Для спортсменов высших разрядов на разных видах оружия
Примерные индивидуальные уроки
Указания к проведению тренировки в технике и тактике
Систематическая тренировка должна предусматривать равномерное развитие всех сторон фехтовального мастерства. Тщательная техническая подготовка, осуществляемая на основе отличной физической подготовленности, позволяет достигнуть высоких и устойчивых спортивных результатов.
Из средств самого фехтования для спортивно-технической тренировки более всего подходят регулярные и хорошо продуманные индивидуальные уроки тренера, взаимные уроки и упражнения с партнером, которые являются связующим звеном между урочной техникой и соревновательным боем.
Для закрепления и совершенствования специальных технических и тактических навыков решающее значение имеют правильно организованные учебные бои и учебные соревнования. Здесь фехтовальщики воспитывают волю, развивают «чувство боя», овладевают мастерством единоборства и вводят в свой боевой «репертуар» новые приемы и действия.
Объем и содержание работы по совершенствованию спортивно-технических качеств будут зависеть от квалификации и подготовленности спортсменов. С молодыми фехтовальщиками упражнения в индивидуальных уроках и с партнером должны быть сравнительно простыми, а количество приемов, предлагаемых к освоению в тренировке, ограниченным.
Чем выше мастерство фехтовальщиков, тем .более сложные, разнообразные и быстрые приемы и действия включаются в каждую тренировку, в индивидуальные уроки тренера. Тренироваться фехтовальщик должен в основном у постоянного тренера, который за время длительной работы с учеником достигает полного знания всех его особенностей, что позволяет правильно определить направление тренировки и индивидуализировать задания в соответствии с его возможностями.
Непременным условием успешного решения задач спортивно-технической тренировки является постоянная требовательность и большое количество повторений приемов и действий в разных вариантах. Индивидуальные уроки опытных спортсменов отличаются от уроков фехтовальщиков меньшей квалификации тем, что они представляют каждый раз как бы «прогон» по всем видам действий. Наблюдение за тренировками сильнейших советских и иностранных фехтовальщиков показывает, что индивидуальные уроки с ними отличаются значительной длительностью, большим количеством повторений, высокой интенсивностью я постоянным изменением обстановки выполнения. Длительность уроков составляет 40—70 мин., а для женщин 30—50 мин. Уроки, имеющие основой совершенствование техники или исправление ошибок, обычно более длительны; уроки, направленные на совершенствование боя, более интенсивны я менее длительны.
В индивидуальных уроках тренера, работающего с хорошо подготовленными спортсменами, имеющими достаточный запас спортивных навыков и умений, можно давать отработку всех видов действий и переходы от одних к другим со значительными усложнениями. По ходу урока тренер более длительно останавливается на тех или иных действиях, в которых обнаруживается ошибка или непонимание, или на тех, которые представляют наибольший интерес как излюбленные приемы данного
спортсмена.
Для менее подготовленных все условия выполнения приемов и боевые ситуации упрощаются, а интенсивность снижается из-за необходимости затрачивать больше времени на правильность техники, разъяснение тактических положений и исправление ошибок.
I. Вид оружия — рапира. Длительность урока — 50 мин.
Интенсивность высокая с большим количеством повторений, сложных схваток, изменений дистанционных положений. Период тренировки основной. Направленность урока — совершенствование спортивно-технических навыков и умений.
