Фехтование как учебная и научная дисциплина

Содержание спортивного фехтования

Виды фехтования

 

В Советском Союзе культивируются спортивное фехтование, спортивно-прикладное, сценическое и национальные виды фех­тования (см. рис. «Классификация видов фехтования»).

Спортивное фехтование проводится на спортивном холодном оружии — рапирах, саблях и шпагах среди мужчин и на рапирах среди женщин. Оно подчинено правилам, разработанным Меж­дународной федерацией фехтования (ФИЕ). Разновидностью спортивного фехтования является фехтование на шпагах, где, со­гласно правилам, бой ведется на один укол.

В национальных видах фехтования используются старинное национальное холодное оружие или специальные палки с при­менением защитных средств. Например, в фехтовании по-хевсурски «парикаоба» применяются палашевидные мечи, круглые щиты (деревянные или металлические), в фехтовании по-нанай­ски «капигуи» — короткие палки, на которых фехтуют одной или двумя руками. Поединки могут быть парными и групповыми по специальным правилам. Эти виды фехтования систематически включают в программу местных спартакиад и празднеств.

Спортивно-прикладное фехтование проводится на спортив­ном и учебно-боевом холодном оружии — винтовках с эластич­ным штыком, деревянных ружьях с мягким наконечником. По этим видам фехтования имеются утвержденные правила, по ко­торым проводятся соревнования. Спортивно-прикладное фехто­вание — средство физической подготовки войск и специальных частей.

В сценическом фехтовании применяется различное колющее и рубящее старинное холодное оружие — мечи, шпаги и даги, штыки, сабли и т. п. с защитными средствами.

Сценическое фехтование — искусство условного боя на хо­лодном оружии — подчинено законам сценической жизни и по­строено по типу утилитарного в соответствии с исторической эпохой. Сценическое фехтование, как обязательная дисциплина совершенствования двигательной культуры актера и необходи­мый вид его физического воспитания, преподается в театраль­ных учебных заведениях, консерваториях и балетных школах.

Все виды фехтования могут быть показательными, если фех­товальщики имеют целью демонстрировать процесс боя или бо­евые движения в интересных и красивых зрелищных формах спортивного или гимнастического характера.

 

 

 

В советской системе физического воспитания фехтование — один из видов спорта группы единоборства. Приемы и боевые Действия, выполненные занимающимися на тренировке и в бою, являются физическими упражнениями, содействующими всесто­роннему физическому развитию, воспитанию ценных качеств, навыков и умений.

Фехтование является организованным педагогическим про­цессом и проводится в учебных и тренировочных занятиях. Сис­тема разнообразных физических упражнений, движений, прие­мов и действий, проводимая при подготовке фехтовальщика, своеобразные методы и формы организации занятий и соревно­ваний обеспечивают широкие возможности всестороннего физического развития и воспитания занимающихся.

Основным содержанием современного спортивного фехтова­ния является единоборство, целеустремленный поединок — бой двух противников с применением спортивного холодного ору­жия, обусловленный определенными правилами соревнований.

В фехтовальном бою спортсмены противопоставляют один другому свою технику, тактику, все свои силы и способности. Каждый стремится осуществить задуманный им план действий, превзойти противника и первым нанести определенное количест­во уколов или ударов.

В спортивной борьбе с оружием противодействуют две так­тики, два плана замыслов, из которых осуществляется только один — план победителя.

Борьба между двумя фехтовальщиками ведется главным образом за взятие нужной дистанции, за выбор выгодного мо­мента для нанесения укола или удара и за целесообразное дви­жение оружием в конечном действии. Эти основные виды техни­ческих и тактических действий развивают умение быстро мыс­лить в ходе боя, искусно обманывать противника, строить и осуществлять свой план действий. Вместе с этим у фехтовальщи­ков развивается наблюдательность, умение улавливать, видеть, чувствовать, представлять и осмысливать все движения против­ника, понимать его поведение и состояние и в соответствии с его действиями и намерением быстро принимать и проводить свое решение, используя для этого нужные приемы.

Как физические упражнения фехтовальные приемы и дейст­вия выполняются преимущественно с резким изменением темпа и ритма, с максимально быстрыми и разнообразными физиче­скими и волевыми усилиями. Процесс тренировки и бои сильно воздействуют на сердечно-сосудистую и нервную систему зани­мающихся в связи с затратой больших физических, эмоциональ­ных и волевых напряжений. Поэтому для достижения высоких спортивных результатов в фехтовании необходима хорошая все­сторонняя общая и специальная физическая подготовка.

