Для спортсменов высших разрядов на разных видах оружия

Примерные индивидуальные уроки

Указания к проведению тренировки в технике и тактике

 

Систематическая тренировка должна предусматривать рав­номерное развитие всех сторон фехтовального мастерства. Тщательная техническая подготовка, осуществляемая на осно­ве отличной физической подготовленности, позволяет достиг­нуть высоких и устойчивых спортивных результатов.

Из средств самого фехтования для спортивно-технической тренировки более всего подходят регулярные и хорошо проду­манные индивидуальные уроки тренера, взаимные уроки и уп­ражнения с партнером, которые являются связующим звеном между урочной техникой и соревновательным боем.

Для закрепления и совершенствования специальных техни­ческих и тактических навыков решающее значение имеют пра­вильно организованные учебные бои и учебные соревнования. Здесь фехтовальщики воспитывают волю, развивают «чувство боя», овладевают мастерством единоборства и вводят в свой боевой «репертуар» новые приемы и действия.

Объем и содержание работы по совершенствованию спор­тивно-технических качеств будут зависеть от квалификации и подготовленности спортсменов. С молодыми фехтовальщика­ми упражнения в индивидуальных уроках и с партнером долж­ны быть сравнительно простыми, а количество приемов, пред­лагаемых к освоению в тренировке, ограниченным.

Чем выше мастерство фехтовальщиков, тем .более сложные, разнообразные и быстрые приемы и действия включаются в каждую тренировку, в индивидуальные уроки тренера. Трени­роваться фехтовальщик должен в основном у постоянного тре­нера, который за время длительной работы с учеником дости­гает полного знания всех его особенностей, что позволяет пра­вильно определить направление тренировки и индивидуализи­ровать задания в соответствии с его возможностями.

Непременным условием успешного решения задач спортив­но-технической тренировки является постоянная требователь­ность и большое количество повторений приемов и действий в разных вариантах. Индивидуальные уроки опытных спорт­сменов отличаются от уроков фехтовальщиков меньшей квали­фикации тем, что они представляют каждый раз как бы «про­гон» по всем видам действий. Наблюдение за тренировками сильнейших советских и иностранных фехтовальщиков показы­вает, что индивидуальные уроки с ними отличаются значитель­ной длительностью, большим количеством повторений, высокой интенсивностью я постоянным изменением обстановки выполне­ния. Длительность уроков составляет 40—70 мин., а для женщин 30—50 мин. Уроки, имеющие основой совершенствование техники или исправление ошибок, обычно более длительны; уроки, направленные на совершенствование боя, более интен­сивны я менее длительны.

В индивидуальных уроках тренера, работающего с хорошо подготовленными спортсменами, имеющими достаточный запас спортивных навыков и умений, можно давать отработку всех видов действий и переходы от одних к другим со значительны­ми усложнениями. По ходу урока тренер более длительно ос­танавливается на тех или иных действиях, в которых обнару­живается ошибка или непонимание, или на тех, которые пред­ставляют наибольший интерес как излюбленные приемы данного

спортсмена.

Для менее подготовленных все условия выполнения приемов и боевые ситуации упрощаются, а интенсивность снижается из-за необходимости затрачивать больше времени на правиль­ность техники, разъяснение тактических положений и исправ­ление ошибок.

 

 

I. Вид оружия — рапира. Длительность урока — 50 мин.

Интенсивность высокая с большим количеством повторений, сложных схваток, изменений дистанционных положений. Пери­од тренировки основной. Направленность урока — совершенст­вование спортивно-технических навыков и умений.

 