№ | Действия тренера | Действия ученика |
Делая небольшие шаги вперед, меняет позиции, делает попытки соединений и захватов оружия ученика | С ближней дистанции делает уколы прямо, переводом в верхние и нижние линии, избегая соединений, которые навязывает тренер, и сопровождает каждый укол легким и быстрым отходом с принятием оппозиционного положения | |
В разной последовательности меняет соединения или открывается для прямого укола, сопровождая эти движения передвижениями вперед и назад | Избегая соединений или используя открывание линий, сохраняя среднюю дистанцию, делает атаки с выпадом уколом прямо или переводом в разные линии. По тре- бованию тренера остается на выпаде с фиксацией укола или быстро возвращается в боевую стойку с принятием оппозиционного положения оружием. Сначала в несколько замедленном темпе, который постепенно нарастает до максимального | |
То же, но временами вытягивает оружие, показывая прямой укол | На выдвижение оружия тренера колет с выпадом прямо с оппозицией, выводя клинок тренера из угрожающей линии | |
На фоне небольших передвижений делает попытки переменить соединение или захватить оружие ученика из положения вне соединения | Сохраняет среднюю дистанцию и, избегая соединения, делает атаку с двумя переводами в разные линии. Постепенно ускоряет темп, особенно финишного движения | |
Колет с переводом или после легкого батмана, прямо в линию шестой или четвертой позиции; делает разный по глубине посыл на укол, сопровождая шагом вперед или полувыпадом | Берет соответственно шестую или четвертую защиты и отвечает прямо, стараясь не отрываться от клинка тренера и сохранять оппозицию. В зависимости от глу- бины атаки берет защиту или на месте или с отходом | |
То же, что в предыдущем случае. После нескольких повторений предлагает ученику выбирать дистанцию для защиты самостоятельно | Берет защиту с шагом вперед, мягко сгибая руку на себя при четвертой, перехватывая впереди при шестой. Затем выполняет защиты, произвольно сопровождая их шагом назад, вперед или оставаясь на месте | |
Колет с движением вперед в нижнюю линию | Защищается седьмой и отвечает или прямо иод руку, или с переводом вверх | |
Колет в нижнюю линию и временами отходит назад, берет защиту и колет снова в верхнюю линию | Защищается седьмой и отвечает: если тренер отходит, то удлиняет ответ выпадом на контрответ — уходит назад, снова защищается четвертой или шестой и отвечает прямо или с изменением линии | |
То же, добавляя еще одну защиту и ответ в верхнюю или нижнюю линии | То же, добавляя соответственно защиту и ответ | |
Из игры клинком, опуская оружие в нижнюю линию, вызывает на атаку прямо на обманное дви- жение прямого укола ученика или несколько отходит назад без защиты или беря четвертую-шестую защиты. | На вызов делает обман прямого укола с шагом вперед и по надобности или заканчивает атаку прямо или с переводом, избегая защиты тренера | |
Та же, но после атаки ученика сам отвечает уколом, развивая схватку в разных линиях | После атаки защищается, нужной защитой и отвечает прямо или с изменениями линии, делая столько защит и ответов, сколько своими действиями навязывает тренер | |
То же, и временами на атаку берет защиту и отвечает с задержкой или с обманом | После атаки в случае задержки ответа тренера делает повторный укол в ту же линию (ремиз) | |
Колет в четвертую линию или дает возможность для прямого укола или защищается шестой | Берет шестую круговую и отвечает прямо или с переводом | |
Атакует сдвоенным переводом (дубле) | Берет шестую, четвертую и отвечает прямо или с переводом, или берет круговую четвертую, шестую и отвечает прямо или с переводом | |
Колет в четвертую линию, защищается от прямого укола и снова колет прямо | Защищается шестой круговой или четвертой и отвечает прямо. Еще раз защищается той же защитой и отвечает прямо | |
То же, добавляя еще одну защиту и ответ, временами отходя для вызова ученика на ответные уколы с выпадом | Защищается соответственно и отвечает прямо, а на последнюю атаку отвечает защитой и уколом с переводом. Если нужно, отвечает с выпадом | |
Пытается захватить оружие в шестую или в четвертую и в случае неудачи сразу же отодвигается назад | Избегая захвата, атакует с двумя переводами с шагом вперед и выпадом с максимальной скоростью | |
То же, иногда отражая атаку и делая ответ или отходом без ответа, вызывая на повторение атаки с изменением линии (реприз) | В случае ответа защищается и дает контрответ, на отход с защитой делает повторную атаку с выпадом или броскам | |
Делает разведывательное движение полувыпадом и выдвижением оружия | Из положения оружия в нижней позиции атакует с действием на оружие батманом в четвертую уколом прямо или батманом в шестую и уколом с переводом. Атака выполняется с шагом вперед и выпадом на полной скорости | |
Колет с переводом в шестую из четвертого соединения | Защищается с кругом четвертой и отвечает прямо, потом из той же защиты отвечает с небольшой задержкой с переносом | |
То же, но отражает прямой ответ и снова колет в четвертую и снова пытается взять четвертую | Берет четвертую круговую и отвечает прямо, еще раз берет четвертую и отвечает с переносом в шестую линию. Первые движения делаются на месте или с отходом, а последнее, после маленькой задержки, с выпадом | |
Атакует в четвертую линию, отражает ответ и отвечает с переводом в четвертую и сразу же от- ходит, ставя оппозицию в четвертую | Берет шестую круговую и отвечает прямо, защищается четвертой с маленькой задержкой, снова отвечает в шестую с выпадом | |
То же, но после отражения первого ответа колет в нижнюю линию, снова защищается четвертой и отвечает прямо | После первого ответа защищается седьмой или восьмой и отвечает в верхнюю линию, снова защищается четвертой с задержкой и отвечает с выпадом с переводом или с переносом | |
Делает перемены соединений, выдвижение оружия, меняет позиции;иногда избегает атаки от- ходом без защиты или с защитой | С дальней дистанции атакует или с двумя переводами, или с батманом и переводом, или с захватом и переводом, выбирая способ нападения соответственно обстановке, создаваемой тренером. Атака выполняется с шагом вперед и выпадам с максимальной скоростью в конце движения. В случае отхода тренера назад повторяет атаку прямо или с переводом с выпадом или флешью | |
Делает укол в шестую и оставляет прямую руку, пытаясь повторить (ремиз) | Берет четвертую круговую, на вытягивание руки берет еще шестую круговую и отвечает с переводом. В случае изменения дистанции добавляет выпад. Иногда вместо перевода колет с захватом в шестую | |
Меняет позиции, делает перемены соединения, вызывая простые атаки прямо или с переводами и требуя остановки на уколе с выпадом | Как можно более мягко и точно атакует простыми атаками, следя за абсолютной точностью движений | |
То же, но с резким движением вперед | Делает контратаку в темя с места или с небольшим выпадом — останавливающий укол |
Последние движения делаются спокойно, постепенно замедляя темп с соблюдением хорошей техники всех движений.
