СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРИЕМАХ

Задача 2. Обучение сочетаниям позиций с передвижениями и выпадами

Задача 1. Обучение основным позициям и их переменам

Задача 2. Обучение строевым положениям и движениям

Задача 1. Обучение держанию сабли и управлению клинком

Обучение держанию оружия и строевым движениям.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ ИМ

 

Держание сабли и управление клинком. Основной способ держания сабли показан на рис. 128, а. Отступя 1 —1,5 см от гарды, положить рукоятку «брюшком» на сочленение первой и второй фаланг указательного пальца, большой палец наложить сверху на спинку рукоятки, остальными пальцами обхватить рукоятку снизу и прижать ее к мякоти ладони у основания ми­зинца. Саблю надо держать легко, без излишнего напряжения в пальцах. При управлении оружием слегка сжимать рукоятку сабли пальцами, чувствовать положение свода, которое обра­зуется тремя точками опоры — указательным и большим паль­цами и мякотью ладони у мизинца.

Индивидуальный способ держания сабли ближе к хвосто­вой части рукоятки (рис. 128, б).

В бою требуются: быстрое продвижение оружия вперед, из­менение амплитуды и направления движения лезвия клинка в различных плоскостях удара. Эти изменения выполняются в мо­мент сжимания пальцами рукоятки оружия и расслабления их вместе с вращательными движе­ниями в лучезапястном, локте­вом и плечевом суставах. Освое­ние каждого из этих элементов позволяет фехтовальщику более тонко, точно и быстро осущест­влять управление клинком в бое­вых действиях, но требует дли­тельной специальной трени­ровки.

В фехтовании на саблях следует различать 4 основных и 4 промежуточных направления движения лезвия клинка.

Основные: 1 — вниз, 3 — впра­во; 5 — вверх; 7 — влево (рис. 129, а).

Промежуточные: 2 — вниз-направо; 4 — верх-направо; 6— вверх-налево; 8 — вниз-налево (рис. 129, б).

 

Строевые положения и движения. Строевая стойка. В строевой стойке применяется общепринятое положение «смир­но»— саблю держат в левой руке острием вниз-назад, лезвием вниз, дужка гарды направлена вперед-вниз. Четыре пальца ле­вой руки подхватывают оружие под гардой, большой палец на­ходится на указательном (рис. 130, а). В строевой стойке с мас­кой оружие и маску держат в левой согнутой руке (рис. 130, б). Положение «вольно» также общепринятое.

 

 

Исходное положение принимается из положения «смирно» в два счета: на счет «раз» сделать полповорота нале­во, сохраняя лицо обращенным к партнеру, взяться правой ру­кой за рукоятку сабли. На счет «два» приставить правую ступню с носком'обращенным в сторону партнера, пяткой — к пятке ле­вой ноги, вынести правой рукой саблю наклонно вперед, лезви­ем вперед и вверх-направо. Левую руку, свободно согнутую, с кистью, сжатой в кулак, положить на талию, пальцами вниз (рис. 130, г).

Приветствие (салют) выполняется, так же как и в фех­товании на рапирах, сгибанием вооруженной.руки к подбород­ку (лезвие клинка повернуто влево) и выпрямлением ее в сторо­ну партнера. Салют обязателен на соревнованиях, делают его на три стороны — к старшему судье, зрителям и противнику. При выпрямлении вооруженной руки лезвие сабли поворачи­вают в сторону приветствуемых.

Положение «подвысь» выполняется так же, как в фехтовании на рапирах, лезвие клинка направлено влево (рис. 130, в). При рапорте вооруженную руку опускают влево-вниз (см. рис. 130, г), лезвие направлено вправо.

Переход в положение «к бою» выполняется, так же как и в фехтовании на рапирах, на два и один счет. На два сче­та вначале сгибают вооруженную руку, затем правую ногу вы­ставляют вперед. На один счет положение «к бою» принимается слитно — одновременно с движением оружия вперед выставляют правую ногу.

Сбор и положение «вольно» аналогичен движениям в фех­товании на рапирах.

Груп­повое обучениедержанию сабли, строевым положениям и движениям проводится так же, как в фехтовании на рапирах.