Действия тренера Действия ученика
Делая небольшие шаги вперед, меняет позиции, делает попытки соединений и захватов оружия ученика С ближней дистанции делает уколы прямо, переводом в верх­ние и нижние линии, избегая соединений, которые навязывает тренер, и сопровождает каждый укол легким и быстрым отходом с принятием оппозиционного поло­жения
В разной последовательности меняет соединения или открывается для прямого укола, сопровождая эти движения передвижениями вперед и назад     Избегая соединений или используя открывание линий, сохраняя среднюю дистанцию, делает атаки с выпадом уколом прямо или пе­реводом в разные линии. По тре- бованию тренера остается на выпаде с фиксацией укола или бы­стро возвращается в боевую стой­ку с принятием оппозиционного положения оружием. Сначала в несколько замедленном темпе, ко­торый постепенно нарастает до максимального
То же, но временами вытягивает оружие, показывая прямой укол На выдвижение оружия тренера колет с выпадом прямо с оппозицией, выводя клинок тренера из угрожающей линии
На фоне небольших передвижений делает попытки переменить соединение или захватить оружие ученика из положения вне соединения Сохраняет среднюю дистанцию и, избегая соединения, делает атаку с двумя переводами в разные линии. Постепенно ускоряет темп, особенно финишного движения
Колет с переводом или после легкого батмана, прямо в линию шестой или четвертой позиции; делает разный по глубине посыл на укол, сопровождая шагом вперед или полувыпадом Берет соответственно шестую или четвертую защиты и отвечает прямо, стараясь не отрываться от клинка тренера и сохранять оппозицию. В зависимости от глу- бины атаки берет защиту или на месте или с отходом
То же, что в предыдущем случае. После нескольких повторений предлагает ученику выбирать дистанцию для защиты самостоятельно Берет защиту с шагом вперед, мягко сгибая руку на себя при четвертой, перехватывая впереди при шестой. Затем выполняет защиты, про­извольно сопровождая их шагом назад, вперед или оставаясь на месте
Колет с движением вперед в нижнюю линию Защищается седьмой и отвечает или прямо иод руку, или с пере­водом вверх
Колет в нижнюю линию и временами отходит назад, берет защиту и колет снова в верхнюю линию Защищается седьмой и отвечает: если тренер отходит, то удлиняет ответ выпадом на контрответ — уходит назад, снова защи­щается четвертой или шестой и отвечает прямо или с изменением линии
То же, добавляя еще одну защиту и ответ в верхнюю или нижнюю линии То же, добавляя соответственно защиту и ответ
Из игры клинком, опуская оружие в нижнюю линию, вызывает на атаку прямо на обманное дви- жение прямого укола ученика или несколько отходит назад без за­щиты или беря четвертую-шестую защиты. На вызов делает обман прямого укола с шагом вперед и по надобности или заканчивает атаку прямо или с переводом, избегая защиты тренера
Та же, но после атаки ученика сам отвечает уколом, развивая схватку в разных линиях После атаки защищается, нужной защитой и отвечает прямо или с изменениями линии, делая столько защит и ответов, сколько своими действиями навязывает тренер
То же, и временами на атаку берет защиту и отвечает с задержкой или с обманом После атаки в случае задержки ответа тренера делает повторный укол в ту же линию (ремиз)
Колет в четвертую линию или дает возможность для прямого укола или защищается шестой Берет шестую круговую и отвечает прямо или с переводом
