В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Спортивная тренировка фехтовальщика, как систематический процесс обучения и воспитания, немыслима без умелого и творческого использования большого количества разнообразных общих педагогических и специальных методов, применяемых в учебно-тренировочных занятиях по фехтованию.
Методы воспитания. Каждый преподаватель-тренер должен постоянно воспитывать своих учеников независимо от их возраста и спортивной квалификации в духе коммунистической идейности, высокой нравственности, в духе строителя коммунизма.
Методы нравственного воспитания, осуществляемые в единстве с обучением, содействуют формированию взглядов и убеждений, воли и черт характера, поведения занимающихся.
Методы нравственного воспитания — беседы, разъяснения, убеждения, личный пример тренера, поощрения и наказания и др.— систематически используются в учебно-тренировочных занятиях и на соревнованиях.
Подбирая методы и решения задачи обучения и воспитания, преподаватель должен с первых шагов стремиться создать дружный, дисциплинированный коллектив, члены которого ясно понимают цели и задачи спорта, умеют правильно планировать и сочетать спортивную подготовку с учебой и работой.
Используя различные методы, важно учитывать влияние коллектива, в котором воспитывается обучаемый, культурные навыки и привычки членов коллектива, физическое воспитание, интересы, трудолюбие, активность занимающихся, их отношение к товарищам, к родителям и др.
Оказывают воспитывающее влияние условия занятий, чистота, уют и порядок в зале, опрятное содержание нагрудников, масок, перчаток, достаточное количество оружия, бережное его хранение, единая спортивная форма и т. п.
В процессе занятий фехтованием тренер должен интересоваться всеми сторонами жизни своих учеников. В беседах надо показывать, каким должен быть моральный облик советского фехтовальщика, воспитывать трудолюбие, непримиримость к недостаткам, прививать чувство любви к Родине, чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Беседы на моральные темы рекомендуется проводить перед уроком и на специальных занятиях по теории.
Большое значение имеет эстетическое воспитание занимающихся, привитие им вкуса к красивым и рациональным движениям, к хорошо подогнанному фехтовальному костюму, к этичному поведению на занятиях и соревнованиях и т. п.
Одним из важнейших условий применения методов воспитания является систематическое общение тренера с врачом, с родителями, с классным руководителем, с комсомольской организацией, где учится или работает спортсмен, и т. д. При этом очень важно сохранять единство педагогических требований: они должны быть направлены к единой цели — воспитанию спортсмена в духе советского патриотизма.
Методы воспитания также должны обеспечивать возможность каждому занимающемуся развивать свои умственные и физические силы и способности, сохранять свою индивидуальность. При этом всегда надо учитывать, что коллектив формирует индивидуальность, высокие моральные и волевые качества и нормы поведения.
Правильное воспитание занимающихся, привитие им коммунистической нравственности — важная составная часть учебно-тренировочного процесса в фехтовании.
Методы обучения направлены на овладение новым материалом и на его совершенствование. Процесс обучения приемам и действиям фехтования нельзя полноценно проводить без взаимодействия ряда методов: демонстрации, руководства работой занимающихся и организации занимающихся.
Методами демонстрации следует пользоваться при показе новых приемов и их сочетаний; при постановке задач и объяснении заданий на совершенствование пройденного; при показе образцов лучшей техники и тактики действий и различных наглядных пособий.
К методам демонстрации относятся: живой показ, просмотр, иллюстрации, кинодемонстрация и др. Все эти методы в фехтовании немыслимы без связи со словесными методами, с кратким объяснением, рассказом и описанием.
Метод показа позволяет наглядно демонстрировать приемы, упражнения, способы их выполнения, чтобы сделать их понятными и доступными для занимающихся, для активного и сознательного усвоения того, что показывают. Важно образцово правильно и наглядно демонстрировать приемы, упражнения, при этом надо обратить внимание обучаемых вначале на главное, а затем на детали и тонкости.
