Наука в культуре современной цивилизации

Предмет и основные концепции современной философии науки

Часть 1. Общие проблемы философии науки

Содержание разделов курса

Разделы, темы дисциплины и виды занятий

Структура и содержание дисциплины

 

 

№№ Темы и разделы дисциплины Лекции Семинары Самост работа
  Часть 1. Общие проблемы философии науки
1.1 Предмет и основные концепции современной философии науки
1.2 Наука в культуре современной цивилизации
1.3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
1.4. Структура научного знания
1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания
1.6. Научные традиции и научные революции.
1.7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
1.8. Наука как социальный институт.
  Часть 2. Современные философские проблемы военной науки      
2.1. Сущность и природа военно-научного познания.    
2.2 Специфика объекта и предмета военно-научного познания
2.3 Субъект военно-научного познания
2.4. Природа ценностей и их роль в военно-научном познании    
2.5. Война и мир как базовые категории военно-научного знания.
2.6. Время и пространство в военно-научном познании
2.7. Проблема рациональности и истинности в военно-научном познании.
2.8. Объяснение, понимание, интерпретация в науках о войне и военном деле.
2.9. Военная техника как объект военно-научного познания.    
2.10. Основные исследовательские программы военно-научного познания.
2.11. Дисциплинарная структура и роль военных наук в процессе социальных трансформаций.
  Часть 3. История военных наук      
3.1. Источники развития военных знаний и военной науки.    
3.2. Предыстория военной науки: военные знания в Древнем мире.    
3.3. Военные знания и развитие военной теории в Средние века    
  Военная наука Нового времени.    
  Военная наука Новейшего времени.    
  Военная наука в России: зарождение, формирование, развитие (ХVII–ХVIII вв.)    
  Особенности развития отечественной военной науки в ХХ столетии.    
  Современное состояние отечественной военной науки и ее перспективы.    
  Реферат по истории военной науки    
Итого:  

 

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

 

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные

ценности. Ценность научной рациональности.Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.