Атакует сдвоенным переводом (дубле) Берет шестую, четвертую и отвечает прямо или с переводом, или берет круговую четвертую, шестую и отвечает прямо или с переводом
Колет в четвертую линию, защищается от прямого укола и снова колет прямо Защищается шестой круговой или четвертой и отвечает прямо. Еще раз защищается той же за­щитой и отвечает прямо
То же, добавляя еще одну защиту и ответ, временами отходя для вызова ученика на ответные уколы с выпадом Защищается соответственно и отвечает прямо, а на последнюю атаку отвечает защитой и уколом с переводом. Если нужно, от­вечает с выпадом
Пытается захватить оружие в шестую или в четвертую и в случае неудачи сразу же отодвигается назад Избегая захвата, атакует с двумя переводами с шагом вперед и выпадом с максимальной скоростью
То же, иногда отражая атаку и делая ответ или отходом без ответа, вызывая на повторение атаки с изменением линии (реприз) В случае ответа защищается и дает контрответ, на отход с защитой делает повторную атаку с выпадом или броскам
Делает разведывательное движение полувыпадом и выдвижением оружия Из положения оружия в нижней позиции атакует с действием на оружие батманом в четвертую уколом прямо или батманом в шестую и уколом с перево­дом. Атака выполняется с шагом вперед и выпадом на полной ско­рости
Колет с переводом в шестую из четвертого соединения Защищается с кругом четвертой и отвечает прямо, потом из той же защиты отвечает с небольшой задержкой с переносом
То же, но отражает прямой ответ и снова колет в четвертую и снова пытается взять четвертую Берет четвертую круговую и отвечает прямо, еще раз берет четвертую и отвечает с переносом в шестую линию. Первые движения делаются на месте или с отходом, а последнее, после маленькой за­держки, с выпадом
Атакует в четвертую линию, отражает ответ и отвечает с переводом в четвертую и сразу же от- ходит, ставя оппозицию в четвертую Берет шестую круговую и отвечает прямо, защищается четвертой с маленькой задержкой, снова отвечает в шестую с выпадом
То же, но после отражения первого ответа колет в нижнюю линию, снова защищается четвертой и отвечает прямо После первого ответа защищается седьмой или восьмой и отвечает в верхнюю линию, снова защищается четвертой с задержкой и отвечает с выпадом с переводом или с переносом
Делает перемены соединений, выдвижение оружия, меняет позиции;иногда избегает атаки от- ходом без защиты или с защитой С дальней дистанции атакует или с двумя переводами, или с батманом и переводом, или с захватом и переводом, выбирая способ нападения соответственно обстановке, создаваемой тренером. Атака выполняется с шагом впе­ред и выпадам с максимальной скоростью в конце движения. В случае отхода тренера назад пов­торяет атаку прямо или с перево­дом с выпадом или флешью
Делает укол в шестую и оставляет прямую руку, пытаясь повторить (ремиз) Берет четвертую круговую, на вытягивание руки берет еще шестую круговую и отвечает с пере­водом. В случае изменения ди­станции добавляет выпад. Иногда вместо перевода колет с захватом в шестую
Меняет позиции, делает перемены соединения, вызывая простые атаки прямо или с переводами и требуя остановки на уколе с вы­падом Как можно более мягко и точно атакует простыми атаками, следя за абсолютной точностью движений
То же, но с резким движением вперед Делает контратаку в темя с места или с небольшим выпадом — останавливающий укол

