ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ
Типовая схема обучения приемам и действиям фехтования
Фазы обучения | Задачи | Средства и методы |
Ознакомле-ние | Создать у занимающихся правильное представление о технике приема и понимание его тактического значения | 1. Организовать занимающихся для правильного восприятия 2. Назвать прием, образцово показать в боевом темпе и дать краткое тактическое обоснование 3. Кратко объяснить, главное в технике, показать в боевом темпе (если нужно — по элементам, с использованием наглядных пособий), показать в целом с различных сторон |
Изучение | 1. Овладеть основой движения приема 2. Прочувствовать фазы и детали приема, осмыслить его тактическое значение | 1. Организовать занимающихся и создать благоприятные условия для выполнения 2. Поставить задачи и дать задание для самостоятельного выполнения (для организации и проверки следует прибегать к команде) |
3. Овладеть техникой приема в целом | 3. Уточнить представление о деталях техники, поставить последовательные задачи и задания на многократное повторение приема (постепенно усложнять задачи, обращать внимание на разные стороны движения приема) 4. Индивидуальная проверка правильности выполнения, исправление и устранение недостатков | |
Совершен- ствование и применение | 1. Уточнять и совершенст-вовать технику приема или действия 2. Выполнять приемы и действия в различных сочетаниях 3. Применять приемы и действия в новых, меняющихся условиях и ситуациях | 1. Организовать занимающихся и создать разнообразные условия для выполнения приемов и действий 2. Многократное повторение приема или действия с решением различных технических и тактических задач в различных сочетаниях 3. Выполнить прием в условиях, приближенных к боевым, и в бою 4. Оценка выполнения |
К основным формам занятий относятся:
1. Учебно-тренировочные уроки (проводятся в коллективе по общей и специальной физической подготовке), специальные занятия по технике и тактике фехтования, смешанные уроки по общей физической подготовке и фехтованию, а также по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО. Групповой урок — основная форма организации и проведения учебно-воспитательной и тренировочной работы по фехтованию.
2. Индивидуальные уроки с тренером, которые проводятся в процессе учебно-тренировочных занятий для фехтовальщиков всех разрядов.
3. Участие в различных соревнованиях — учебных, классификационных, календарных; наблюдение соревнований, их анализ, судейство и т. п.
4. Выполнение гигиенической гимнастики и специальных упражнений на гибкость и увеличение длины выпада, на точность укола в цель, на легкость передвижения в боевой стойке и т. п.
5. Дополнительные занятия по заданию, которые включают самостоятельную работу над техникой, занятия в другом коллективе, в сборной команде, тренировку в боевых «контрах», схватках и боях с различными противниками, индивидуальные уроки, судейство соревнований и т. д.
В специальных учебных заведениях большое место отводится другим формам занятий, направленным на профессионально-педагогическую подготовку преподавателей и тренеров по фехтованию.
Методические уроки имеют педагогическую направленность. На таких уроках преподаватель излагает систему специальных знаний, даёт анализ техники и тактики действий, проводит разбор средств, методов и методических приемов обучения и воспитания, прививает умения проводить беседу, составлять учебные документы и т. п.
Методические уроки могут быть теоретического и практического характера, с использованием наглядных учебных пособий, кинодемонстраций, записей кратких сообщений обучаемых на магнитофонную ленту и их прослушивание.
Семинарские занятия. На этих занятиях подробно изучают материал лекций по заранее разработанным вопросам. Обучаемые подготавливаются и отвечают на вопросы, самостоятельно решают вопросы теории и практики, а преподаватель делает обобщения и выводы.
Уроки учебной практики. На таких уроках формируй ются и совершенствуются педагогические знания, умения и навыки в практике преподавания. Обучаемые овладевают разными методами и методическими приемами тренерской техники, умениями организовывать занимающихся и проводить различные виды тренировочной работы, подбирать и правильно дозировать нагрузку, ставить задания и решать частные задачи.
Самостоятельные практические занятия по совершенствованию спортивного мастерства проводятся во внеучеб-ное время под наблюдением преподавателя. На этих занятиях занимающиеся самостоятельно работают над техникой, тактикой и методикой.