Общеразвивающие упражнения

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКА

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ

Примерное соотношение общей физической, технической и тактической

подготовки фехтовальщиков (в %)

 

Группы фехтовальщиков Периоды тренировки
подготовительный соревновательный переходный
ОФП СФП ТТП ОФП СФП ТТП ОФП СФП ТТП
Дети 8—12 лет
Подростки 13—14 лет
Юноши 15—16 лет
Юноши 17—18 лет
Фехтовальщики III разряда
Фехтовальщики II разряда
Фехтовальщики I разряда и мастера спорта
Фехтовальщики среднего и старшего возраста

Примечание: ОФП – общая физическая подготовка; СФП – специальная физическая подготовка; ТТП – техническая и тактическая подготовка.

 

Всестороннее физическое развитие следует осуществлять с детского возраста, сбчетая общее физическое развитие со спе­циализацией по избранному виду фехтования. Основой всесто­роннего физического развития для приобретения жизненно необ­ходимых навыков и важных качеств служат комплекс БГТО, ГТО I и II ступени, а также разрядные нормы. Однако ограни­читься только сдачей норм ГТО и получением спортивного раз­ряда для всестороннего физического развития недостаточно.

Для овладения спортивным мастерством, достижения высо­ких спортивных результатов и всестороннего гармоничного раз­вития необходимо постоянное, на протяжении всей спортивной жизни, разностороннее физическое совершенствование. Чем вы­ше спортивная квалификация, тем большее количество разнообразных средств общей и специальной физической подготовки должен применять спортсмен, чтобы достигнуть более высокого уровня технической и тактической подготовленности, а также чтобы сохранить высокую спортивную работоспособность и до­стигнуть, высоких спортивных результатов.

 

Используя разнообразные физические упражнения для фи­зической подготовки фехтовальщика, следует всегда помнить, что развитие специального качества всегда лучше сочетать с од­новременным повышением уровня развития всех физических и волевых качеств. Поэтому наряду со специально-подготовитель­ными упражнениями для высокой и разносторонней функцио­нальной подготовки спортсмена необходимо широко использо­вать общеразвивающие упражнения и вспомогательные виды спорта. При этом нужно учитывать, что одни и те же упражне­ния могут быть как общеразвивающими, так и специально-подго­товительными. В зависимости от характера выполнения упраж­нений и решаемых задач одними и теми же упражнениями мож­но развивать различные общие и специальные качества.

Для успешного выполнения упражнений и более эффективно­го их общего и специального воздействия нужно чтобы занима­ющиеся осмысленно выполняли упражнения, понимали их назна­чение, умело использовали нужный темп, ритм, амплитуду дви­жения и интенсивность.

Для общей и специальной физической подготовки фехтоваль­щика рекомендуется использовать разнообразные физические упражнения. Их система и взаимосвязь раскрыты в схеме ниже.

 

 

Строевые упражнения, различного вида пере­движения и задания на действия. Эти упражнения применяются для воспитания организованности, дисциплины, быстроты ориентировки и четкости выполнения одиночных и групповых действий, правильной осанки, а также для общего разогревания, подъема эмоционального состояния и совершенст­вования навыков.

Строевые упражнения:

­ построения и перестроения по строевому уставу и принятые в гимнастике, в одну, две, четыре шеренги; в колонну по одному, по два, по четыре; в круг в шахматном порядке и т. д.

­ сочетание шагов и поворотов — шаг вперед, поворот налево; шаг влево, поворот направо и кругом; два шага вперед, поворот налево и т. д.;

­ побороты на месте и в движении;

­ передвижения походным, строевым шагом с изменением темпа и длины шага.

 

 

Выполнение различных заданий:

­ построения и перестроения в шеренгу или колонну в отрезки времени, определенные тренером. Например, разойтись по залу спокойным шагом, бегом, в приседе, подскоками, чтобы оказаться на расстоянии шага один от другого и затем быстро построиться в шеренгу или колонну в определенном месте за 8, 6, 4 сек.;

­ выполнение заданий и действий по внезапным сигналам тренера на бы­строту, с включением элемента неожиданности. Например, «Бегом — разой­дись!», «Садись!», «Встать!», «Ложись!», «За 5 сек. построиться в две шеренги лицом один к другому — становись!» и т. д.

Чередование различного вида ходьбы, бега и прыж­ков:

­ ходьба пригнувшись, в приседе, широким шагом, выпадами, с высоким подниманием коленей, на носках, пятках, на наружном и внутреннем крае стопы; ходьба с паузами; ходьба с акцентом — притоптывание» ногой или хло­пок ладонями на определенный счет; ходьба с акцентами да обусловленные сигналы, например на «гоп» — подскок, на «ап» — хлопок и т. п.;

­ спортивная ходьба с изменением темпа—с ускорением и замедлением, с изменением направления движения;

­ ходьба с ускорениями и короткими рывками по 5—10 м или броском «стрелой»;

­ чередование спортивной ходьбы с бегом трусцой, (расслабленно) с вне­запными бросками по 3—5 м вперед и бегом назад;

­ равномерный бег с резкими поворотами, подскоками и рывками на вне­запный сигнал;

­ ходьба и бег на местности (в парке, лесу) с преодолением естественных препятствий;

­ прыжки с Места в длину — вперед, назад, влево, вправо; тройной прыжок, прыжки в высоту и длину с разбега, прыжки с доставанием подвесных пред­метов, прыжки через козла и коня;

­ различная ходьба и танцевальные шаги под музыку или под звуковые сигналы с изменением темпа и ритма, подвижные игры.

Упражнения для развития преимущественно ско­ростной силы и выносливости, на растягивание и расслабление. Эти упражнения выполняются на месте (стоя, сидя, лежа) в сочетании с ходьбой. Применяются для совершенствования двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма, а также для избирательного воздействия в целях развития быстроты, ловкости, силы и других качеств.

Упражнения для развития преимущественно силы мышц рук, ног, туло­вища чередуются с упражнениями на расслабление и растягивание.

 

 

Примерные упражнения без отягощения:

­ Сгибание и разгибание рук в упоре о подоконник, на стол, на гимнасти­ческую скамейку, в упоре лежа на полу (рис. 28, а, б, в). Упражнение выпол­няется ритмично в среднем темпе, с ускорением, с акцентом на разгибание.

­ Разнообразные приседания на одной и на обеих ногах (рис. 28, г). Вы­полнять приседания из различных исходных положений: на носках, на полной стопе – носки вместе и врозь, ноги на ширине плеч, плавно, с изменением темпа, с пружинящими движениями, с акцентом на вставание, с движениями руками и без них.

­ Лежа на спине, делать различные движения прямыми и согнутыми нога­ми, поднимать ноги до касания носками пола за головой, поднимать ноги с набивным мячом (рис. 28, д, е). Выполнять ритмично и плавно, быстро, вна­чале плавно, затем быстро.

­ Разнообразные интенсивные маховые и круговые движения руками и но­гами. Выполнять вначале медленно, затем постепенно ускорять и замедлять с изменением амплитуды движения.