Природные особенности древнерусских городов
Планировочная структура древнерусских городов
Своеобразной чертой русского средневекового города вплоть до XII—XVII вв. являлось отсутствие использования горизонтали (прямой улицы или ограждения) как организующего начала.Поскольку прообразом города было круглое поселение-городище на холме, в нем господствовал особый порядок, основанный на вертикальной иерархии. На пониженных относительно вершины холма участках рельефа располагались здания меньшей высоты. Значимость застройки снижалась к периферии города.
Прямая горизонтальная линия в городе, расположенном на холме, отсутствовала, сеть улиц долго не являлась предметом специального построения. Она складывалась естественно, улицы разбегались от фокусных точек города и растворялись в сельском ландшафте, либо возникали в городах с кольцевой структурой плана при разрушении ненужных уже круговых укреплений. Радиально расходящиеся улицы на определенном расстоянии делились на рукава — так постепенно возникала ветвистая уличная структура, покрывая собой огромный жилой сектор города и позволяя из любой точки по кратчайшему пути пройти в его центр.
Переход России в русло европейской культуры на переломе XVII—XVIII вв., ее поворот от средневековья к Новому времени, связан с пересмотром старых структур, частично утративших к этому времени связь с прошлым. Введение в города в конце XVIII в. принципа регулярности, утверждения главенства дороги (пути для шествия или езды в карете) изменило в корне городскую структуру.
Многие важные функции, прежде спрятанные во внутренних пространствах, начали интенсивно развиваться вместе с развитием городских коммуникаций. Дома разворачивались спиной к бывшим приоритетам — к ядру владений. Боярские, церковные, слободские имения потеряли свою центричность. Дополнив и упорядочив городское пространство, появилась новая система улиц.
С уходом феодальной формации древняя модель поселения, опирающаяся на структуру круга и вертикали, перестала быть основой функционирования города, но оставила городу прежние символы — живописные ансамбли, слитые с ландшафтом.
Поворот к регулярной планировке и застройке русских городов произошел в петровское время.Наглядный пример регулярного городского строительства дала подмосковная Лефортовская слобода, где впервые на московской почве появились прямолинейные улицы с одноэтажными и двухэтажными домами, стоявшими на границе кварталов. Строгие уличные перспективы, обилие зелени в палисадниках и по обочинам водоотводных канав, простые, открыто расположенные дома — все это резко отличало новую петровскую резиденцию от старых районов Москвы. Но Лефортовская слобода была лишь частным примером -русским градостроителям нужно было пройти огромный путь, чтобы творчески освоить регулярную планировку целого города как единого архитектурного организма.
Отличительной чертой древнерусских городов являлось стремление создать лицевую их сторону — фасад, обращенный к реке или наиболее людной дороге. А поскольку наилучшую видимость зданий обеспечивают холмы с высокими обрывами, главные храмы ставились над самым обрывом (например, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире). Если город размещался на ровном месте, то собор сооружали ближе к городским стенам, т.к. в противном случае высокие валы с венчавшими их стенами могли бы скрыть его в перспективе. Так, в Переяславле-Залесском у самых валов стоит белокаменный Спасо-Преображенский собор, заложенный еще Юрием Долгоруким.
Рядовые приходские церкви строили в кремлях и посадах.
Размещение их не было случайным. Храмы располагали либо вокруг города (Новгород Великий), либо вдоль реки (Ярославль). Нередко приходские церкви, так же как монастыри, строили на подступах к городу — у главных речных и сухопутных дорог. Такой прием прочно вошел в практику русских мастеров-«горододельцев». Например, въезд во Владимир торжественно оформлен цепью храмов и монастырей на левом высоком берегу реки Клязьмы. Эта цепь растянута вплоть до Боголюбова, включая и храм Покрова на Нерли.
На развитие формы древнерусских городов в значительной мере повлияла, как было сказано выше, специфика природных условий и особенности историко-культурных процессов, а также межкультурные связи. Значительно более доступное и длительное, чем в западноевропейском городе, общение с почти нетронутой природой, составляющей естественную часть городского пейзажа, повлияло на характер и род занятий горожанина, часто совмещающего свой труд в городе с сельскими работами.
Жизнь на бескрайних лесистых равнинах определила особый взгляд на природное окружение, отразившийся на качестве возводимых здесь поселений. Основными чертами древнерусских городов явились их свободное разрастание, «просторность» главных площадей и разреженность «сквозящей» застройки.
На равнинных землях особую ценность представляли возвышенные участки местности. Холмы на слиянии рек естественно становились совершенно особыми местами, отмеченными игрой сил природы, а значит, и божественным покровительством.
Особенности культурного развития сформировали своеобразное отношение к формам поселения. Наибольший интерес представляет приверженность к кругу и вертикали. Круг — символ, игравший огромную роль в мировоззрении и верованиях древних славян-земледельцев, поклонявшихся Хоросу-Яриле. Он же основа устройства мира, модель поселения и сохранения рода. Вертикаль — символ высших сил природы. Круг и вертикаль соединены в одно целое в форме древних святилищ и «требищ» для ритуальных пиров.
Пространственные символы древнерусского города со временем перерастали в символику феодальных, ремесленных и купеческих владений. Ядро города составляла крепость на холме с главным храмом в окружении аристократических усадеб. На периферии строился посад с церквами и новые постройки феодальных поселений. Самый большой храм с колокольней олицетворял божественное присутствие и занимал место внутри центрального пространства. Таким образом, центр города, отмеченный вертикалью колокольни, стоящей на высоком холме, сохранял символическое значение центра города-круга.
Зодчество русского средневековья развивалось под влиянием Византии, принесшей на Русь цельность античных традиций. При этом в формах построек присутствовало своеобразие, идущее от сильного влияния народного начала.
Удивительную устойчивость в организации русского города описывает Д. Андреев в книге «Роза мира». С XI до XVIII в. все очаги русской духовной и особенно религиозной жизни с поражающей нас последовательностью стремились к развитию, совершенствованию и повторению одного и того же образа. Это архитектурный ансамбль, осью которого являлся белый собор с золотыми куполами и столпообразной колокольней; вокруг него сонм часовенок и малых церквей, часто многоцветных, но почти всегда златоглавых; далее палаты, службы и жилые хоромы и, наконец, кольцо могучих защитных стен с башнями. У их подножия — излучина реки. Этот мотив возник над Днепром в начале XI столетия, далее повторился над Волховом, а затем его варианты начали множиться: во Пскове, Смоленске, Владимире, Переяславле, Чернигове, Ростове, Коломне, Нижнем Новгороде, Устюге, в Троице-Сергиеве, в больших и малых городах и совсем без городов, во множестве монастырей и кремлей; в следующие эпохи он достиг своего апофеоза в Кремле Московском.