 

Последние движения делаются спокойно, постепенно замед­ляя темп с соблюдением хорошей техники всех движений.

 

II. Вид оружия — шпага.

Длительность урока — 50 мин. Интенсивность высокая с боль­шим количеством повторений и различных усложнений (по­строение боевых схваток, изменение условий, неожиданные переходы от одних действий к другим и т. п.). Период трени­ровки — основной, состояние — готовность к соревнованиям. На­правленность урока — спортивно-техническое и тактическое со­вершенствование.

 

  Действия тренера Действия ученика
Передвижения шагами вперед и назад Соответственно передвигаясь, сохраняет дистанцию, обращая внимание на легкость и непринуж­денность стойки и передвижений
В передвижениях меняет положение вооруженной руки и оружия, вызывая на уколы в руку или тело Спокойные, как бы настраивающие, уколы в руку снизу, сверху, сбоку, уколы в тело прямые и переводами
Двигаясь вперед, ставит вооруженную руку в разные положения, вызывая уколы и повторения по 2—3 раза Отходя назад, делает уколы («подставки») в руку с повторениями, сообразуя темп с движениями тренера
Меняет позиции, соединения, продвигаясь вперед или отступая Атаки в руку или в тело с выпадом уколом прямо, с перевода­ми, повторяя укол в руку при возвращении в боевую стойку с выпада
С шагом вперед обозначает атаку во внутреннюю линию на руку С большим шагом назад берет круговую шестую и отвечает переводом в руку снизу (защита бе­рется далеко от себя почти сла­бой частью клинка)
Выдвигая вооруженную руку вперед, вызывает атаку на руку сверху и иногда, не давая уколоть, оттягивает руку назад с от­ходом Атакует руку сверху или снизу с выпадом; на оттягивание руки быстро повторяет атаку на корпус броском (флешью)
Из положения вне соединения внутри делает попытку взять шестое соединение и на переводное движение берет круг шестой С дальней дистанции на попытку взять шестое соединение делает обман переводом и на шестую круговую колет, сдваивая перевод с выпадом. Постепенно убыстряет темп атаки, делает дубле с шагом вперед и выпа­дом, доводя исполнение до мак­симальной быстроты
Вызывает на атаку в руку снизу и на попытку колоть защищается второй или седьмой защитой, несколько отходя от первого атакующего движения На первый вызов атакует в руку снизу с небольшим выпадом и на нижнюю защиту быстро повторяет в корпус или руку сверху с выпадом или флешью
Слегка выдвигает свое оружие и на попытку ученика сделать захват в шестую колет с переводом внутрь и еще продвигается вперед после получения укола С шагом вперед делает ложную попытку захватить в шестую; на перевод тренера, избегающего захвата, колет в руку сверху и еще раз повторяет укол сверху с боль­шим шалом назад. Иногда повто­ряет по 3 раза в одну линию, делая при последнем повторении скачок назад
Атакует издалека руку изнутри Защищается далеко от себя четвертой и отвечает в руку (все на почти прямой руке длинная защита — ответ) и отходит назад
То же Защищается с быстрым шагом вперед, сильно сгибая руку в чет­вертой защите, и отвечает в бли­жайшую точку тела или руки
Обозначает ложную атаку, делая полувыпад или шаг вперед с выдвижением оружия на прямой руке, и оставляет руку выпрямленной, обозначая повторение укола Берет шестую или шестую круговую защиту и отвечает в корпус с завязыванием, переводя клином тренера в нижнее положение
То же Берет четвертую круговую за­щиту и без потери соединения отвечает с круговым захватом под руку в верхнюю часть тела
Выдвигая оружие вперед с угрозой атаки на руку, делает небольшой шаг вперед или маленький выпад; на начало атаки несколько отходит С дальней дистанции с быстрым шагом вперед и выпадом («трещотка») делает батман в четвертую и укол в линию шестую позицию с переводом с оппозици­ей в шестую
То же С дальней дистанции на полной скорости делает атаку — батман или контрбатман в шестую и перевод в четвертую линию
То же Атакует с захватом в шестую в верхнюю линию (с хорошо вы­раженной оппозицией в шестой)
То же Атакует одним из указанных выше способов, по собственному выбору делая в ряде случаев вместо выпада атаку броском (флешью)
Атакует в разные линии, давая временами поводы к повторениям Защищается четвертой, шестой, седьмой, восьмой, второй, отвечая по своему выбору, в зависимости от положения оружия тренера, и делая повторные уколы после от­вета с отходами или выпадом. Во всех случаях уколов следит за оппозициями при первом ответе и при повторениях
То же, временами отбивает ответы и делает контрответы в разные линии Защищается разными защитами и в случае защит и контрответов тренера снова защищается и отвечает
Делает передвижения вперед и назад; на ложную атаку ученика обозначает контратаку и сразу же отходит На одно из передвижений делает ложную атаку с полувыпадом, на показ контратаки тренера делает перехват батманом в четвер­тую и заканчивает атаку флешью на корпус
Атакует прямо или с переводом Защищается четвертой или четвертой круговой и без потери сое­динения отвечает (с захватом) вниз
Атакует с шагом вперед в нижнюю линию Делает укол в темп в руку сверху с шагом назад. Если тре­нер отдергивает руку, переходит в атаку с выпадом или с шагом и выпадам на корпус
Атакует с переводом в шестую линию и оставляет вытянутую руку (ремиз) Берет четвертую круговую с шагом назад и отвечает в шестую с оппозицией
То же Берет четвертую круговую с шагом назад с маленькой паузой и, вызвав ремиз, отвечает, сделав контрбатман в шестую с перево­дом и выпадом, если тренер от­ходит или если требует дистанция
На разных дистанциях меняет соединения на сокращенной и вытянутой руке Атакует в зависимости от положения руки тренера с переводами в корпус или в руку с выпа­дом или с батманом флешью на корпус
Открывает разные линии Делает атаки с выпадом в кор­пус в разные линия, фиксируя ко­нечное положение укола с выпа­дом, проверяя точность атаки
Атакует в разные линии с разными дистанциями Берет защиты далеко от себя и отвечает прямо с оппозицией, сли­вая ответ с защитой в один темп, добавляя выпад в зависимости от дистанции до тренеров и фикси­руя конечное положение

 

III. Вид оружия — сабля.

Длительность урока 50—55 мин. Интенсивность высокая. Период тренировки основной. Направ­ленность урока — совершенствование спортивно-технических на­выков и умений с акцентом на развитие способности к ва­риативным действиям и точности в управлении оружием.