II. Вид оружия — шпага.
Длительность урока — 50 мин. Интенсивность высокая с большим количеством повторений и различных усложнений (построение боевых схваток, изменение условий, неожиданные переходы от одних действий к другим и т. п.). Период тренировки — основной, состояние — готовность к соревнованиям. Направленность урока — спортивно-техническое и тактическое совершенствование.
Действия тренера | Действия ученика | |
Передвижения шагами вперед и назад | Соответственно передвигаясь, сохраняет дистанцию, обращая внимание на легкость и непринужденность стойки и передвижений | |
В передвижениях меняет положение вооруженной руки и оружия, вызывая на уколы в руку или тело | Спокойные, как бы настраивающие, уколы в руку снизу, сверху, сбоку, уколы в тело прямые и переводами | |
Двигаясь вперед, ставит вооруженную руку в разные положения, вызывая уколы и повторения по 2—3 раза | Отходя назад, делает уколы («подставки») в руку с повторениями, сообразуя темп с движениями тренера | |
Меняет позиции, соединения, продвигаясь вперед или отступая | Атаки в руку или в тело с выпадом уколом прямо, с переводами, повторяя укол в руку при возвращении в боевую стойку с выпада | |
С шагом вперед обозначает атаку во внутреннюю линию на руку | С большим шагом назад берет круговую шестую и отвечает переводом в руку снизу (защита берется далеко от себя почти слабой частью клинка) | |
Выдвигая вооруженную руку вперед, вызывает атаку на руку сверху и иногда, не давая уколоть, оттягивает руку назад с отходом | Атакует руку сверху или снизу с выпадом; на оттягивание руки быстро повторяет атаку на корпус броском (флешью) | |
Из положения вне соединения внутри делает попытку взять шестое соединение и на переводное движение берет круг шестой | С дальней дистанции на попытку взять шестое соединение делает обман переводом и на шестую круговую колет, сдваивая перевод с выпадом. Постепенно убыстряет темп атаки, делает дубле с шагом вперед и выпадом, доводя исполнение до максимальной быстроты | |
Вызывает на атаку в руку снизу и на попытку колоть защищается второй или седьмой защитой, несколько отходя от первого атакующего движения | На первый вызов атакует в руку снизу с небольшим выпадом и на нижнюю защиту быстро повторяет в корпус или руку сверху с выпадом или флешью | |
Слегка выдвигает свое оружие и на попытку ученика сделать захват в шестую колет с переводом внутрь и еще продвигается вперед после получения укола | С шагом вперед делает ложную попытку захватить в шестую; на перевод тренера, избегающего захвата, колет в руку сверху и еще раз повторяет укол сверху с большим шалом назад. Иногда повторяет по 3 раза в одну линию, делая при последнем повторении скачок назад | |
Атакует издалека руку изнутри | Защищается далеко от себя четвертой и отвечает в руку (все на почти прямой руке длинная защита — ответ) и отходит назад | |
То же | Защищается с быстрым шагом вперед, сильно сгибая руку в четвертой защите, и отвечает в ближайшую точку тела или руки | |
Обозначает ложную атаку, делая полувыпад или шаг вперед с выдвижением оружия на прямой руке, и оставляет руку выпрямленной, обозначая повторение укола | Берет шестую или шестую круговую защиту и отвечает в корпус с завязыванием, переводя клином тренера в нижнее положение | |
То же | Берет четвертую круговую защиту и без потери соединения отвечает с круговым захватом под руку в верхнюю часть тела | |
Выдвигая оружие вперед с угрозой атаки на руку, делает небольшой шаг вперед или маленький выпад; на начало атаки несколько отходит | С дальней дистанции с быстрым шагом вперед и выпадом («трещотка») делает батман в четвертую и укол в линию шестую позицию с переводом с оппозицией в шестую | |
То же | С дальней дистанции на полной скорости делает атаку — батман или контрбатман в шестую и перевод в четвертую линию | |
То же | Атакует с захватом в шестую в верхнюю линию (с хорошо выраженной оппозицией в шестой) | |
То же | Атакует одним из указанных выше способов, по собственному выбору делая в ряде случаев вместо выпада атаку броском (флешью) | |