 

Задания, команды Частные задачи и средства
1. Взять саблю и освоить правильное держание а) взять саблю за рукоятку в кулак, сделать замах и обозначить удар саблей вперед, слегка сжав пальцы; б) освободить большой палец и поставить его на спинку рукоятки; в) взять правильно саблю и почувсвовать три точки опоры: указательный и большой пальцы и мякоть ладони у мизинца; г) проверить положение пальцев и свода в ладонной части
2. Ощущать пальцами положение конца сабли а) «написание» различных фигур, цифр острием сабли; б) выстукивание концом сабли различных ритмов
3. Ощущать положение и движение лезвия а) повороты лезвия вниз, вправо, вверх, влево; б) ведение лезвия в различных промежуточных направлениях с обозначением ударов по различной амплитуде

 

 

Задания, команды Частные задачи и средства
1. Выполнять положения «смирно», «вольно», повороты на месте с оружием, при поворотах прижимать клинок к телу в вертикальном положении  
2. Принять исходное положение, лезвие клинка направлено вверх-вправо. Отдать приветствие в одну сторону и салют в три стороны, лезвие направлять в сторону выпрямления вооруженной руки  
3. Принять положение «к бою». «К бою готовьсь!», «Вольно!» а) принять положение «к бою» на два счета. Согнуть вооруженную руку в локтевом суставе, лезвие направить вниз-вправо, отставить левую ногу на полторы ступни; б) принять положение «к бою» на один счет слитно
4. Выполнить сбор а) стучать пяткой о пол два раза; б) выпрямляя ноги, четко приставить левую ногу к правой и опустить вооруженную руку в исходное положение
5. Принять положение «вольно» а) из исходного положения взять саблю лезвием вниз в обе руки, свободно их опустить и приставить левую ногу; б) поочередно перемещать вес тела с одной ноги на другую, максимально расслабляя мышцы всего тела

 

Индивидуальное обучениепроводится в процессе групповых занятий. Преподаватель подходит к каждому обучаемому в строю и проверяет правильность держания оружия, управления саблей, основные строевые приемы, дает указания, как исправить недостатки. Методические приемы обучения такие же, как и в фехтовании на рапирах.

Боевая стойка, передвижения в ней и выпад.Боевая стойка выполняется из исходного положения. Для этого надо отставить левую ногу по боевой линии примерно на полторы ступни назад и согнуть ноги так, чтобы колени были согнуты равномерно. Вооруженная рука, делая малый лицевой круг внутрь, мягко сгибается, кисть — немного ниже или на уровне локтя, острие оружия против правого глаза, лезвие направлено вперед-вниз-вправо. Невооруженная рука свободно согнута, кисть слегка сжата в кулак и упирается в талию тыльной сто­роной пальцами вниз, как в исходном положении (рис. 131, а, б).

 

 

Стопы располагают по боевой линии так, чтобы линия боя проходила ближе к середине левой стопы. Это позволяет лучше сохранять равновесие и более мощно передвигаться. Расстояние между ногами в боевой стойке равно примерно полутора-двум стопам. Однако это расстояние можно изменять. Фехтовальщики высокого роста стоят в более широкой стойке чаще, чем маленького роста.

От конституции спорт­смена зависит также и высо­та боевой стойки. Высота боевой стойки и расстояние между ногами должны нахо­диться в обратной зависи­мости: чем больше согнуты ноги, тем ниже и шире стой­ка, и наоборот. Однако наи­более характерны незначи­тельные сгибания ног в стойке, естественность положения, делаю­щие малозаметными разнообразные передвижения со скрещива­нием ног.

Туловище в боевой стойке должно быть в полупрофиль к противнику. Чрезмерный поворот туловища закрепощает мыш­цы плечевого пояса, что затрудняет управление оружием. Поворот туловища грудью вперед увеличивает поражаемую поверх­ность и обусловливает более широкие движения защит.

Одним из важных факторов правильной боевой стойки явля­ется положение головы. Положение головы влияет на распреде­ление тонуса мышц туловища. Очень важно держать голову в боевой стойке, свободно повернутой в сторону противника. Опус­кание головы вправо-вперед ведет к повышению тонуса мышц груди и плеча вооруженной руки. Слишком приподнятое поло­жение головы вызывает перенапряжение мышц спины и плече­вого пояса.