 

  Действия тренера Действия ученика
После нескольких передвижений, открывая линию или захватывая оружие ученика, вызывает уколы Из передвижений небольшими шагами на шаг вперед и открывание делает прямые уколы. На попытки захватов делает уколы с переводом с места. После каждо­го укола делает шаг назад, мягко и точно ставя руку в боевую по­зицию
То же, но на укол временами делает отход назад Делает уколы с места и в случае отхода тренера добавляет выпад
То же, чередуя с ударами с замахами в разные линии, вызывая вместо укола удар в темп по руке В случае удара тренера делает легкий удар по pyкe сверху, снизу, снаружи и сразу же отходит, приняв соответствующую направ­лению удара позицию
То же, но иногда, вызвав удар по руке, отдергивает руку назад и отходит Если попытка ударить по руке не удалась, сразу же переходит в укол с выпадом в ту же линию
То же, иногда делая удар без замаха с шагом вперед или полувыпадом Берет соответственную защиту с шагом назад и отвечает в открытое место
Из легких передвижений делает атаки в разные линии, чередуя удары без замаха с замахами Берет соответственные защиты и отвечает в ближайшие линии. В случае замаха делает сначала удар поруке, переходя затем к защите и ответу
Делает передвижения с переменой позиций для вызова атак в разные линии Делает простые атаки с выпадом. На вызов в пятую — атака на правый или левый бок; на по­пытку захвата в третью — атака с переносом на голову или уко­лом с переводом; на вторую — атака на голову прямо или пря­мым уколом
То же, временами переходя к атакам в разные линии, делая защиты от атак ученика и отвечая с замахами или без них В случае внезапных атак тренера берет защиту и отвечает. При ответах тренера берет защиту и дает контрответ. При отве­тах тренера с замахом делает ре­миз (повторный удар) по руке и затем защиту и ответ
Атакует правый бок; берет пятую и отвечает на голову; берет третью и отвечает на голову Берет третью и отвечает по голове; берет пятую и отвечает на правый бок; берет пятую и отве­чает на левый бок
То же, но все удары делает с замахами То же. но перед каждой защитой делает удар в темп по руке (междутемпы)
Меняет позиции, переводя оружие в пятую, вторую, третью и четвертую, сопровождая передвижениями Сохраняет дистанцию и атакует флешью: на пятую ударом по правому или левому боку, на вторую по голове, на третью по голове или уколом, или по правому боку.
То же, но иногда берет защиту и дает ответ В случае неудачи атаки защищается и дает контрответ
Атакует простыми атаками с продвижением вперед бегом Защищается и отвечает с быстрым отходом назад
То же, но временами делает не простые атаки, а с обманными движениями или с затягиванием удара В случае обманной атаки или задержки удара ударяет в темп или делает останавливающий укол, стараясь после этого выйти из дистанции боя скачком назад
То же, яд иногда отражает ответ и снова атакует Дает нужное количество защит и ответов в навязываемой трене­ром схватке
Различными передвижениями и позициями вызывает атаку с дальней дистанции Атакует с дальней дистанции с шагом и выпадом с большой скоростью, выбирая во время шага, в зависимости от позиции тренера, место для удара
То же, но временами на шаг вперед ученика бьет в темп по руке или контратакует уколом Если на шаг вперед тренер делает контратаку, перехватывает ее защитой и продолжает атаку
То же, но иногда берет защиту и отвечает быстро или с задержкой В случае неудачи атаки и ответа защищается и дает контрответ. На ответ с задержкой дела­ет повторный удар в ближнюю точку
Атакует с обманами Защищается, беря соответству­ющие обманам защиты, или делает удар в темп со скачком назад
То же Не реагирует на обманные дви­жения, стараясь защититься толь­ко от последнего решающего удара. Делает это с отходом ма­ленькими быстрыми шагами назад
Выдвигает оружие вперед с маленьким движением вперед Делает короткую атаку (с шагом и выпадом), батман в третью и удар по руке сверху
Варианты действий: а) берет третью и отвечает на голову;   б) берет третью и не отвечаег; в) берет третью и отвечает с замахом; г) берет третью и отходит назад; д) отходит назад, беря пятую или вторую Варианты действий а) стоя на выпаде, берет пятую и дает контрответ по правому, ле­вому боку; б) повторяет с переносом по го­лове; в) повторяет по руке сбоку и отскакивает; г) повторяет по голове с флешью; д) повторяет с флешью по правому боку или уколом с выпадом
Атакует в разные линии, завязывая схватку из защит и ответов на 6—8 движений Защищается и отвечает в соответствии с действиями тренера, следя за нарастанием темпа и со­хранением легкости и точности движений
Делает ложную атаку на руку и пытается сделать повторение уколом Со скачком назад разрывает дистанцию и переходит в атаку с шагом вперед и выпадом. В слу­чае повторного движения тренера на укол сбивает его защитой и продолжает атаку
Вызывает атаку передвижениями и переменой позиций и на переход в атаку реагирует или отхо- дом, или контратакой, или переменой позиции Делает маленькие шаги вперед, стараясь войти в нужную дистанцию для атаки и быть готовым к контратаке тренера или к быстрой атаке флешью или с выпадом
Делает разведывательные движения оружием вперед С шагом вперед и выпадом атака на левый бок с предварительным перехватыванием оружия тренера батманом в третью
Атакует уколом с переводом, иногда отходит назад при ответе ученика Защита третья круговая и ответ уколом прямо; если тренер отходит, сделать с выпадом
То же, но от ответа защищается третьей и снова отвечает прямым уколом и после него берет третью То же, но отвечает второй раз с переводом
Делает разведывательное движение и поочередно контратакует уколом или на руку, или бепет на ложное движение защиту и дает ответный удар Ложная, очень короткая атака (почти на месте), имитирующая шаг и выпад и в зависимости от реакции тренера или сразу атака флешью, или перехват контратаки и атака в открытое место выпа­дом или флешью
Постепенно снижая темп, делает атакующие движения, следя за точностью защитных действий Защищается и отвечает с максимальным вниманием к точности движений
Вызывает на атаку уколом с выпадом и проверяет точность по­ложений Делает спокойные атаки уколом с фиксацией конечных положений

