Общеразвивающие упражнения
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКА
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
Примерное соотношение общей физической, технической и тактической
подготовки фехтовальщиков (в %)
Группы фехтовальщиков | Периоды тренировки | ||||||||
подготовительный | соревновательный | переходный | |||||||
ОФП | СФП | ТТП | ОФП | СФП | ТТП | ОФП | СФП | ТТП | |
Дети 8—12 лет | |||||||||
Подростки 13—14 лет | |||||||||
Юноши 15—16 лет | |||||||||
Юноши 17—18 лет | |||||||||
Фехтовальщики III разряда | |||||||||
Фехтовальщики II разряда | |||||||||
Фехтовальщики I разряда и мастера спорта | |||||||||
Фехтовальщики среднего и старшего возраста |
Примечание: ОФП – общая физическая подготовка; СФП – специальная физическая подготовка; ТТП – техническая и тактическая подготовка.
Всестороннее физическое развитие следует осуществлять с детского возраста, сбчетая общее физическое развитие со специализацией по избранному виду фехтования. Основой всестороннего физического развития для приобретения жизненно необходимых навыков и важных качеств служат комплекс БГТО, ГТО I и II ступени, а также разрядные нормы. Однако ограничиться только сдачей норм ГТО и получением спортивного разряда для всестороннего физического развития недостаточно.
Для овладения спортивным мастерством, достижения высоких спортивных результатов и всестороннего гармоничного развития необходимо постоянное, на протяжении всей спортивной жизни, разностороннее физическое совершенствование. Чем выше спортивная квалификация, тем большее количество разнообразных средств общей и специальной физической подготовки должен применять спортсмен, чтобы достигнуть более высокого уровня технической и тактической подготовленности, а также чтобы сохранить высокую спортивную работоспособность и достигнуть, высоких спортивных результатов.
Используя разнообразные физические упражнения для физической подготовки фехтовальщика, следует всегда помнить, что развитие специального качества всегда лучше сочетать с одновременным повышением уровня развития всех физических и волевых качеств. Поэтому наряду со специально-подготовительными упражнениями для высокой и разносторонней функциональной подготовки спортсмена необходимо широко использовать общеразвивающие упражнения и вспомогательные виды спорта. При этом нужно учитывать, что одни и те же упражнения могут быть как общеразвивающими, так и специально-подготовительными. В зависимости от характера выполнения упражнений и решаемых задач одними и теми же упражнениями можно развивать различные общие и специальные качества.
Для успешного выполнения упражнений и более эффективного их общего и специального воздействия нужно чтобы занимающиеся осмысленно выполняли упражнения, понимали их назначение, умело использовали нужный темп, ритм, амплитуду движения и интенсивность.
Для общей и специальной физической подготовки фехтовальщика рекомендуется использовать разнообразные физические упражнения. Их система и взаимосвязь раскрыты в схеме ниже.
Строевые упражнения, различного вида передвижения и задания на действия. Эти упражнения применяются для воспитания организованности, дисциплины, быстроты ориентировки и четкости выполнения одиночных и групповых действий, правильной осанки, а также для общего разогревания, подъема эмоционального состояния и совершенствования навыков.
Строевые упражнения:
построения и перестроения по строевому уставу и принятые в гимнастике, в одну, две, четыре шеренги; в колонну по одному, по два, по четыре; в круг в шахматном порядке и т. д.
сочетание шагов и поворотов — шаг вперед, поворот налево; шаг влево, поворот направо и кругом; два шага вперед, поворот налево и т. д.;
побороты на месте и в движении;
передвижения походным, строевым шагом с изменением темпа и длины шага.
Выполнение различных заданий:
построения и перестроения в шеренгу или колонну в отрезки времени, определенные тренером. Например, разойтись по залу спокойным шагом, бегом, в приседе, подскоками, чтобы оказаться на расстоянии шага один от другого и затем быстро построиться в шеренгу или колонну в определенном месте за 8, 6, 4 сек.;
выполнение заданий и действий по внезапным сигналам тренера на быстроту, с включением элемента неожиданности. Например, «Бегом — разойдись!», «Садись!», «Встать!», «Ложись!», «За 5 сек. построиться в две шеренги лицом один к другому — становись!» и т. д.
Чередование различного вида ходьбы, бега и прыжков:
ходьба пригнувшись, в приседе, широким шагом, выпадами, с высоким подниманием коленей, на носках, пятках, на наружном и внутреннем крае стопы; ходьба с паузами; ходьба с акцентом — притоптывание» ногой или хлопок ладонями на определенный счет; ходьба с акцентами да обусловленные сигналы, например на «гоп» — подскок, на «ап» — хлопок и т. п.;
спортивная ходьба с изменением темпа—с ускорением и замедлением, с изменением направления движения;
ходьба с ускорениями и короткими рывками по 5—10 м или броском «стрелой»;
чередование спортивной ходьбы с бегом трусцой, (расслабленно) с внезапными бросками по 3—5 м вперед и бегом назад;
равномерный бег с резкими поворотами, подскоками и рывками на внезапный сигнал;
ходьба и бег на местности (в парке, лесу) с преодолением естественных препятствий;
прыжки с Места в длину — вперед, назад, влево, вправо; тройной прыжок, прыжки в высоту и длину с разбега, прыжки с доставанием подвесных предметов, прыжки через козла и коня;
различная ходьба и танцевальные шаги под музыку или под звуковые сигналы с изменением темпа и ритма, подвижные игры.
Упражнения для развития преимущественно скоростной силы и выносливости, на растягивание и расслабление. Эти упражнения выполняются на месте (стоя, сидя, лежа) в сочетании с ходьбой. Применяются для совершенствования двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма, а также для избирательного воздействия в целях развития быстроты, ловкости, силы и других качеств.
Упражнения для развития преимущественно силы мышц рук, ног, туловища чередуются с упражнениями на расслабление и растягивание.
Примерные упражнения без отягощения:
Сгибание и разгибание рук в упоре о подоконник, на стол, на гимнастическую скамейку, в упоре лежа на полу (рис. 28, а, б, в). Упражнение выполняется ритмично в среднем темпе, с ускорением, с акцентом на разгибание.
Разнообразные приседания на одной и на обеих ногах (рис. 28, г). Выполнять приседания из различных исходных положений: на носках, на полной стопе – носки вместе и врозь, ноги на ширине плеч, плавно, с изменением темпа, с пружинящими движениями, с акцентом на вставание, с движениями руками и без них.
Лежа на спине, делать различные движения прямыми и согнутыми ногами, поднимать ноги до касания носками пола за головой, поднимать ноги с набивным мячом (рис. 28, д, е). Выполнять ритмично и плавно, быстро, вначале плавно, затем быстро.
Разнообразные интенсивные маховые и круговые движения руками и ногами. Выполнять вначале медленно, затем постепенно ускорять и замедлять с изменением амплитуды движения.