Показ упражнений — приемов широко используется в фехтовании при анализе техники и тактики боевых приемов, при постановке задач и заданий, при анализе способов тренировки, судейства.
Показ проводится с выгодного для обозрения места в профиль, анфас, иногда спиной к занимающимся, в боевом темпе и, когда это необходимо в сложных движениях, медленно или по частям.
Особенности применения метода показа в фехтовании:
а) целостный показ приема или действия в боевом темпе с кратким названием, тактическим и техническим объяснением;
б) целостный показ приема, способа действия в боевом темпе, затем в медленном темпе с ускорением и в боевом темпе;
в) показ по элементам или по частям с объяснением, сопровождающийся демонстрацией наглядных пособий.
Показ или демонстрация могут проводиться преподавателем или занимающимся, преподавателем совместно с занимающимся или несколькими занимающимися.
Иллюстрация как изображение или пример, поясняющий что-нибудь наглядным образом, применяется в теоретических беседах и на практических занятиях. Для иллюстрации используют фотокинограммы техники отдельных приемов, схемы, диаграммы, кинокольцовки, учебные фильмы, комплексы упражнений и т. п.
Метод просмотра применяется как прием наблюдения тренера за учениками, учеников за действиями отдельного бойца или пары. В учебных соревнованиях — просмотр тренером отдельных бойцов, боя, судейства.
Методы руководства занимающимися. Для словесного и практического руководства деятельностью занимающихся в фехтовании используются различные методы: команда, ориентирование, постановка частных задач и заданий, одобрение и др. Эти методы, сочетаясь между собой, взаимодействуют со специальными методами организации занимающихся и условиями их деятельности в связи с решением конкретных задач обучения и совершенствования.
Метод команды. Команда — краткий словесный приказ по установленной форме или по форме, принятой в фехтовании; используется для четкой начальной организации и руководства занимающимися.
В основной части урока команды и распоряжения даются редко, главным образом для организации занимающихся при обучении приемам, упражнениям, а также при построении.
Метод одобрения — метод словесного поощрения положительных поступков, поведения, выполнения приемов занимающимися — также широко применяется в практике обучения, в особенности в индивидуальном уроке, где одобрение является частью команды, задания. Одобрение выражают в кратких замечаниях, возгласах и сигналах, в которых тренер подчеркивает правильность движения, чувства времени, темпа, степень напряжения.
Например: «Да!», «Так!», «Правильно!», «Хорошо!», «Отлично!» Все неправильное, ошибочное тренер отрицает одним словом — «Нет!». При повторении недостатков указывает главные причины, например: «Мягче!», «Плавнее», «В конце быстрее», «Глубже», «Тоньше», «Раньше рукой» и др. Эти короткие возгласы, сигналы и замечания экономят время, дают ученику возможность быстро разобраться, что он делает хорошо, а что плохо, и осознать правильное.
Метод постановки задач и заданий. В этом методе могут применяться различные подчиненные или сопутствующие методы: команды, ориентирования, разъяснения, одобрения и др.
В раскрываемых частных задачах тренер кратко излагает и показывает занимающимся технику и тактику, варианты способов выполнения и применения их в бою. Давая задание, тренер определяет цель, содержание работы, количество или время и характер действий, изменяет условия организации и выполнения приемов с различными партнерами и противниками. При овладении техникой и тактикой и совершенствовании качеств метод воздействия словом является главным.
В групповых занятиях для самостоятельного выполнения приемов или упражнений преподаватель после объяснения и показа дает распоряжение занимающимся: «Начинайте!» или «Действуйте!»
Для четкой организации начала упражнений иногда даются общие команды — «К бою — готовьсь!», «Самостоятельно начинайте!». Для прекращения задания подаются общие команды — «Стой», «Вольно!». Во время паузы тренер делает нужные замечания и дает новые задания.