 

В приведенных примерах, взятых из практики тренировок сильнейших советских и иностранных фехтовальщиков, коли­чество повторений каждого приема или действия колеблется в пределах 8—20 раз, в зависимости от необходимости акцен­тировать внимание, на каком-либо или затруднительном,'или наиболее желательно «излюбленном» приеме.

Кроме индивидуальных уроков, большое значение в трени­ровке техники и тактики фехтования имеют разного рода упражнения с партнером, и в частности такие, которые именуются «контрами», или условными атаками. Эти упражнения могут проводиться лосле общей и специальной раз­минки перед индивидуальными уроками или после небольшого отдыха после них. Если они проводятся перед индивидуальным уроком, нужно прекратить их за 8—10 мин. до урока для того, чтобы фехтовальщик мог отдохнуть и подготовить — «настро­ить» себя на урок.

Упражнения с партнером могут иметь разный характер и направленность на преимущественное совершенствование тех­ники, тактики или соревновательных боевых качеств.

Упражнения с партнером, имеющие, главным образом, тех­ническую направленность, иногда называют техническими конт­рами.

В основном они содействуют развитию общей координа­ции, совершенствованию техники владения оружием, быстроты выполнения приемов и действий, чувству ритма движений, эле­ментарных дистанционных представлений. Они заключаются в большом количестве повторений приемов разной сложности и должны быть рекомендованы спортсменам всех категорий для самого широкого применения.

Парные технические упражнения рекомендуется выполнять несколько раз по 3—10 мин. в перерывах между боями, инди­видуальными уроками и пр.

Стандартность движений и многократно повторяющиеся одинаковые движения быстро утомляют нервную систему, и через небольшой промежуток времени качество техники выпол­нения ухудшается, теряется острота ощущения оружия, вре­мени и пространства. Вместе с тем применение этих упражнений в меру, наряду с другими, приносит пользу.

Весьма ценными средствами тренировки являются «контры», когда один из фехтовальщиков (обороняющийся) становится у стены, чтобы сделать невозможным отступление и отклонения тела назад, а другой — атакует с определенной дистанции (средней или дальней). Жесткие условия защитных действий (невозможность отхода) заставляют быстро развиваться за­щитные рефлексы, а обусловленность атак заставляет напада­ющего максимально концентрировать способности к скорост­ным усилиям и выбору момента атаки.

Упражнения в условных атаках могут выполняться не толь­ко у стены, а и на боевой дорожке (после боя), на которой обо­роняющийся имеет право отступать, делая только один шаг назад, а действия оружием выполнять без ограничения. Атаку­ющий, также не обусловливая способа атаки, имеет право на­падать с шагом вперед и выпадом, самостоятельно выбирая момент атаки.