Атакует в разные линии, давая временами поводы к повторениям | Защищается четвертой, шестой, седьмой, восьмой, второй, отвечая по своему выбору, в зависимости от положения оружия тренера, и делая повторные уколы после ответа с отходами или выпадом. Во всех случаях уколов следит за оппозициями при первом ответе и при повторениях | |
То же, временами отбивает ответы и делает контрответы в разные линии | Защищается разными защитами и в случае защит и контрответов тренера снова защищается и отвечает | |
Делает передвижения вперед и назад; на ложную атаку ученика обозначает контратаку и сразу же отходит | На одно из передвижений делает ложную атаку с полувыпадом, на показ контратаки тренера делает перехват батманом в четвертую и заканчивает атаку флешью на корпус | |
Атакует прямо или с переводом | Защищается четвертой или четвертой круговой и без потери соединения отвечает (с захватом) вниз | |
Атакует с шагом вперед в нижнюю линию | Делает укол в темп в руку сверху с шагом назад. Если тренер отдергивает руку, переходит в атаку с выпадом или с шагом и выпадам на корпус | |
Атакует с переводом в шестую линию и оставляет вытянутую руку (ремиз) | Берет четвертую круговую с шагом назад и отвечает в шестую с оппозицией | |
То же | Берет четвертую круговую с шагом назад с маленькой паузой и, вызвав ремиз, отвечает, сделав контрбатман в шестую с переводом и выпадом, если тренер отходит или если требует дистанция | |
На разных дистанциях меняет соединения на сокращенной и вытянутой руке | Атакует в зависимости от положения руки тренера с переводами в корпус или в руку с выпадом или с батманом флешью на корпус | |
Открывает разные линии | Делает атаки с выпадом в корпус в разные линия, фиксируя конечное положение укола с выпадом, проверяя точность атаки | |
Атакует в разные линии с разными дистанциями | Берет защиты далеко от себя и отвечает прямо с оппозицией, сливая ответ с защитой в один темп, добавляя выпад в зависимости от дистанции до тренеров и фиксируя конечное положение |
III. Вид оружия — сабля.
Длительность урока 50—55 мин. Интенсивность высокая. Период тренировки основной. Направленность урока — совершенствование спортивно-технических навыков и умений с акцентом на развитие способности к вариативным действиям и точности в управлении оружием.
Действия тренера | Действия ученика | |
После нескольких передвижений, открывая линию или захватывая оружие ученика, вызывает уколы | Из передвижений небольшими шагами на шаг вперед и открывание делает прямые уколы. На попытки захватов делает уколы с переводом с места. После каждого укола делает шаг назад, мягко и точно ставя руку в боевую позицию | |
То же, но на укол временами делает отход назад | Делает уколы с места и в случае отхода тренера добавляет выпад | |
То же, чередуя с ударами с замахами в разные линии, вызывая вместо укола удар в темп по руке | В случае удара тренера делает легкий удар по pyкe сверху, снизу, снаружи и сразу же отходит, приняв соответствующую направлению удара позицию | |
То же, но иногда, вызвав удар по руке, отдергивает руку назад и отходит | Если попытка ударить по руке не удалась, сразу же переходит в укол с выпадом в ту же линию | |
То же, иногда делая удар без замаха с шагом вперед или полувыпадом | Берет соответственную защиту с шагом назад и отвечает в открытое место | |
Из легких передвижений делает атаки в разные линии, чередуя удары без замаха с замахами | Берет соответственные защиты и отвечает в ближайшие линии. В случае замаха делает сначала удар поруке, переходя затем к защите и ответу | |
Делает передвижения с переменой позиций для вызова атак в разные линии | Делает простые атаки с выпадом. На вызов в пятую — атака на правый или левый бок; на попытку захвата в третью — атака с переносом на голову или уколом с переводом; на вторую — атака на голову прямо или прямым уколом | |
То же, временами переходя к атакам в разные линии, делая защиты от атак ученика и отвечая с замахами или без них | В случае внезапных атак тренера берет защиту и отвечает. При ответах тренера берет защиту и дает контрответ. При ответах тренера с замахом делает ремиз (повторный удар) по руке и затем защиту и ответ | |
