СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРИЕМАХ
Задача 2. Обучение сочетаниям позиций с передвижениями и выпадами
Задача 1. Обучение основным позициям и их переменам
Задача 2. Обучение строевым положениям и движениям
Задача 1. Обучение держанию сабли и управлению клинком
Обучение держанию оружия и строевым движениям.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ ИМ
Держание сабли и управление клинком. Основной способ держания сабли показан на рис. 128, а. Отступя 1 —1,5 см от гарды, положить рукоятку «брюшком» на сочленение первой и второй фаланг указательного пальца, большой палец наложить сверху на спинку рукоятки, остальными пальцами обхватить рукоятку снизу и прижать ее к мякоти ладони у основания мизинца. Саблю надо держать легко, без излишнего напряжения в пальцах. При управлении оружием слегка сжимать рукоятку сабли пальцами, чувствовать положение свода, которое образуется тремя точками опоры — указательным и большим пальцами и мякотью ладони у мизинца.
Индивидуальный способ держания сабли ближе к хвостовой части рукоятки (рис. 128, б).
В бою требуются: быстрое продвижение оружия вперед, изменение амплитуды и направления движения лезвия клинка в различных плоскостях удара. Эти изменения выполняются в момент сжимания пальцами рукоятки оружия и расслабления их вместе с вращательными движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Освоение каждого из этих элементов позволяет фехтовальщику более тонко, точно и быстро осуществлять управление клинком в боевых действиях, но требует длительной специальной тренировки.
В фехтовании на саблях следует различать 4 основных и 4 промежуточных направления движения лезвия клинка.
Основные: 1 — вниз, 3 — вправо; 5 — вверх; 7 — влево (рис. 129, а).
Промежуточные: 2 — вниз-направо; 4 — верх-направо; 6— вверх-налево; 8 — вниз-налево (рис. 129, б).
Строевые положения и движения. Строевая стойка. В строевой стойке применяется общепринятое положение «смирно»— саблю держат в левой руке острием вниз-назад, лезвием вниз, дужка гарды направлена вперед-вниз. Четыре пальца левой руки подхватывают оружие под гардой, большой палец находится на указательном (рис. 130, а). В строевой стойке с маской оружие и маску держат в левой согнутой руке (рис. 130, б). Положение «вольно» также общепринятое.
Исходное положение принимается из положения «смирно» в два счета: на счет «раз» сделать полповорота налево, сохраняя лицо обращенным к партнеру, взяться правой рукой за рукоятку сабли. На счет «два» приставить правую ступню с носком'обращенным в сторону партнера, пяткой — к пятке левой ноги, вынести правой рукой саблю наклонно вперед, лезвием вперед и вверх-направо. Левую руку, свободно согнутую, с кистью, сжатой в кулак, положить на талию, пальцами вниз (рис. 130, г).
Приветствие (салют) выполняется, так же как и в фехтовании на рапирах, сгибанием вооруженной.руки к подбородку (лезвие клинка повернуто влево) и выпрямлением ее в сторону партнера. Салют обязателен на соревнованиях, делают его на три стороны — к старшему судье, зрителям и противнику. При выпрямлении вооруженной руки лезвие сабли поворачивают в сторону приветствуемых.
Положение «подвысь» выполняется так же, как в фехтовании на рапирах, лезвие клинка направлено влево (рис. 130, в). При рапорте вооруженную руку опускают влево-вниз (см. рис. 130, г), лезвие направлено вправо.
Переход в положение «к бою» выполняется, так же как и в фехтовании на рапирах, на два и один счет. На два счета вначале сгибают вооруженную руку, затем правую ногу выставляют вперед. На один счет положение «к бою» принимается слитно — одновременно с движением оружия вперед выставляют правую ногу.
Сбор и положение «вольно» аналогичен движениям в фехтовании на рапирах.
Групповое обучениедержанию сабли, строевым положениям и движениям проводится так же, как в фехтовании на рапирах.