Для развития и совершенствования наблюдательности, быст­роты и точности зрительных и тактильных восприятий могут быть успешно использованы упражнения, называемые «рипо-стной игрой». Например: партнеры, стоя на ближней дистанции, поочередно пытаются наносить друг другу удары, защищают­ся от них и отвечают в различные части поражаемого прост­ранства, постоянно изменяя направление ударов. Вначале эти движения делаются более широкими и замедленными, затем амплитуда сокращается и темп увеличивается до боевого. По­степенно темп убыстряется, включаются обманные движения, и «схватка» заканчивается тем, что одному из них удается обы­грать, обмануть противника и нанести ему удар (укол). Первые движения должны быть заметными и точными, чтобы по началу дать возможность фехтовальщикам сориентировать­ся, согласовать свою быстроту с действиями партнера, четко определять его и свои действия, ставя задачей нанесение уда­ра (укола) не за счет механической быстроты, а разумного обыгрывания лучшим «видением» и ведением оружия. После того как один из фехтовальщиков получит удар, схватка приостанавливается для того, чтобы на­чаться снова до получения нового удара. В такой схватке долж­но быть не менее 6—8 защитно-ответных движений со стороны фехтовальщика, чтобы он имел возможность опробовать раз­ные линии и поискать способы обмана противника. Такими уп­ражнениями рекомендуется заниматься по 15—20 мин. в каж­дой тренировке.

В непосредственной близости к соревновательным действи­ям стоят учебные бои, в которых апробируются, воплоща­ются в практику и совершенствуются те приемы и навыки, ко-рые были приобретены в специальных упражнениях и индиви­дуальных уроках тренера. В учебных боях, кроме развития и совершенствования спортивно-технических качеств, развива­ется и совершенствуется «тактическое» мышление, созревает специфический характер спортсмена, вырабатывается индиви­дуальная манера — стиль фехтовальщика. Учебные бои прово­дятся с разными задачами и могут иметь специфическую направленность технического, тактического или боевого характе­ра. Они называются учебными потому, что решают образова­тельные задачи, преследуют учебные цели. В них не должно быть напряжения, присущего официальным соревнованиям, ко­торое исходит из стремления прежде всего победить. В этих боях фехтовальщики имеют возможность определить свои силь­ные и слабые стороны, чтобы в дальнейших упражнениях ис­править обнаруженные ошибки, усилить наиболее действенные приемы, выработать свою индивидуальную манеру ведения боя. Цель такого боя — в изучении, а не в соревновании, и большую пользу из этих боев выносит тот, кто сумел лучше опробовать разные приемы и варианты действий, не обращая ненужного в. данный момент внимания на количество полученных или нанесенных ударов.

Фехтовальщик должен удовлетвориться тем, что он сумел провести именно те приемы, которые он наметил к освоению, почерпнул нечто новое или подкрепил старое, осуществил нуж­ное, ранее не получавшееся движение. Здесь он учится маски­ровать свои действия, разведывать противника, навязывать ему свою волю, контролировать и регулировать свои эмоции, развивать фехтовальную «фантазию», учитывать действия противника и находить способы борьбы с ним. В учебных боях обретается уверенность и проходит необходимый «пусковой» период для каждого приема и действия.

Весьма полезны учебные бои, которые прово­дятся в значительно замедленном темпе. Они дают возможность к большему испытанию и развитию творче­ской фантазии фехтовальщика, которая совершенно необходи­ма мастеру высокого класса. Эти бои проводятся примерно так же, как и указанные выше упражнения в «рипостной игре», но с применением всех видов передвижения и средств нападе­ния, защит, контратак и других действий. Бои в замедленном темпе позволяют переключать скорость, делать задержки, проверять ощущения, внезапно переходить к максимальному скоростному выполнению и переключаться с одних действий на другие. Особенно необходимы такие бои тем, кто в соревнова­ниях излишне возбуждается, плохо управляет собой и не имеет достаточно развитого тактического мышления.

Чтобы удовлетворить естественное стремление фехтоваль­щиков к борьбе за результат в конце каждого учебного боя они проводят соревновательный бой на наибольшее количество ударов (в зависимости от нагрузки в учебном бою). Иногда это могут быть 2, а иногда 5 ударов. Кроме того, в тренировки следует включать и соревновательные бои, как сред­ство специальной боевой подготовки спортсмена, где бои ведут­ся со стремлением добиться победы и обусловлены счетом ударов.