 

 

Варианты распределения веса тела в боевой стойке: равно­мерное распределение веса (рис. 132, а), вес тела находится преимущественно на правой ноге (рис. 132, б), вес тела больше на левой ноге (рис. 132, в). Чаще и в наиболее острые моменты боя фехтовальщики принимают боевую стойку с распределе­нием веса тела больше на правую ногу. Такая боевая стойка облегчает выполнение движения ногой, стоящей сзади, которая может с большей силой и быстрее послать тело вперед. Для дви­жения вперед не потребуется предварительного приближения линии тяжести тела к краю площади опоры (для выхода из положения относительного равновесия). Несмотря на то, что в такой боевой стойке небольшое перенесение веса тела вызывает некоторую загруженность правой ноги, ее движение вперед со­вершается с подъема пятки. Это более естественно, чем начи­нать движение с поднятия носка. Левое плечо не должно выхо­дить за линию колена и носка левой ноги: Требования высокой маневренности, легкости и быстроты передвижений в фехтова­нии на саблях, применение бега и бросков «стрелой» приводят многих фехтовальщиков к использованию в бою стартообразной боевой стойки (рис. 132, г).

Передвижения в боевой стойке, выполняемые ша­гами и скачками вперед и назад различной длины, такие же, как в фехтовании на рапирах. Большое место имеют двойные шаги, передвижения бегом вперед и назад, шаги и скачки с большой глубиной продвижения, разнообразные передвижения прыжкового характера. При выполнении всех передвижений не­обходимо добиваться сокращения до минимума безопорного или одноопорного положения. Обязательным условием является по­стоянное сохранение устойчивого положения туловища в боевой стойке.

Выпад выполняется отведением, разгибанием и последую­щим толчком левой ноги с одновременным маховым движением правой. Левая нога, выталкивая тело вперед, не теряет сопри­косновения с полом. Правая нога сильным маховым движением посылается вперед на расстояние примерно двух ступней и ста­вится перекатом с пятки на всю ступню. Туловище сохраняет почти то же положение, что и в боевой стойке, (рис. 133).

 

 

Наиболее распространенный вариант выпада — выпад, вы­полняемый из боевой стойки с распределением веса тела несколь­ко больше на впереди стоящую ногу. Из этой стойки можно сде­лать и прыжковый выпад. Он выполняется по схеме типового выпада, но с большим приложением толчковых и маховых уси­лий левой и правой ног в первой фазе приема. При этом момент окончания толчка и маха приходится на фазу полета, во время которой фехтовальщик находится в безопорном положении. Приземление совпадает с окончанием выпада. Особое значение имеет прыжковый выпад для фехтовальщиков невысокого роста.

Если выпад применяется в атаках нескольких намерений, то для изменения линии удара или укола необходимо несколько позже начать активное маховое движение голенью правой ноги и толчок левой. Для этого выпад начинают с разгибания левой ноги и незначительного поднятия бедра правой ноги.

Выпад фехтовальщиков на саблях отличается от максималь­ного выпада фехтовальщика на рапирах несколько меньшей дли­ной. При этом таз не проваливается низко, а находится на уров­не бедра правой ноги. Левая нога при выпаде совершает посту­пательное движение вперед до момента постановки правой ноги на пол. Дальнейшее движение ее вперед не имеет смысла. Максимально длинный выпад (типа рапирного) применяется чаще в атаках по руке и в пов­торных атаках. При выполне­нии выпада туловище может сохранять то же положение, что и в боевой стойке. При максимально длинных выпа­дах туловище наклоняют впе­ред.

Вооруженная рука начинает свое движение вперед одновре­менно или несколько позже движения ног в выпаде, так как раннее выпрямление руки грозит получением удара в темп. Однако в процессе выполнения действия рука часто перегоняет ноги и противника поражают несколько раньше, чем он поста­вит правую ногу на пол. В движении выпада, рассчитанном на контрдействия противника или на ожидание его определенных реагирований в начальной фазе, возможно пассивное положение вооруженной руки, которая активизируется только после соот­ветствующих реагирований противника. Невооруженная рука при выполнении выпада делает отмашку назад или сохраняет положение боевой стойки.