Метод задания на действия с выбором (по материалам исследования В.И. Федорова). Решение задач специальной подготовки предусматривает овладение фехтовальщиками широким кругом упражнений и заданий на выбор дистанции, времени и момента выполнения. Сюда же следует отнести и более сложные варианты упражнений на действия с выбором, применяемые в индивидуальных уроках стренером, а также «контры» и бои по заданию.
В основе успешного выполнения действий с выбором лежит умение выделять существенные для каждого конкретного случая моменты из общего числа несущественных, т. е. дифференцировать реакцию на поступающие сигналы.
Метод выбора предусматривает такое построение задания и упражнений, когда фехтовальщик в ответ на обусловленное изменение тактической обстановки решает задачи выбора и точной реализации действий в зависимости от изменения положения оружия, позы или дистанции партнера-тренера. Изменение обстановки, в ответ на которое действует занимающийся, может быть вызвано личными действиями бойца и инициативой противодействующего.
Упражнения и задания с выбором действий дают возможность приблизить учебные условия к боевым и соревновательным. Такое воспитание специализированных умений и качеств обеспечивает более быстрое перенесение навыков, сформированных в учебной обстановке, в бой.
Главное в создании моделей боевых ситуаций методом выбора — реальность взаимоотношений соупражняющихся, соответствующая боевой. Основными принципами такого моделирования являются: неопределенность, своевременность, смысловое соответствие и конфликтность. Задания с методом выбора даются не только мастерам, но и новичкам.
Метод выбора применяется для:
1) развития умений действовать в зависимости от неопределенностей, складывающихся в обстановке боя, и точного согласования своих действий с действиями противника;
2) совершенствования подвижности внимания, быстроты и точности мышления, зрительных, двигательных восприятий;
3) облегчения переноса умений и навыков, сформированных в учебной обстановке, в боевую.
Все разнообразие упражнений и заданий, используемых в методе задания на действия с выбором, можно разделить на следующие группы:
1) Упражнения, в которых объектом выбора является компонент действий. Например, в зависимости от складывающейся обстановки атаковать без выпада, с выпадом, с шагом-выпадом или в броске «стрелой». Поводом для начала действия может послужить определенная позиция тренера-партнера.
2) Упражнения типа «или-или», решающие конкретную педагогическую задачу. Например, на попытку прикосновения в 6-ю — перевод, на попытку прикосновения в 4-ю — два перевода и т. д.
3) Упражнения на тактические взаимодействия противников (типа действие — противодействие).
В такие упражнения включают действия и их варианты, вытекающие из предположений и практических наблюдений за реакциями фехтовальщиков.
4) Боевые эпизоды — отрывки реального боя, воспроизводимые в учебных целях для отработки конкретного варианта тактических взаимодействий.
Все упражнения, относящиеся к методу задания на действия с выбором, могут быть усложнены маневрированием, игрой оружием и т. д. При этом следует учитывать сложность задачи на действие с выбором, в котором не должны снижаться боевой характер выполнения упражнений, Скорость, быстрота и чередование частоты движений, которые служат сигналами для выбора, подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.
Метод задания на действия с выбором, сочетаемый с методами показа, объяснения, команд и распоряжений, применяется вместе со специальными методами.
Методы организации занимающихся. Для безопасности обучаемых и исключения возможных травм спортивным оружием применяется метод организации занимающихся.
Условия, в которых организуется и протекает деятельность фехтовальщика в процессе тренировки и боя, определяют собой методы организации занимающихся и те правила и способы обучения, которые установлены для действия бойца с оружием.
Учитывая эти условия, тренер применяет следующие специальные методы организации занимающихся:
Метод организации занимающихся без противника в одностороннем обучении. Преподаватель организует занимающихся и условия их деятельности так, что они действуют одиночно, но в коллективе, где могут широко проявлять инициативу и самостоятельность.
