоятельно по 1—2 мин. | а) из 6-й позиции принять положение 4-й позиции, проверить правильность положения руки, гарда и острие немного смещены влево от центра; б) из 4-й позиции принять положение 6-й позиции, проверить правильность положения руки. Гарда смещена вправо, острие немного внутрь; в) из 6-й позиции принять 8-ю (2—7-ю) позицию |
2. Менять позиции движением вооруженной руки впереди себя. Выполнять самостоятельно по 2—3 мин. | а) плавно выполнять перемену позиций: 6—4—6, 4—7—4, 6—8—4, 8—4—6—7—8—4, 4—6—круг — 6, 8—4—круг—4 и т. д.; б) менять те же позиции, слегка сжимая пальцами рукоятку шпаги в конечном положении и сохраняя оппозицию гардой; в) чередовать плавное и быстрое выполнение перемены позиции |
3. Менять позиции с передвижением вперед и назад | а) передвигаясь шагами вперед и назад, менять позиции. При каждом шаге делать одну перемену позиции; б) передвигаться и выполнять на каждый шаг две перемены позиций |
4. Выполнять перемену позиции с выпрямлением вооруженной руки и оппозицией | а) из 6-й позиции принять 4-ю с выпрямлением вооруженной руки в конечном положении и закрыться в 6-ю; б) из 4-й позиции принять 6-ю с выпрямлением вооруженной руки и закрыться; в) так же выполнять перемену позиций из 6-й в 7-ю, в 8-ю, в круг— 6 и 4; г) то же выполнять с передвижением вперед и назад |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Выполнять движение уклонения самостоятельно | а) выполнить уклонение назад, вниз, в сторону с одновременным выпрямлением вооруженной руки; б) передвигаться вперед и назад, быстро выполнить уклонение в одну из сторон и моментально принять боевую стойку |
2. Выполнять движение уклонения под команду: «К бою!», «Уклонение вниз!», «К бою!», «Уклонение назад!», «К бою!», «Уклонение вправо!» | а) выполнить быстро уклонение и зафиксировать его, затем быстро принять боевую стойку; б) передвигаться вперед и назад различными шагами. На короткую, внезапно поданную команду тренера принять определенное положение уклонения: назад, вниз или вправо |
3. Выполнять перемену позиции, мгновенные уклонения и переход в положение «к бою». Действовать самостоятельно по 1—2 мин. | а) менять позиции, внезапно сделать одно из уклонений и быстро закрыться в боевую стойку; б) передвигаться, делать различные выпады и уклонения; в) передвигаться, делать выпады и, оставаясь на выпаде, менять позиции, закрываться и оставлять вооруженную руку прямой |
Упражнения с оружием. Большую роль в спортивной-тренировке фехтовальщиков на шпагах играют парные упражнения с оружием, подводящие их к боевым действиям. Эти упражнения преимущественно направлены на отработку отдельных элементов и приемов техники, их связей и сочетаний. В то же время многократное выполнение этих упражнений развивает и специфические, присущие данному виду спорта качества: подвижность суставов в нужных направлениях, быстроту движений, чувство оружия и другие качества.
В начальном периоде обучения упражнения с оружием будут являться основными средствами спортивной подготовки занимающихся. Они направлены на развитие способности начинающего бойца на шпагах управлять своими движениями. По мере повышения спортивного мастерства фехтовальщика, когда ему необходимо выполнять сложный комплекс движений, аналогичные упражнения с оружием решают задачи дальнейшей шлифовки отдельных движений, приемов и действий, а на этой основе — дальнейшего развития физических качеств.
Эти упражнения выполняются в парах без взаимного нанесения уколов и имеют большую вариативность. К ним относятся упражнения в переменах соединений, в завязываниях, в захватах и батманах (ударах). Они выполняются из различных позиций, в соединениях и вне соединения, со средних дистанций, стоя на месте, в сочетаниях с маневрированием, полукруговыми и круговыми движениями оружием. При их выполнении спортсмен должен стремиться овладеть слабой и средней частями клинка противника, противопоставляя ему среднюю и сильную части своего клинка. Все эти приемы проводятся за счет движения вооруженной рукой в лучезапястном суставе и пальцев кисти, что содействует более тонкому и точному управлению шпагой.
Во время выполнения упражнений не следует отводить вооруженную руку излишне в сторону. Надо точно фиксировать положение позиции, постоянно оставляя острие в угрожающем положении ближе к центру боевой плоскости.
В фехтовании на шпагах большое значение имеют атаки с действием на оружие, и в частности, разновидности этих действий—атаки с захватами и с завязыванием. Приобретение занимающимися первоначальных умений и навыков в выполнений соединений, их перемен и упражнений с оружием послужит хорошей предпосылкой для быстрейшего овладения техникой боевых действий.
Индивидуальное обучение. В индивидуальном обучении основным положениям и движениям используются те же методические приемы, задания и средства, что и в фехтовании на рапирах, с учетом особенностей фехтования на шпагах. Учебная практика по групповому и индивидуальному обучению на шпагах проводится так же, как и на рапирах, но в более сокращенном объеме, так как занимающиеся уже имеют опыт подготовки фехтования на рапирах.