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Взять саблю и освоить правильное держание | а) взять саблю за рукоятку в кулак, сделать замах и обозначить удар саблей вперед, слегка сжав пальцы; б) освободить большой палец и поставить его на спинку рукоятки; в) взять правильно саблю и почувсвовать три точки опоры: указательный и большой пальцы и мякоть ладони у мизинца; г) проверить положение пальцев и свода в ладонной части |
2. Ощущать пальцами положение конца сабли | а) «написание» различных фигур, цифр острием сабли; б) выстукивание концом сабли различных ритмов |
3. Ощущать положение и движение лезвия | а) повороты лезвия вниз, вправо, вверх, влево; б) ведение лезвия в различных промежуточных направлениях с обозначением ударов по различной амплитуде |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Выполнять положения «смирно», «вольно», повороты на месте с оружием, при поворотах прижимать клинок к телу в вертикальном положении | |
2. Принять исходное положение, лезвие клинка направлено вверх-вправо. Отдать приветствие в одну сторону и салют в три стороны, лезвие направлять в сторону выпрямления вооруженной руки | |
3. Принять положение «к бою». «К бою готовьсь!», «Вольно!» | а) принять положение «к бою» на два счета. Согнуть вооруженную руку в локтевом суставе, лезвие направить вниз-вправо, отставить левую ногу на полторы ступни; б) принять положение «к бою» на один счет слитно |
4. Выполнить сбор | а) стучать пяткой о пол два раза; б) выпрямляя ноги, четко приставить левую ногу к правой и опустить вооруженную руку в исходное положение |
5. Принять положение «вольно» | а) из исходного положения взять саблю лезвием вниз в обе руки, свободно их опустить и приставить левую ногу; б) поочередно перемещать вес тела с одной ноги на другую, максимально расслабляя мышцы всего тела |
Индивидуальное обучениепроводится в процессе групповых занятий. Преподаватель подходит к каждому обучаемому в строю и проверяет правильность держания оружия, управления саблей, основные строевые приемы, дает указания, как исправить недостатки. Методические приемы обучения такие же, как и в фехтовании на рапирах.
Боевая стойка, передвижения в ней и выпад.Боевая стойка выполняется из исходного положения. Для этого надо отставить левую ногу по боевой линии примерно на полторы ступни назад и согнуть ноги так, чтобы колени были согнуты равномерно. Вооруженная рука, делая малый лицевой круг внутрь, мягко сгибается, кисть — немного ниже или на уровне локтя, острие оружия против правого глаза, лезвие направлено вперед-вниз-вправо. Невооруженная рука свободно согнута, кисть слегка сжата в кулак и упирается в талию тыльной стороной пальцами вниз, как в исходном положении (рис. 131, а, б).
Стопы располагают по боевой линии так, чтобы линия боя проходила ближе к середине левой стопы. Это позволяет лучше сохранять равновесие и более мощно передвигаться. Расстояние между ногами в боевой стойке равно примерно полутора-двум стопам. Однако это расстояние можно изменять. Фехтовальщики высокого роста стоят в более широкой стойке чаще, чем маленького роста.
От конституции спортсмена зависит также и высота боевой стойки. Высота боевой стойки и расстояние между ногами должны находиться в обратной зависимости: чем больше согнуты ноги, тем ниже и шире стойка, и наоборот. Однако наиболее характерны незначительные сгибания ног в стойке, естественность положения, делающие малозаметными разнообразные передвижения со скрещиванием ног.
Туловище в боевой стойке должно быть в полупрофиль к противнику. Чрезмерный поворот туловища закрепощает мышцы плечевого пояса, что затрудняет управление оружием. Поворот туловища грудью вперед увеличивает поражаемую поверхность и обусловливает более широкие движения защит.
Одним из важных факторов правильной боевой стойки является положение головы. Положение головы влияет на распределение тонуса мышц туловища. Очень важно держать голову в боевой стойке, свободно повернутой в сторону противника. Опускание головы вправо-вперед ведет к повышению тонуса мышц груди и плеча вооруженной руки. Слишком приподнятое положение головы вызывает перенапряжение мышц спины и плечевого пояса.