Возвращение с выпада применяется для ухода после выпада в боевую стойку. Выполняется отталкиванием правой ноги с одновременным сгибанием левой и последующей поста­новкой правой в положение боевой стойки так же, как в фехто­вании на рапирах.

Шаг вперед и выпад используются в атаках с даль­ней дистанции. Для выполнения атаки с дальней дистанции при­меняют два способа слитного выполнения шага вперед и выпа­да: так называемый плавный и ударный трещоткой. Шаг вперед и выпад плавно сходен с техникой раздельного выполнения шага вперед и выпада, только делается он непрерывно и с большей скоростью. Техника выполнения щага вперед и выпада трещот­кой сходна со скачком. Плавный шаг вперед и выпад чаще при­меняют в атаках с ограниченной глубиной продвижения, скачок вперед и выпад трещоткой — в атаках максимальной глубины и быстроты. Рациональное выполнение шага вперед и выпада как отдельного приема характеризуется энергичными махово-ударными движениями правой ногой как на шаг, так и на выпад с координированными сильными толчково-ударными движениями левой ногой также на скачке и выпаде. Правая нога делает дви­жения со значительно большей амплитудой, чем левая.

Бросок «стрелой» применяется для внезапного поражения противника в атаках с дистанции большей, чем средняя. Бросок «стре­лой» является эффективным средством нападения. Он находит широкое примене­ние. Способы выполнения броска «стрелой» такие же, как и в фехтовании на рапире, — прыжком и набега­нием.

Обучение боевой стойке, различным способам пере­движений, выпаду и броску «стрелой» в сочетании с передвижениями и совершенствование их сочетаний проводятся так же, как и в фехтовании на рапирах, с учетом особенностей техники фехтования на саблях.

 

 

Позиции и их перемена.

3-я позиция — основная позиция фехтовальщика на саблях. Выгодность ее в том, что оружие угрожающе выдвинуто вперед и в то же время достаточно при­крывает поражаемую поверхность справа и снаружи (рис. 134, а). В этой позиции вооруженная рука полусогнута, кисть на уровне или немного ниже локтя. Острие сабли находится на вы­соте лба и направлено вперед-вверх, лезвие обращено вперед-вниз-вправо. Локоть убран внутрь.

4-я позицияпредохраняет поражаемую поверхность от ударов и уколов слева-изнутри (рис. 134, б). В этой позиции вооруженная рука полусогнута, кисть на уровне или немного ниже талии, локоть убран внутрь. Клинок направлен влево-вверх, острие немного выше лба, лезвие обращено влево-вниз.

5-я позицияпредохраняет от ударов по голове, служит вызовом на атаку в нижние линии. Вооруженная рука полусог­нута, кисть правее и немного выше лба впереди локтя. Клинок и лезвие направлены влево и вверх-вперед, острие выше головы (рис. 134, в).

2-я позицияпредохраняет от ударов и уколов в нижнюю часть внутренней и наружной линий. Вооруженная рука слегка согнута, кисть на уровне локтя, пальцы направлены вперед. Клинок справа, острие сабли ниже гарды и направлено вперед и вниз, а лезвие вправо и вверх (рис. 134, г).

1-я позиция предохраняет поражаемую поверхность от ударов и уколов в нижнюю внутреннюю линию. Вооруженная рука полусогнута, кисть на уровне локтя, против левого плеча. Клинок слева, острие сабли ниже гарды, направлено вниз и впе­ред, лезвие обращено влево и вверх (рис. 134, д).

6-я позицияпредохраняет от ударов сверху и спереди. Вооруженная рука полусогнута, кисть левее лица и на уровне лба. Острие сабли направлено вправо и вперед, лезвие — впе­ред-вверх и влево.

 

Перемена позиций применяется с целью страховки по­ражаемой поверхности от ударов или уколов противника, для вызова атаки противника в открывающиеся при этом линии и для подготовки своей атаки. Перемена позиции выполняется на­правлением лезвия и острия в намеченную позицию с одновре­менным перемещением руки. Направление лезвия осуществляет­ся движениями кисти в лучезапястном и локтевом суставах.

Глубина перемены позиции (величина сгибания вооруженной руки в позиции) зависит от дистанции, действий противника и своего замысла.

