Введение 22 страница


 

 

Кафедра_____________Философия____________________________________________________

 

 

Рабочая программа составлена на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 16.03.2011 г. №1365 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 10.05.2011 г., регистрационный №20700) с учетом рекомендаций по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (№ ИБ-733/12 от 22.06.2011г.)

 

Протокол от_______26.05.________2012г. №_____________7_______

 

Заведующий кафедрой ___________________ _М.В. Петрова_________

_____________________________2012 г.

 

 

Аннотация к дисциплине

 

Название модуля «История и философия науки»
Номер   Академический год 2012-13 семестр 1.2.
кафедра 3 «Философия» Программа Отрасль науки: 20.00.00 – «военные науки» Специальность: 20.02.12. – «»
Гарант модуля Петрова Мария Владимировна, к. филос. наук, д-р полит. наук, профессор
Цели и задачи дисциплины, основные темы Цели: Показать полисистемный характер науки в современном обществе. Продемонстрировать широкий социокультурный контекст, в который включена наука в процессе своего развития. Выявить основные тенденции в развитии научного знания. Определить специфику математического, естественнонаучного, технического и социально- гуманитарного знания. Ознакомить с философско-методологическими основаниями современной науки. Задачи:Сформировать современное научное мировоззрение. Привить навыки исторического анализа феноменов науки. Развить навыки логического мышления на основе сравнения и обобщения фактов из истории науки. Расширить культурный кругозор аспирантов для восприятия новых тенденций развития науки и современного мира. Знания: Основных этапов и тенденций развития науки; структуры и методов науки, ее философских оснований. Философии и методологии техники. Сущности научно-технического прогресса. Истории военных наук. Умения: анализировать современное состояние развития науки, генерировать новые научные идеи, видеть альтернативные тенденции; минимизировать негативные последствия научно-технического прогресса. Осознавать военные угрозы в современном мире. Навыки: системного логического мышления; критической оценки исторического развития науки; диалога и дискуссий; парадигмального исторического анализа; инновационного подхода в исследованиях. Лекции(основные темы): Общие проблемы философии науки:. Предмет и основные концепции современной философии науки. Наука в культуре современной цивилизации. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Наука как социальный институт. Современные философские проблемы военной науки: Сущность и природа военно-научного познания. Специфика объекта и предмета военно-научного познания. Субъект военно-научного познания. Природа ценностей и их роль в военно-научном познании. Война и мир как базовые категории военно-научного знания. Время и пространство в военно-научном познании.Проблема рациональности и истинности в военно-научном познании. Объяснение, понимание, интерпретация в науках о войне и военном деле. Военная техника как объект военно-научного познания. Основные исследовательские программы военно-научного познания. Дисциплинарная структура и роль военных наук в процессе социальных трансформаций. История военных наук:Источники развития военных знаний и военной науки. Предыстория военной науки: военные знания в Древнем мире. Военные знания и развитие военной теории в Средние века. Военная наука Нового времени. Военная наука Новейшего времени. Военная наука в России: зарождение, формирование, развитие (ХVII–ХVIII вв.). Особенности развития отечественной военной науки в ХХ столетии. Современное состояние отечественной военной науки и ее перспективы.
Основная литература Никифоров А.Л. Философия и история науки – М.: Идея-Пресс, 2008; Горохов В.Г. Философия науки и техники: история науки и техники с философской точки зрения. В: Актуальные проблемы философии науки. М.: Прогресс-Традиция, 2007, с. 105-122 Гришунин С. Философия науки: Основные концепции и проблемы. М., 2009г., Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. М., Академ. Проект, 2008
Технические средства Компьютер, проектор, экран, носители информации
Компетенции Приобретаются аспирантами при освоении модуля
Общекультурные Способность использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки. Способность самостоятельно изучать новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль, социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности. Способность расширять и углублять своё научное мировоззрение. Навыки формирования и аргументации собственных суждений и научной позиции
Профессиональные Способность и готовность использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности.
   
Зачетных единиц Форма прове-дения занятий Лекции Практические занятия Лабораторные работы Самостоятельная работа
Всего часов -
Виды контроля экзамен КП/КР Условие зачета модуля Получение оценки 3,4,5   Форма отчетности по самостоят-ельной работе Реферат
формы устный Нет
Перечень модулей, знание которых необходимо для изучения модуля «Философия», «Логика», знания в области технических наук
                               

Рабочая программа разработана на основе:

 

 

Программы кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки», которая предназначена для адъюнктов и соискателей ученых степеней всех военно-научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику истории и философии военной науки, а также философские аспекты военно-научного познания. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке вообще и в науках о войне и военном деле в частности, на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития военной науки.

Программа разработана Военным университетом и Институтом военной истории при участии специалистов ведущих вузов и нио Минобороны России. Программа была одобрена президиумом Высшей аттестационной комиссии и прошла этапы согласования в учебно-методическом объединении вузов ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям и рассмотрения в экспертных советах: по философии социологии и культурологи, по военной науке и технике Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России.

 

1. Цели и задачи дисциплины:

 

Дисциплина «История и философия науки» является обязательной профессиональной дисциплиной (ОД.А.01) учебного плана подготовки аспирантов очной и заочной формы обучения.

 

 

Целью преподавания дисциплины является

показать полисистемный характер науки в современном обществе. Продемонстрировать широкий социокультурный контекст, в который включена наука в процессе своего развития. Выявить основные тенденции в развитии научного знания. Определить специфику математического, естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания. Ознакомить с философско-методологическими основаниями современной науки.

 

Задачидисциплины:

– сформировать современное научное мировоззрение;

– привить навыки исторического анализа феноменов науки:

– развить навыки логического мышления на основе сравнения и обобщения фактов истории науки;

– расширить культурный кругозор для восприятия новых тенденций развития науки и современного мира.

 

 

В результате изучения дисциплины аспирант должен

знать:

– основные этапы и тенденции развития науки;

– структуру научного знания и методы науки, ее философские основания;

– философию и методологию техники;

– сущности научно-технического прогресса;

– историю военных наук

 

уметь:

– анализировать современное состояние развития науки,

– генерировать новые научные идеи,

– видеть альтернативные тенденции;

– минимизировать негативные последствия научно-технического прогресса;

– осознавать военные угрозы в современном мире.

 

владеть:

– навыками системного логического мышления;

– критической оценки исторического развития науки;

– диалога и дискуссий;

– парадигмального исторического анализа;

– инновационного подхода в исследованиях.