Варианты распределения веса тела в боевой стойке: равномерное распределение веса (рис. 132, а), вес тела находится преимущественно на правой ноге (рис. 132, б), вес тела больше на левой ноге (рис. 132, в). Чаще и в наиболее острые моменты боя фехтовальщики принимают боевую стойку с распределением веса тела больше на правую ногу. Такая боевая стойка облегчает выполнение движения ногой, стоящей сзади, которая может с большей силой и быстрее послать тело вперед. Для движения вперед не потребуется предварительного приближения линии тяжести тела к краю площади опоры (для выхода из положения относительного равновесия). Несмотря на то, что в такой боевой стойке небольшое перенесение веса тела вызывает некоторую загруженность правой ноги, ее движение вперед совершается с подъема пятки. Это более естественно, чем начинать движение с поднятия носка. Левое плечо не должно выходить за линию колена и носка левой ноги: Требования высокой маневренности, легкости и быстроты передвижений в фехтовании на саблях, применение бега и бросков «стрелой» приводят многих фехтовальщиков к использованию в бою стартообразной боевой стойки (рис. 132, г).
Передвижения в боевой стойке, выполняемые шагами и скачками вперед и назад различной длины, такие же, как в фехтовании на рапирах. Большое место имеют двойные шаги, передвижения бегом вперед и назад, шаги и скачки с большой глубиной продвижения, разнообразные передвижения прыжкового характера. При выполнении всех передвижений необходимо добиваться сокращения до минимума безопорного или одноопорного положения. Обязательным условием является постоянное сохранение устойчивого положения туловища в боевой стойке.
Выпад выполняется отведением, разгибанием и последующим толчком левой ноги с одновременным маховым движением правой. Левая нога, выталкивая тело вперед, не теряет соприкосновения с полом. Правая нога сильным маховым движением посылается вперед на расстояние примерно двух ступней и ставится перекатом с пятки на всю ступню. Туловище сохраняет почти то же положение, что и в боевой стойке, (рис. 133).
Наиболее распространенный вариант выпада — выпад, выполняемый из боевой стойки с распределением веса тела несколько больше на впереди стоящую ногу. Из этой стойки можно сделать и прыжковый выпад. Он выполняется по схеме типового выпада, но с большим приложением толчковых и маховых усилий левой и правой ног в первой фазе приема. При этом момент окончания толчка и маха приходится на фазу полета, во время которой фехтовальщик находится в безопорном положении. Приземление совпадает с окончанием выпада. Особое значение имеет прыжковый выпад для фехтовальщиков невысокого роста.
Если выпад применяется в атаках нескольких намерений, то для изменения линии удара или укола необходимо несколько позже начать активное маховое движение голенью правой ноги и толчок левой. Для этого выпад начинают с разгибания левой ноги и незначительного поднятия бедра правой ноги.
Выпад фехтовальщиков на саблях отличается от максимального выпада фехтовальщика на рапирах несколько меньшей длиной. При этом таз не проваливается низко, а находится на уровне бедра правой ноги. Левая нога при выпаде совершает поступательное движение вперед до момента постановки правой ноги на пол. Дальнейшее движение ее вперед не имеет смысла. Максимально длинный выпад (типа рапирного) применяется чаще в атаках по руке и в повторных атаках. При выполнении выпада туловище может сохранять то же положение, что и в боевой стойке. При максимально длинных выпадах туловище наклоняют вперед.
Вооруженная рука начинает свое движение вперед одновременно или несколько позже движения ног в выпаде, так как раннее выпрямление руки грозит получением удара в темп. Однако в процессе выполнения действия рука часто перегоняет ноги и противника поражают несколько раньше, чем он поставит правую ногу на пол. В движении выпада, рассчитанном на контрдействия противника или на ожидание его определенных реагирований в начальной фазе, возможно пассивное положение вооруженной руки, которая активизируется только после соответствующих реагирований противника. Невооруженная рука при выполнении выпада делает отмашку назад или сохраняет положение боевой стойки.
Возвращение с выпада применяется для ухода после выпада в боевую стойку. Выполняется отталкиванием правой ноги с одновременным сгибанием левой и последующей постановкой правой в положение боевой стойки так же, как в фехтовании на рапирах.