Переходы из одной позиции в другую могут быть такими же, как в фехтовании на рапире, — прямыми, полукруговыми и кру­говыми. Рекомендуемые перемены позиций и путь движения острия и вооруженной руки показаны на рис. 135, а—м. Возможные сочетания движений оружием при переменах позиций или защит даны на рис. 136, а—г. Варианты сочетания несколь­ких прямых и круговых позиций или защит показаны на рис. 136, д—з.

Полезными и необходимыми упражнениями для совершен­ствования защитных действий фехтовальщика на саблях явля­ются упражнения на сочетание двух или нескольких позиций различной амплитуды, которые следует выполнять впереди себя и близко к туловищу (рис. 137, а—г).

 

 

 

Групповое обучение позициям и их переменам. В начале обучения изучают основные позиции — 3, 4, 5-ю, их сочетания, а затем дополнительные — 2-ю и 1-ю и упражнения в них.

Индивидуальное обучение позициям, их переменамв фехто­вании на саблях такое же, как и в фехтовании на рапире. Кроме того, есть особенность в тренерской технике подачи оружия, которая заключается в том, что тренер приближает позиции к защитам. В этих целях при перемене позиции учеником тренер посылает свое оружие с движением удара в открытую линию ученика и требует принятия определенной позиции как защиты.

 

Задания, команды Частные задачки средства
1. Принять 3-ю позицию. «Третьей—закройсь!» а) из выпрямленного положения вооруженной руки с лезвием, направленным вперед и вниз, принять 3-ю позицию, обращая внимание на правильный разворот лезвия; б) то же, но из положения боевой стойки постепенно выпрямлять руку вперед и сгибать, сохраняя 3-ю позицию
2. Принять 4-ю позицию. «Четвертой—закройсь!» а) то же, что и при принятии 3-й позиции; б) из 3-й позиции принять 4-ю
3. Принять 5-ю позицию. «Пятой—закройсь!» а) из 3-й позиции, как бы делая укол вверх-влево, принять 5-ю позицию, не изменяя углов в лучезапястном и локтевом суставах. Выполнять несколько раз; б) из 3-й позиции принять 5-ю полукруговым движением
4. Принять 2-ю позицию. «Второй—закройсь!» а) из положения 5-й позиции принять 2-ю; выполнить несколько раз; б) из 3-й позиции принять 2-ю
5. Принять 1-ю позицию. «Первой—закройсь!» а) из 2-й позиции принять 1-ю; б) из 3-й позиции принять 1-ю
6. Принять 6-ю позицию. «Шестой—закройсь!» Из 4-й позиции, как бы делая укол вверх и вправо, принять 6-ю
Задания, команды Частные задачи и средства
1. Менять позиции и правильно распределять усилия мышц пальцев и предплечья а) перемены позиций: 3—5, 5—3, 3—4, 4—3, 5-2, 2-5, 5—1, 1—2, 4-6-ю, слегка сжимая пальцы кисти в момент фиксации позиции; б) многократные перемены позиции: 3—5, 1—2—3, 3—5—2, 3—1—3, 2—4—3, 3—4—6, 2—5—4—3-ю и т. д., сжимая рукоятку пальцами в момент фиксации позиции и расслабления их; в) многократная перемена круговых позиции
2. Ощущать положение и дви­жение клинка при перемене по­зиций а) перемены позиций перед зеркалом; б) перемены позиций с закрытыми глазами, периодически контролируя зрением положение позиции; в) перемены позиций в заданном ритме, г) перемены позиций со сменой рит­ма и изменением амплитуды движения
3. Сочетать позиции с передви­жениями Перемена позиций с шагом вперед и назад, шаг вперед или назад и пе­ремена позиций
4. Сочетать перемену позиций с выпадом а) шаг вперед, перемена позиций и выпад. Возвращаясь с выпада, сде­лать перемену позиций; б) выпад и перемена позиций на вы­паде
5. Сочетать перемену позиции с передвижением и броском сстрелой» а) шаг или скачок вперед, перемена позиции и бросок «стрелой»; б) шаг или скачок назад, перемена позиции и бросок «стрелой»

 

При этом особое внимание обращается на правильность направления движения лезвия ученика (перпендикулярно рубящему удару тренера).