Наука в культуре современной цивилизации
Предмет и основные концепции современной философии науки
Часть 1. Общие проблемы философии науки
Содержание разделов курса
Разделы, темы дисциплины и виды занятий
Структура и содержание дисциплины
№№ | Темы и разделы дисциплины | Лекции | Семинары | Самост работа |
Часть 1. Общие проблемы философии науки | ||||
1.1 | Предмет и основные концепции современной философии науки | |||
1.2 | Наука в культуре современной цивилизации | |||
1.3. | Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции | |||
1.4. | Структура научного знания | |||
1.5. | Динамика науки как процесс порождения нового знания | |||
1.6. | Научные традиции и научные революции. | |||
1.7. | Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. | |||
1.8. | Наука как социальный институт. | |||
Часть 2. Современные философские проблемы военной науки | ||||
2.1. | Сущность и природа военно-научного познания. | |||
2.2 | Специфика объекта и предмета военно-научного познания | |||
2.3 | Субъект военно-научного познания | |||
2.4. | Природа ценностей и их роль в военно-научном познании | |||
2.5. | Война и мир как базовые категории военно-научного знания. | |||
2.6. | Время и пространство в военно-научном познании | |||
2.7. | Проблема рациональности и истинности в военно-научном познании. | |||
2.8. | Объяснение, понимание, интерпретация в науках о войне и военном деле. | |||
2.9. | Военная техника как объект военно-научного познания. | |||
2.10. | Основные исследовательские программы военно-научного познания. | |||
2.11. | Дисциплинарная структура и роль военных наук в процессе социальных трансформаций. | |||
Часть 3. История военных наук | ||||
3.1. | Источники развития военных знаний и военной науки. | |||
3.2. | Предыстория военной науки: военные знания в Древнем мире. | |||
3.3. | Военные знания и развитие военной теории в Средние века | |||
Военная наука Нового времени. | ||||
Военная наука Новейшего времени. | ||||
Военная наука в России: зарождение, формирование, развитие (ХVII–ХVIII вв.) | ||||
Особенности развития отечественной военной науки в ХХ столетии. | ||||
Современное состояние отечественной военной науки и ее перспективы. | ||||
Реферат по истории военной науки | ||||
Итого: |
Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные
ценности. Ценность научной рациональности.Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.