Шаг вперед и выпад используются в атаках с дальней дистанции. Для выполнения атаки с дальней дистанции применяют два способа слитного выполнения шага вперед и выпада: так называемый плавный и ударный трещоткой. Шаг вперед и выпад плавно сходен с техникой раздельного выполнения шага вперед и выпада, только делается он непрерывно и с большей скоростью. Техника выполнения щага вперед и выпада трещоткой сходна со скачком. Плавный шаг вперед и выпад чаще применяют в атаках с ограниченной глубиной продвижения, скачок вперед и выпад трещоткой — в атаках максимальной глубины и быстроты. Рациональное выполнение шага вперед и выпада как отдельного приема характеризуется энергичными махово-ударными движениями правой ногой как на шаг, так и на выпад с координированными сильными толчково-ударными движениями левой ногой также на скачке и выпаде. Правая нога делает движения со значительно большей амплитудой, чем левая.
Бросок «стрелой» применяется для внезапного поражения противника в атаках с дистанции большей, чем средняя. Бросок «стрелой» является эффективным средством нападения. Он находит широкое применение. Способы выполнения броска «стрелой» такие же, как и в фехтовании на рапире, — прыжком и набеганием.
Обучение боевой стойке, различным способам передвижений, выпаду и броску «стрелой» в сочетании с передвижениями и совершенствование их сочетаний проводятся так же, как и в фехтовании на рапирах, с учетом особенностей техники фехтования на саблях.
Позиции и их перемена.
3-я позиция — основная позиция фехтовальщика на саблях. Выгодность ее в том, что оружие угрожающе выдвинуто вперед и в то же время достаточно прикрывает поражаемую поверхность справа и снаружи (рис. 134, а). В этой позиции вооруженная рука полусогнута, кисть на уровне или немного ниже локтя. Острие сабли находится на высоте лба и направлено вперед-вверх, лезвие обращено вперед-вниз-вправо. Локоть убран внутрь.
4-я позицияпредохраняет поражаемую поверхность от ударов и уколов слева-изнутри (рис. 134, б). В этой позиции вооруженная рука полусогнута, кисть на уровне или немного ниже талии, локоть убран внутрь. Клинок направлен влево-вверх, острие немного выше лба, лезвие обращено влево-вниз.
5-я позицияпредохраняет от ударов по голове, служит вызовом на атаку в нижние линии. Вооруженная рука полусогнута, кисть правее и немного выше лба впереди локтя. Клинок и лезвие направлены влево и вверх-вперед, острие выше головы (рис. 134, в).
2-я позицияпредохраняет от ударов и уколов в нижнюю часть внутренней и наружной линий. Вооруженная рука слегка согнута, кисть на уровне локтя, пальцы направлены вперед. Клинок справа, острие сабли ниже гарды и направлено вперед и вниз, а лезвие вправо и вверх (рис. 134, г).
1-я позиция предохраняет поражаемую поверхность от ударов и уколов в нижнюю внутреннюю линию. Вооруженная рука полусогнута, кисть на уровне локтя, против левого плеча. Клинок слева, острие сабли ниже гарды, направлено вниз и вперед, лезвие обращено влево и вверх (рис. 134, д).
6-я позицияпредохраняет от ударов сверху и спереди. Вооруженная рука полусогнута, кисть левее лица и на уровне лба. Острие сабли направлено вправо и вперед, лезвие — вперед-вверх и влево.
Перемена позиций применяется с целью страховки поражаемой поверхности от ударов или уколов противника, для вызова атаки противника в открывающиеся при этом линии и для подготовки своей атаки. Перемена позиции выполняется направлением лезвия и острия в намеченную позицию с одновременным перемещением руки. Направление лезвия осуществляется движениями кисти в лучезапястном и локтевом суставах.
Глубина перемены позиции (величина сгибания вооруженной руки в позиции) зависит от дистанции, действий противника и своего замысла.