Время от времени включаются небольшие соревнования внутри данной группы занимающихся или с приглашением дру­гих фехтовальщиков. Такие соревнования помогают осущест­вить специальную тренировку с применением максимальных напряжений, способствуют развитию специальной выносливости и проверке турнирных возможностей фехтовальщиков.

Кроме перечисленных выше видов тренировочных упраж­нений, все фехтовальщики должны в каждом занятии не ме­нее 20 мин. уделять специальным упражнениям без противника и на подсобных снарядах. Эти уп­ражнения составляют специальную фехтовальную гимнастику и способствуют улучшению координации движений. Они помо­гают полностью сосредоточиться на самом механизме и дета­лях движений, так как над ними не довлеет необходимость следить еще и за противником.

Чем моложе фехтовальщики, тем более строгим и внима­тельным должен быть контроль за их работой. От этого зави­сит приобретение правильной техники и избежание ошибок, которые потом пагубно сказываются .на росте фехтовальщика. Необходимо постоянно наблюдать и направлять тренировку молодого фехтовальщика, так как он еще не в состоянии до­статочно сознательно и критически относиться к своим дей­ствиям и поступкам. У него не всегда достает выдержки и самообладания, его легко захватывает спортивный азарт, жела­ние победить любыми средствами, пренебрегая ради ложного самолюбия техническими, а иногда и этическими правилами.

Одной из важнейших задач является воспитание у фехто­вальщиков способности и любви к самостоятельной сознатель­ной тренировке, направленной на длительное совершенствова­ние для достижения высоких и устойчивых результатов. Так, весьма важно воспитание правильного отношения к использо­ванию всех средств тренировки в каждом тренировочном заня­тии. Многие фехтовальщики, если с ними не вести организован­ных групповых занятий, а проводить уроки в форме «свобод­ных» занятий (как это бывает при тренировке спортсменов высших разрядов), почти полностью сводят тренировку к индивидуальным урокам тренера и проведению вольных боев, носящих часто ненужный соревновательный характер. Этого совершенно недостаточно, памятуя, что индивидуальные уро­ки и вольные бои не исчерпывают всех средств тренировки фехтовальщика.

При подборе средств и методов спортивно-технического со­вершенствования следует учитывать особенности нервной организации и психики фехтовальщиков. Имеющим тенданцию к ведению пассивного боя, не проявляющим инициативы в бою следует давать больше упражнений в активной, смелой подго­товке нападения и в самих атаках. Широкое использование упражнений, форсирующих боевые действия, воспитывает ак­тивность и уверенность в своих силах. Атаки связаны с обяза­тельным проявлением инициативы, активности и большими мышечными напряжениями, а следовательно, сильным возбуж­дением двигательных нервных центров. Это должно оказывать положительное влияние на подвижность нервных процессов, и особенно на силу возбудительных процессов.

Фехтовальщики, легко возбудимые, нуждаются в большем количестве упражнений, связанных с повышенными требова­ниями к точности движений. Упор на упражнения в защитных действиях здесь будет способствовать развитию выдержки и самообладания и воспитанию дисциплины поведения в бою. Эти обстоятельства заставляют обратить серьезное внимание на подбор партнеров для совместных упражнений.

В некоторых случаях полезно соединять активного и пас­сивного фехтовальщиков. Легко возбудимые обычно, быстрее утомляются, потому что затрачивают на движения больше энергии, чем это требуется. В то же время быстрота действий и возбудимость противника будут вызывать у пассивного парт­нера большее ответное возбуждение, чем упражнения с таким же пассивным партнером. Они в какой-то степени будут урав­новешивать друг друга.

Дозировка и интенсивность упражнений во время трениров­ки должны регулироваться в зависимости от особенностей фехтовальщиков и характера упражнений. Если для легко воз­будимых фехтовальщиков следует давать индивидуальные уроки с меньшей интенсивностью, но большей длительности (до 50—60 мин.), то флегматичным рекомендуются в ряде случаев два-три кратковременных урока (по 10—15 мин.), но с большим напряжением, с большой скоростью движений и быстрым изменением условий выполнения приемов.

Практика проведения тренировок со спортсменами, имею­щими разные характеры, различную нервную организацию, позволяет утверждать, что систематические занятия спортом, построенные с учетом индивидуальных особенностей занимаю­щихся, могут оказать значительное влияние на улучшение типа высшей нервной деятельности.