Подготовительный период

Построение обучения и тренировки для фехтовальщиков-новичков

Периоды обучения и тренировки

 

Необходимость систематической круглогодовой тренировки стала общепризнанной, и поэтому тренировочный процесс пла­нируется на год. В планировании учебно-тренировочной рабо­ты с фехтовальщиками-новичками и фехтовальщиками старших разрядов имеются существенные отличия. Занятия с первыми планируются из расчета постановки элементарной типовой тех­ники и выполнения на этой основе требований первичного раз­ряда спортивной классификации к концу учебно-тренировочного года и выбора вида фехтования для дальнейшей специали­зации.

В принципе весь учебно-тренировочный год делится на три периода: подготовительный, основной и переход­ный. Каждый период имеет свои задачи, средства и методы.

 

 

Задачами этого периода являются:

1) организация коллек­тива и привитие навыков дисциплины, гигиены, режима;

2) улучшение физического развития и физических качеств;

3) овладение основными спортивно-техническими навыками и умениями, постановка «школы» (установление типовой техни­ки фехтования на одном из видов оружия).

Средства подготовительного периода составляют: упражне­ния общего воздействия на организм и специальные упражне­ния фехтовальщика, беседы с освещением вопросов дисципли­ны, режима, основ физического воспитания, истории фехтова­ния, врачебного контроля.

В этом же периоде должны осуществляться подготовка и участие в соревнованиях по комплексу ГТО для выполнения требований следующих ступеней (по отношению к имеющимся у занимающихся).

Общеразвивающие упражнения применяются: в первой ча­сти урока в виде общей разминки, в третьей части как спе­циальные упражнения для развития и совершенствования фи­зических качеств и в специальных занятиях по физической подготовке.

Упражнения, направленные на развитие специфических ка­честв, применяются для улучшения готовности к выполнению фехтовальных движений и развития тех качеств, которые осо­бенно нужны для успешного ведения боя (улучшение коорди­нации движений, быстроты реакции, специфической выносли­вости, развития мышц, принимающих главное участие в фехтовальных движениях, и т. п.). Об этих упражнениях мы достаточно говорили ранее в разделе о развитии совершенство­вания физических качеств фехтовальщика.

На протяжении первых 2—2,5 месяцев упражнения, направ­ленные на развитие физических и специфических качеств, зани­мают значительное время в каждом занятии и в уроках, полностью отдаваемых на физическую подготовку. Это объяс­няется необходимостью создать общую подготовленность за­нимающихся к большому количеству разучиваний, пояснений, связанных с освоением. Затем эти упражнения в первой части урока превращаются в общую и специальную разминки, а работе над отстающими качествами главное внимание отдается в третьей части урока.

Вторая часть урока (основная) разрешает задачи овладения основными навыками, которые составляют типовую, школьную технику фехтования, и установления первых тактических поня­тий.

Этот период особенно ответствен с точки зрения создания правильной установки на дальнейшую работу. Именно здесь создается техническая база, на которой в дальнейшем строит­ся спортивное мастерство. От того, насколько правильно и основательно проведено овладение основами фехтования, зави­сит судьба будущих успехов.

Первый период обучения отличается значительной нагруз­кой общего характера и сравнительно небольшой нагрузкой в самом фехтовании. Постепенно время на фехтовальные упраж­нения основной части урока увеличивается, включаются сорев­новательные упражнения, учебные и вольные бои. К концу под­готовительного периода фехтовальщик должен быть уже подготовлен к участию в первых соревнованиях, которые под­водят итоги предварительной работы над установлением основ­ных фехтовальных навыков и умений.

Длительность подготовительного периода для начинающих фехтовальщиков в зависимости от физической подготовленно­сти, восприимчивости и возраста колеблется в пределах от 3 до 5 месяцев.

Следует рекомендовать специальные занятия по физической подготовке не реже двух раз в месяц. При проведении подго­товительных упражнений необходимо сосредоточить особое внимание на развитии специфической координации и, в частно­сти, на правильной постановке боевой стойки и передвижений разного вида. Этим упражнениям в каждом занятии уделяют не менее 20—30 мин. Их проводят без оружия и с оружием.

В занятиях с молодыми фехтовальщиками упражнения, направленные на овладение и совершенствование основных на­выков фехтования, проводят в медленном и среднем темпе, обращая внимание на достижение легкости, точности и свобо­ды выполнения каждого движения. Только после установления правильной координации и понимания смысла каждого приема и действия можно переходить к убыстрениям до максимально­го темпа действий. Продолжительность учебно-тренировочных занятий в подготовительном периоде от полутора часов вна­чале постепенно доводится до двух-двух с половиной часов.