Все действия выполняются без взаимосвязи с противником. Противодействие вносит в процесс начального обучения большие эмоциональные напряжения, мешающие осмысливанию двигательных и воспитательных задач, анализу тонкостей действий и детальной шлифовке приемов техники.
Выполняя различные приемы одиночно, занимающиеся самостоятельно решают поставленные преподавателем задачи, выполняют приемы в своем или заданном темпе и ритме, контролируют свои движения, степень напряжения, амплитуду движений и т. д. Выполняя приемы в коллективе по команде, заданию, знаку или сигналу преподавателя, занимающийся подчиняется действиям коллектива и активно участвует в тренировке.
Этот метод применяется для начального обучения, а также для разрядников и мастеров в целях совершенствования техники и воспитания качеств, необходимых при боевых действиях.
Организация обучаемых при показе приемов или демонстрации учебных пособий:
- при показе приемов и действий, при демонстрации наглядных учебных пособий занимающиеся могут находиться в строю в одной или нескольких шеренгах, в свободном построении около демонстрационной доски или наблюдать сидя (рис. 22, а, б, в);
- при демонстрации кинокольцовок, учебных фильмов, боя или показательных индивидуальных уроков обучаемые могут наблюдать сидя (рис. 22, г).
Организация занимающихся при выполнении приемов без противника:
- в одной шеренге, нескольких шеренгах лицом к преподавателю, выполнение приемов по подгруппам, одна подгруппа упражняется, а другая наблюдает (рис. 23, а, б, в);
- самостоятельное выполнение приемов в отведенном месте, в шеренге, в двух шеренгах (рис. 23, г);
- один занимающийся действует под руководством или с помощью другого (рис. 23, д);
- самостоятельное выполнение приемов и одиночная проверка тренером каждого занимающегося (рис. 23, е);
- поточная организация выполнения упражнений, когда занимающиеся проводят приемы один за другим, пара за парой, шеренга за шеренгой (рис. 23, ж, з, и);
- организация индивидуального выполнения упражнения перед группой (рис. 23, к).
Так же организуют поточное выполнение приемов перед зеркалом по 2—3 человека. При большом количестве обучаемых может быть смешанная организация выполнения приемов с установлением определенного места для занятий каждой подгруппы.
Способы изменений характера выполнения приемов при действиях без противника:
- повторное стереотипное проведение приемов в индивидуальном или заданном темпе и ритме;
- самостоятельное исполнение приемов с уточнением деталей техники, скорости, амплитуды, дистанции и т. п.;
- повторное вариативное проведение приемов самостоятельно и с помощью тренера или товарища;
- выполнение приемов в измененных условиях (с закрытыми глазами, у зеркала и с выбором способа);
- выполнение приемов в связках и сочетаниях с другими приемами в своем или заданном темпе;
- выполнение приема в упражнениях с помощью товарища в связи с его действиями — «повтори то, что сделал я», и т. п.
Метод организации занимающихся с условным противником при обучении на подсобных снарядах. Выполняя подготовительные приемы к боевым, действиям, занимающиеся тесно взаимосвязаны с условным пассивным или активным противником. Условным пассивным противником могут быть мишень, чучело, подвесной мешок, условным активным противником — подвижное чучело, которым управляет преподаватель или партнер, подающий оружие у чучела, управляющий электромишенью.
В этом методе условия выполнения приемов приближены к боевым. От занимающихся требуется правильный расчет своей дистанции до цели, точность поражения цели уколом, ударом, расчет времени, выбор момента действий, проведение приемов с нужной амплитудой, силой напряжения и т. д.
Этот метод широко применяется для совершенствования боевых приемов и действий, для тренировки упражнений с оружием и развития боевых качеств. К нему также широко прибегают при начальном обучении и тренировке мастеров в течение ряда лет.
