Подготовительный период
Построение обучения и тренировки для фехтовальщиков-новичков
Периоды обучения и тренировки
Необходимость систематической круглогодовой тренировки стала общепризнанной, и поэтому тренировочный процесс планируется на год. В планировании учебно-тренировочной работы с фехтовальщиками-новичками и фехтовальщиками старших разрядов имеются существенные отличия. Занятия с первыми планируются из расчета постановки элементарной типовой техники и выполнения на этой основе требований первичного разряда спортивной классификации к концу учебно-тренировочного года и выбора вида фехтования для дальнейшей специализации.
В принципе весь учебно-тренировочный год делится на три периода: подготовительный, основной и переходный. Каждый период имеет свои задачи, средства и методы.
Задачами этого периода являются:
1) организация коллектива и привитие навыков дисциплины, гигиены, режима;
2) улучшение физического развития и физических качеств;
3) овладение основными спортивно-техническими навыками и умениями, постановка «школы» (установление типовой техники фехтования на одном из видов оружия).
Средства подготовительного периода составляют: упражнения общего воздействия на организм и специальные упражнения фехтовальщика, беседы с освещением вопросов дисциплины, режима, основ физического воспитания, истории фехтования, врачебного контроля.
В этом же периоде должны осуществляться подготовка и участие в соревнованиях по комплексу ГТО для выполнения требований следующих ступеней (по отношению к имеющимся у занимающихся).
Общеразвивающие упражнения применяются: в первой части урока в виде общей разминки, в третьей части как специальные упражнения для развития и совершенствования физических качеств и в специальных занятиях по физической подготовке.
Упражнения, направленные на развитие специфических качеств, применяются для улучшения готовности к выполнению фехтовальных движений и развития тех качеств, которые особенно нужны для успешного ведения боя (улучшение координации движений, быстроты реакции, специфической выносливости, развития мышц, принимающих главное участие в фехтовальных движениях, и т. п.). Об этих упражнениях мы достаточно говорили ранее в разделе о развитии совершенствования физических качеств фехтовальщика.
На протяжении первых 2—2,5 месяцев упражнения, направленные на развитие физических и специфических качеств, занимают значительное время в каждом занятии и в уроках, полностью отдаваемых на физическую подготовку. Это объясняется необходимостью создать общую подготовленность занимающихся к большому количеству разучиваний, пояснений, связанных с освоением. Затем эти упражнения в первой части урока превращаются в общую и специальную разминки, а работе над отстающими качествами главное внимание отдается в третьей части урока.
Вторая часть урока (основная) разрешает задачи овладения основными навыками, которые составляют типовую, школьную технику фехтования, и установления первых тактических понятий.
Этот период особенно ответствен с точки зрения создания правильной установки на дальнейшую работу. Именно здесь создается техническая база, на которой в дальнейшем строится спортивное мастерство. От того, насколько правильно и основательно проведено овладение основами фехтования, зависит судьба будущих успехов.
Первый период обучения отличается значительной нагрузкой общего характера и сравнительно небольшой нагрузкой в самом фехтовании. Постепенно время на фехтовальные упражнения основной части урока увеличивается, включаются соревновательные упражнения, учебные и вольные бои. К концу подготовительного периода фехтовальщик должен быть уже подготовлен к участию в первых соревнованиях, которые подводят итоги предварительной работы над установлением основных фехтовальных навыков и умений.
Длительность подготовительного периода для начинающих фехтовальщиков в зависимости от физической подготовленности, восприимчивости и возраста колеблется в пределах от 3 до 5 месяцев.
Следует рекомендовать специальные занятия по физической подготовке не реже двух раз в месяц. При проведении подготовительных упражнений необходимо сосредоточить особое внимание на развитии специфической координации и, в частности, на правильной постановке боевой стойки и передвижений разного вида. Этим упражнениям в каждом занятии уделяют не менее 20—30 мин. Их проводят без оружия и с оружием.
В занятиях с молодыми фехтовальщиками упражнения, направленные на овладение и совершенствование основных навыков фехтования, проводят в медленном и среднем темпе, обращая внимание на достижение легкости, точности и свободы выполнения каждого движения. Только после установления правильной координации и понимания смысла каждого приема и действия можно переходить к убыстрениям до максимального темпа действий. Продолжительность учебно-тренировочных занятий в подготовительном периоде от полутора часов вначале постепенно доводится до двух-двух с половиной часов.