Переходы из одной позиции в другую могут быть такими же, как в фехтовании на рапире, — прямыми, полукруговыми и круговыми. Рекомендуемые перемены позиций и путь движения острия и вооруженной руки показаны на рис. 135, а—м. Возможные сочетания движений оружием при переменах позиций или защит даны на рис. 136, а—г. Варианты сочетания нескольких прямых и круговых позиций или защит показаны на рис. 136, д—з.
Полезными и необходимыми упражнениями для совершенствования защитных действий фехтовальщика на саблях являются упражнения на сочетание двух или нескольких позиций различной амплитуды, которые следует выполнять впереди себя и близко к туловищу (рис. 137, а—г).
Групповое обучение позициям и их переменам. В начале обучения изучают основные позиции — 3, 4, 5-ю, их сочетания, а затем дополнительные — 2-ю и 1-ю и упражнения в них.
Индивидуальное обучение позициям, их переменамв фехтовании на саблях такое же, как и в фехтовании на рапире. Кроме того, есть особенность в тренерской технике подачи оружия, которая заключается в том, что тренер приближает позиции к защитам. В этих целях при перемене позиции учеником тренер посылает свое оружие с движением удара в открытую линию ученика и требует принятия определенной позиции как защиты.
Задания, команды | Частные задачки средства |
1. Принять 3-ю позицию. «Третьей—закройсь!» | а) из выпрямленного положения вооруженной руки с лезвием, направленным вперед и вниз, принять 3-ю позицию, обращая внимание на правильный разворот лезвия; б) то же, но из положения боевой стойки постепенно выпрямлять руку вперед и сгибать, сохраняя 3-ю позицию |
2. Принять 4-ю позицию. «Четвертой—закройсь!» | а) то же, что и при принятии 3-й позиции; б) из 3-й позиции принять 4-ю |
3. Принять 5-ю позицию. «Пятой—закройсь!» | а) из 3-й позиции, как бы делая укол вверх-влево, принять 5-ю позицию, не изменяя углов в лучезапястном и локтевом суставах. Выполнять несколько раз; б) из 3-й позиции принять 5-ю полукруговым движением |
4. Принять 2-ю позицию. «Второй—закройсь!» | а) из положения 5-й позиции принять 2-ю; выполнить несколько раз; б) из 3-й позиции принять 2-ю |
5. Принять 1-ю позицию. «Первой—закройсь!» | а) из 2-й позиции принять 1-ю; б) из 3-й позиции принять 1-ю |
6. Принять 6-ю позицию. «Шестой—закройсь!» | Из 4-й позиции, как бы делая укол вверх и вправо, принять 6-ю |
Задания, команды | Частные задачи и средства |
1. Менять позиции и правильно распределять усилия мышц пальцев и предплечья | а) перемены позиций: 3—5, 5—3, 3—4, 4—3, 5-2, 2-5, 5—1, 1—2, 4-6-ю, слегка сжимая пальцы кисти в момент фиксации позиции; б) многократные перемены позиции: 3—5, 1—2—3, 3—5—2, 3—1—3, 2—4—3, 3—4—6, 2—5—4—3-ю и т. д., сжимая рукоятку пальцами в момент фиксации позиции и расслабления их; в) многократная перемена круговых позиции |
2. Ощущать положение и движение клинка при перемене позиций | а) перемены позиций перед зеркалом; б) перемены позиций с закрытыми глазами, периодически контролируя зрением положение позиции; в) перемены позиций в заданном ритме, г) перемены позиций со сменой ритма и изменением амплитуды движения |
3. Сочетать позиции с передвижениями | Перемена позиций с шагом вперед и назад, шаг вперед или назад и перемена позиций |
4. Сочетать перемену позиций с выпадом | а) шаг вперед, перемена позиций и выпад. Возвращаясь с выпада, сделать перемену позиций; б) выпад и перемена позиций на выпаде |
5. Сочетать перемену позиции с передвижением и броском сстрелой» | а) шаг или скачок вперед, перемена позиции и бросок «стрелой»; б) шаг или скачок назад, перемена позиции и бросок «стрелой» |
При этом особое внимание обращается на правильность направления движения лезвия ученика (перпендикулярно рубящему удару тренера).