Организация занимающихся при выполнении приемов на подсобных снарядах:
- выполнение приемов в шеренге, в подгруппах, в кругу, в двух шеренгах, лицом к мишеням, чучелам (рис. 24, а);
- поточное выполнение приемов в шеренге, по подгруппам (рис. 24, б);
- самостоятельное выполнение приемов одиночно или с помощью партнера (рис. 24, в);
- поточное выполнение приемов у чучела, одиночные или с партнером (рис. 24, г, д);
- одиночное выполнение приемов перед группой (рис. 24, е);
- поточное выполнение приемов: занимающиеся двигаются по эллипсу или двум эллипсам, преподаватель подает для укола или удара маску, ручную мишень и т. д. (рис. 24, ж, з);
- одновременное выполнение приемов несколькими занимающимися на внезапно поданную тренером ручную мишень или маску (рис. 24, и);
- поточное выполнение приемов на качающемся мешке, набивном мяче (рис. 24, к);
- смешанная организация занимающихся для выполнения приемов (рис. 24, л).
Способы изменения характера выполнения приемов во время упражнений на подсобных снарядах:
- повторное стереотипное выполнение приемов в индивидуальном или заданном темпе и ритме с учетом дистанции;
- многократное выполнение приема самостоятельно и в зависимости от действий противника;
- повторение приемов с выбором и изменением способа действий в процессе выполнения упражнения;
- вариативное выполнение приема в связях и сочетаниях с другими приемами самостоятельно, а затем с помощью партнера или тренера.
Метод организации занимающихся с партнером или противником в «контрах» (в двустороннем обучении). Этот метод является одним из основных при изучении и совершенствовании боевых действий и воспитании качеств. Сущность этого метода заключается в том, что занимающийся выполняет приемы и боевые действия в тесном контакте с партнером, способствующим или затрудняющим их проведение, или действует с противником, который атакует и стремится нанести укол, или защищается и дает ответ. Условия тренировки максимально приближены к боевым. На таких занятиях занимающиеся совершенствуют технику и решают различные тактические задачи. В практике фехтования этот метод принято называть методом боевых «контров». К ним относятся:
1) «контры» на обусловленные приемы или действия, когда занимающиеся поочередно выполняют один или несколько раз прием, создавая благоприятные условия для проведения упражнения;
2) «контры» в форме боевых упражнений с решением определенных технических и тактических задач, где занимающиеся поочередно противодействуют один другому, выполняя приемы по одному или по нескольку раз подряд или на время;
3) «контры» с выбором двух или нескольких обусловленных действий и противодействий. Приемы проводятся поочередно на количество раз или на время;
4) «контры» на необусловленные действия от ситуации. Выполняются
поочередно на время в виде боевых схваток.
Организация занимающихся для работы в «контрах»:
- организация обучаемых для самостоятельного выполнения приемов в «контрах». Выполняет поочередно одна шеренга, затем другая (рис. 25, а);
- поточное выполнение действий в двух шеренгах в виде «контров» с просмотром тренером каждой пары (рис. 25,6);
- выполнение приемов в «контрах» каждым занимающимся, с тренером или его помощником (рис. 25,в);
- оринизация обучаемых для самостоятельного выполнения боевых действий в «контрах» со сменой противников по кругу (рис. 25,г);
- организация обучаемых во время взаимоуроков. Тренер сам дает урок и наблюдает за отдельными парами (рис. 25, д);
- просмотр «контров» отдельных пар перед группой (рис. 25, е);
- организация обучаемых при индивидуальных уроках и тренировке в «контрах» (рис. 25, ж).
При различной подготовленности обучаемых применяется смешанная организация занимающихся с точным указанием места для тренировочной работы.