Современные фехтовальные бои требуют от спортсмена боль­шой выносливости в длительных волевых, нервных и физиче­ских напряжениях, выдержки, самообладания и умения подав­лять излишние эмоции.

 

 

Фехтование, как спортивно-педагогическая дисциплина, ос­новывается на советской педагогике, психологии, теории и мето­дике физического воспитания, физиологии, гигиене и врачебном контроле.

Теория фехтования разрабатывает вопросы содержа­ния предмета, цели, задачи, место и значение фехтования в со­ветской системе физического воспитания. Предметом теории фехтования являются также: классификация видов фехто­вания, приемов и боевых действий; совершенствование терми­нологии, планирование процесса спортивной тренировки, ана­лиз техники приемов боя и тактики действий; изучение воп­росов энергетических затрат и динамики физического развития под влиянием фехтования, а также исследование психических ифизиологических процессов, происходящих у фехтовальщиков; улучшение форм и методов проведения соревнований, улучшение оружия, снаряжения, электрооборудования, применяемого для фиксирования уколов и др.

История фехтования раскрывает (в неразрывной свя­зи с общей историей физической культуры) процесс развития фехтования как искусства владения холодным оружием и сред­ства физического воспитания и спорта. Большое воспитательное 1 практическое значение для разработки теории и методики име­ет не только изучение опыта прошлого, но и опыта современной практики, накопленного за советский период развития фехтова­ния: виды фехтования, техника и методика обучения, эволюция спортивного оружия, анализ международных встреч и выступле­ний советских и зарубежных фехтовальщиков, обобщения важ­нейших научных исследований.

Методика преподавания фехтования изучает общие основы обучения и воспитания применительно к фехтова­нию и имеет частную методику обучения отдельным видам спор­тивного фехтования — на рапирах, саблях и шпагах.

Методика фехтования охватывает вопросы рациональных ме­тодов обучения и воспитания различного контингента занимаю­щихся, проблемы спортивной тренировки спортсменов разной квалификации, частную методику группового и индивидуально­го урока и других форм занятий, методы и методические приемы обучения технике, тактике, физической и волевой подготовке фехтовальщиков, а также вопросы совершенствования педагоги­ческого мастерства и тренерской техники фехтования.

В специальных учебных заведениях по физической культуре теорию, историю и методику фехтования изучают на лекциях и семинарах, технику и тактику — на практических и методических занятиях; педагогические умения и навыки приобретаются на занятиях по учебной практике и специальных методических занятиях по методике преподавания. При подготовке и переподго­товке преподавателей и тренеров большое внимание уделяют творческой самостоятельной работе над специальной литерату­рой и наглядными учебными пособиями; работе по анализу ки­номатериалов, научных исследований и методических разрабо­ток; самостоятельной подготовке курсовых работ и домашних заданий.

Для совершенствования тренерских умений и навыков широко используются различные формы самостоятельной прак­тической работы в спортивном зале, разработка и выполнение комплексов зарядки и специальных упражнений фехтовальщика, индивидуальные взаимоуроки, «контры» и бои, судейство сорев­нований, проведение отдельных уроков, бесед и т. д.

Для научного обоснования вопросов теории фехтования, ра­циональной методики обучения и воспитания, решения проблем спортивной тренировки различного контингента занимающихся, анализа техники и тактики, влияния фехтования на различные системы организма и других вопросов применяются разнообраз­ные педагогические методики с использованием психологиче­ских, физиологических и врачебных методов исследования. При­менение разнообразных математических, биомеханических, био­химических, гигиенических и других методов исследования позволяет лучше определить и использовать комплексную мето­дику исследования для выявления отдельных узких сторон яв­ления или процесса и взаимную их связь в постановке углублен­ного исследования.

Обобщением передового опыта и научными исследованиями в области фехтования занимаются преподаватели и сотрудники спортивных и теоретических кафедр учебных и научно-исследо­вательских институтов физической культуры, квалифицирован­ные тренеры и врачи физкультурных диспансеров, а также сту­денты, специализирующиеся по этому виду спорта, и аспиранты институтов физической культуры.

Одним из важнейших и необходимых условий успешной дея­тельности преподавателя и тренера по фехтованию является систематическая исследовательская и методическая работа по совершенствованию средств и методов преподавания, по науч­ному обоснованию важнейших проблем, выдвигаемых жизнью и практикой преподавания.

Значительное внимание в физкультурных учебных заведени­ях уделяют студенческому научному обществу в целях привития основ научных знаний и широкого привлечения студенчества к творческим самостоятельным научным исследованиям. За время обучения в институте студент должен не только изучить теорию, методику и практику фехтования, но и овладеть современными методами научных исследований, навыками самостоятельной ор­ганизации и проведения научной работы.