Структура урока
СТРУКТУРА УРОКА
Урок по фехтованию состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной. Длительность учебно-тренировочных уроков может колебаться от 90 мин. до 150 мин. В 1-й год обучения на уроки отводится от 90 до 100 мин.; 2-й год обучения — от 100 до 120 мин.; 3—4-й годы обучения — от 120 до 150 мин.
Перед каждым уроком ставятся конкретные задачи (см. таблицу «Структура урока»).
В заключительной части урока можно применять кратковременные занятия другими видами спорта с целью переключения на новый характер работы и активный отдых.
Задачи и содержание тренировочных уроков зависят от состава занимающихся, года обучения, периода тренировки, условий проведения и методов, которыми пользуется тренер.
Части урока, время | Задачи | Основные средства |
Подготови-тельная часть 20 — 40 мин. | 1. Организовать занимающихся, изложить тему занятий и выполнить упражнения на разогревание организма | 1. Строевые упражнения, различная ходьба, бег, прыжки, подвижные игры |
2. Содействовать всесторонней физической подготовленности фехтовальщика и развитию важнейших качеств | 2. Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости 3. Специально-подготовительные упражнения без предметов и с предметами 4. Специальные упражнения на растягивание, расслабление мышц, быстроту, точность действий, гибкость и др. | |
Основная часть 60 — 100 мин. | 1. Овладение техникой и тактикой фехтования и совершенствование специальных качеств навыков и умений | 1. Приемы и действия фехтования при различных формах спортивной работы |
2. Повышение уровня физического развития и совершенствование жизненно важных навыков | 2. Специальные упражнения фехтовальщика с оружием и на подсобных снарядах | |
3. Тактическая и волевая подготовка в различных условиях для расширения боевого опыта и повышения тренированности | 3. Тренировочные и соревновательные бои и учебные соревнования | |
4. Приобретение общих и специальных знаний | 4. Вспомогательные виды спорта и упражнения из комплекса ГТО 5. Курс общих и специальных знаний | |
Заключи-тельная часть 5 — 20 мин. | 1. Подведение итогов занятия 2. Переключение на другой характер работы и снижение излишнего возбуждения. | 1. Различная спокойная ходьба, упражнения на расслабление, самомассаж 2. Короткие беседы. Индивидуальные задания 3. Подвижные и спортивные игры. 4. Гигиенические процедуры |
Организация и проведение урока. Задачи и содержание урока зависят от состава и количества занимающихся, от намеченного плана работы, времени года, периода тренировки, условий проведения (размер зала, наличие оружия, инвентаря) и методов, которыми пользуется тренер.
Подготовка к уроку. Урок строится на основе рабочего плана (поурочного или графического). При составлении урока ставят четкие задачи, записывают ясный план и выделяют в частях урока главное.
В уроках 1—2 задачи ставятся по основной теме занятия. Частные задачи тренер решает применительно к конкретному коллективу и материалу урока.
При составлении плана урока нужно учитывать пройденный материал.
При подготовке плана урока необходимо продумать условия проведения различных упражнений, дозировку нагрузки. Следует подготовить зал, оружие, снаряжение и т. д.
Проведение урока. На уроке следует поставить перед занимающимся четкие задачи. Необходимо выдержать нужную требовательность, добиваться дисциплины, чаще предоставлять инициативу обучаемым, в конкретных заданиях регулировать нагрузку и активный отдых. Учитывая общую нагрузку в уроке, нужно подходить строго индивидуально к каждому занимающемуся. Тренер должен уметь наблюдать и чувствовать интенсивность нагрузки не только по характеру упражнений, но и по дыханию учеников, потоотделению, цвету их лица и по интересу к работе.
Особое внимание на уроках фехтования следует обращать на разнообразные методы организации занимающихся для обеспечения безопасности обучаемых. Одни спортсмены действуют в масках, другие рядом у зеркала занимаются без масок или на мишенях и т. п. Тренер должен отвести в зале определенные места для различного характера упражнений, например, таких, как броски «стрелой» и вольные бои.
Во время индивидуального урока тренеру необходимо занять такое место в зале, чтобы видеть всех занимающихся.
При подведении итогов урока тренер кратко анализирует проведенное занятие, делает общие замечания, а когда необходимо — и персональные замечания, отмечает лучших и слабых.
Урок всегда должен заканчиваться организованно. После урока следует записать в журнал учета проделанную работу и отметить в плане, как проходил урок, что осталось, не пройдено и т. д.