Способы изменения характера проведения приемов в «контрах»:
- поочередное выполнение приемов по принципу «повтори то, что сделаю я»;
- многократное вариативное выполнение приемов с помощью партнера, который помогает или затрудняет действовать и решать тактические задачи;
- многократное выполнение приемов с выбором нескольких определенных действий и одного неизвестного партнеру действия;
- выполнение приемов или упражнений с «листа». Задание тренера выполняется с партнером перед группой без подготовки;
- многократное проведение приемов в упражнениях, «контрах», со сменой партнеров по кругу (с партнером по назначению тренера и по выбору);
- многократное выполнение приемов в «контрах» и боевых схватках в усложненных условиях (обороняющийся стоит у стены, на границе дорожки, защищается только одной защитой и т. п.).
Метод организации занимающихся в индивидуальном обучении. Преподаватель обучает занимающегося индивидуально на уроке и при этом действует как тренер или как противник, следя за правильностью выполнения приемов и действий, за логической взаимосвязью техники и тактики фехтования. Ставя перед учеником задачи и действуя за различных противников, тренер совершенствует индивидуальную технику и тактику обучаемого, воспитывая у него необходимые качества. Индивидуальный метод проводится: в виде урока-проверки, обучения и совершенствования, урока по заданию или действию, обзорных уроков и уроков боя. Метод организации занимающихся в индивидуальном обучении считается одним из основных для перворазрядников и мастеров, поэтому он широко применяется при обучении фехтованию на различных видах оружия.
Организация занимающихся в индивидуальном методе:
- проверка тренером каждого занимающегося в строю или с вызовом из строя;
- один занимающийся берет урок у тренера, очередной наблюдает, а остальные выполняют задание тренера;
- просмотр индивидуального урока по технике, тактике действий или боя, когда один занимающийся берет урок, а все ученики, сидя, наблюдают;
- организация группового индивидуального урока. Все ученики дают один другому индивидуальные уроки в определенном месте, а тренер наблюдает.
Способы изменения характера выполнения приемов и действий.в индивидуальном методе:
- выполнение приемов и действий с помощью тренера и его оружия;
- выполнение приемов под команду тренера, по его заданию, по различным ориентирам: зрительным, слуховым, мышечным и т. д.;
- многократное вариативное выполнение приемов по заданию на действие с выбором, по задачам, которые ставит тренер, по его действию, тактическому поводу и замыслу.
Метод организации занимающихся в учебной практике. На занятиях обучаемый действует за тренера по заданию и под его руководством. Вначале обучаемый выполняет небольшие задания для совершенствования мастерства и получения педагогических навыков и умений.
Метод организации занимающихся в учебной практике, где ученик действует за тренера и за противника, способствует росту спортивного мастерства и обогащает тактику действий. Поставив перед учеником техническую и тактическую задачи, дающий урок должен знать способы их решения. Этот метод применяется для воспитания и подготовки бойца и будущего тренера. Более подробно он изложен в частной методике фехтования на рапирах.
Методические приемы организации обучаемых в учебной практике:
- выполнение приемов одним занимающимся под наблюдением и руководством другого, в шеренге, в двух шеренгах;
- организация обучаемых по подгруппам под руководством назначенных старших, которые проводят занятия в определенных местах;
- организация занимающихся при проведении разминки, специальных упражнений или подготовительной части урока — в двух шеренгах, в шахматном порядке в нескольких шеренгах, в кругу и т. д.;
- организация занимающихся при проведении учебной практики на подсобных снарядах в подгруппах в точно отведенном месте;
- организация занимающихся при проведении учебной практики по двустороннему обучению в подгруппах по 3—5 человек со сменой через 5—10 мин.;
- организация занимающихся при проведении учебной практики по судейству учебных боев и соревнований по подгруппам на двух, четырех полях боя.
Способы изменения характера выполнения приемов в учебной практике:
- выполнение приемов под команду обучаемого и по его заданию;
- показ и объяснение приемов или действий перед группой по заданию тренера, одиночно или с партнером;
- выполнение приемов в упражнениях и в «контрах» под руководством или с помощью партнера;
- выполнение приемов и действий в индивидуальном уроке, который дает партнер, по его задачам, заданиям и действием;
- выполнение приемов боя при судействе партнера;
- разбор техники или тактики действий, проведение короткой беседы перед группой по заданию тренера.
Соревновательный метод организации занимающихся. К этому методу прибегают для развития умений применять полученные знания и навыки в бою с различными противниками в разнообразных условиях соревнований. Учебная обстановка должна быть разнообразной и максимально приближаться к боевой.
Боевые качества и правильное отношение к соревнованиям должны воспитываться последовательно — от соревнований на технику выполнения приемов, на обусловленный укол (удар) и защиту от него к соревнованиям на время, на определенное количество уколов с различными противниками.
В соревновательном методе организации занимающихся предусматривается:
- организация группы для учебных соревнований на технику выполнения приемов — все обучаемые, сидя, наблюдают, а один выполняет приемы на технику;
- организация группы для учебных соревнований на меткость поражения цели — первая шеренга выполняет приемы, вторая обслуживает и ведет счет;
- организация занимающихся для проведения боевых-схваток на отдельный прием или для боя с тренером (рис. 26, а);
- организация обучаемых для боя на отдельные приемы или вольного боя (рис. 26, б);
- организация обучаемых для групповых боевых схваток или вольных боев в усложненных условиях — один партнер у стены обороняется, другой нападает (рис. 26, в);
- организация обучаемых в учебных боях на краю дорожки по подгруппам. Обороняющийся поочередно ведет бой с каждым из подгруппы (рис. 26, г);
- организация обучаемых для учебных соревнований на двух полях боя (рис. 26, д);
- организация обучаемых для командных и личных соревнований проводится по правилам.
Способы изменения характера выполнения приемов и действий в соревновательном методе:
- выполнение приемов перед группой одиночно или в паре с товарищем под команду тренера или без команды выполнение личных упражнений;
- приемы на меткость поражения цели выполняются одной рукой, с выпадом и шагом вперед и переменой позиции, без касания оружия партнера и с батманом. Уколы наносятся в круг различного диаметра — (5—10 см), в неподвижную и подвижную мишень и в электромишень;
- боевые схватки на определенные приемы и защиты от них, на приемы с выбором, на определенное
количество уколов (ударов), на время при самостоятельном подсчете или при судействе товарища;
- соревновательные бои по олимпийской системе, круговой, смешанной, личные и командные, в различных условиях, без электрофиксатopa и с его помощью.
Методы упражнения и дозирования нагрузки применяются для формирования общих и специальных умений, навыков и качеств, а также для функциональной подготовки фехтовальщиков.
При использовании методов упражнений следует учитывать возраст, пол, состояние здоровья, задачи периода тренировки и квалификацию спортсмена.
Выделяют несколько специальных методов упражнения:
- метод прерывистой повторной работы без точного регламентирования нагрузки и отдыха;
- метод непрерывной повторной работы с точно регламентированными-дозами определенной: нагрузки и; интервалами отдыха;
- смешанный метод прерывистой и непрерывной повторной работы.
Метод прерывистой повторной работы без точного регламентирования нагрузки и отдыха. К этому методу преимущественно прибегают, когда изучают новый учебный материал. Приемы выполняются на количество повторений или (при самостоятельной работе) на время.
Метод непрерывной повторной, работы с точно регламентированными дозами определенной нагрузки и интервалами отдыха. Этот метод применяется в спортивной тренировке разрядников и мастеров фехтования в процессе физической, технической и тактической подготовки, в групповых тренировочных занятиях и индивидуальных уроках, для высокой функциональной подготовки к ответственным соревнованиям. С помощью этого метода можно уплотнять, сочетать и чередовать нагрузку. Спортсмен в отведенное тренером время выполняет однородные или неоднородные упражнения или приемы непрерывно. При этом очень важно волнообразно изменять интенсивность, ритм движений, рационально чередуя двигательные действия с активным отдыхом.