Атакует правый бок; берет пятую и отвечает на голову; берет третью и отвечает на голову | Берет третью и отвечает по голове; берет пятую и отвечает на правый бок; берет пятую и отвечает на левый бок | |
То же, но все удары делает с замахами | То же. но перед каждой защитой делает удар в темп по руке (междутемпы) | |
Меняет позиции, переводя оружие в пятую, вторую, третью и четвертую, сопровождая передвижениями | Сохраняет дистанцию и атакует флешью: на пятую ударом по правому или левому боку, на вторую по голове, на третью по голове или уколом, или по правому боку. | |
То же, но иногда берет защиту и дает ответ | В случае неудачи атаки защищается и дает контрответ | |
Атакует простыми атаками с продвижением вперед бегом | Защищается и отвечает с быстрым отходом назад | |
То же, но временами делает не простые атаки, а с обманными движениями или с затягиванием удара | В случае обманной атаки или задержки удара ударяет в темп или делает останавливающий укол, стараясь после этого выйти из дистанции боя скачком назад | |
То же, яд иногда отражает ответ и снова атакует | Дает нужное количество защит и ответов в навязываемой тренером схватке | |
Различными передвижениями и позициями вызывает атаку с дальней дистанции | Атакует с дальней дистанции с шагом и выпадом с большой скоростью, выбирая во время шага, в зависимости от позиции тренера, место для удара | |
То же, но временами на шаг вперед ученика бьет в темп по руке или контратакует уколом | Если на шаг вперед тренер делает контратаку, перехватывает ее защитой и продолжает атаку | |
То же, но иногда берет защиту и отвечает быстро или с задержкой | В случае неудачи атаки и ответа защищается и дает контрответ. На ответ с задержкой делает повторный удар в ближнюю точку | |
Атакует с обманами | Защищается, беря соответствующие обманам защиты, или делает удар в темп со скачком назад | |
То же | Не реагирует на обманные движения, стараясь защититься только от последнего решающего удара. Делает это с отходом маленькими быстрыми шагами назад | |
Выдвигает оружие вперед с маленьким движением вперед | Делает короткую атаку (с шагом и выпадом), батман в третью и удар по руке сверху | |
Варианты действий: а) берет третью и отвечает на голову; б) берет третью и не отвечаег; в) берет третью и отвечает с замахом; г) берет третью и отходит назад; д) отходит назад, беря пятую или вторую | Варианты действий а) стоя на выпаде, берет пятую и дает контрответ по правому, левому боку; б) повторяет с переносом по голове; в) повторяет по руке сбоку и отскакивает; г) повторяет по голове с флешью; д) повторяет с флешью по правому боку или уколом с выпадом | |
Атакует в разные линии, завязывая схватку из защит и ответов на 6—8 движений | Защищается и отвечает в соответствии с действиями тренера, следя за нарастанием темпа и сохранением легкости и точности движений | |
Делает ложную атаку на руку и пытается сделать повторение уколом | Со скачком назад разрывает дистанцию и переходит в атаку с шагом вперед и выпадом. В случае повторного движения тренера на укол сбивает его защитой и продолжает атаку | |
Вызывает атаку передвижениями и переменой позиций и на переход в атаку реагирует или отхо- дом, или контратакой, или переменой позиции | Делает маленькие шаги вперед, стараясь войти в нужную дистанцию для атаки и быть готовым к контратаке тренера или к быстрой атаке флешью или с выпадом | |
Делает разведывательные движения оружием вперед | С шагом вперед и выпадом атака на левый бок с предварительным перехватыванием оружия тренера батманом в третью | |
Атакует уколом с переводом, иногда отходит назад при ответе ученика | Защита третья круговая и ответ уколом прямо; если тренер отходит, сделать с выпадом | |
То же, но от ответа защищается третьей и снова отвечает прямым уколом и после него берет третью | То же, но отвечает второй раз с переводом | |
Делает разведывательное движение и поочередно контратакует уколом или на руку, или бепет на ложное движение защиту и дает ответный удар | Ложная, очень короткая атака (почти на месте), имитирующая шаг и выпад и в зависимости от реакции тренера или сразу атака флешью, или перехват контратаки и атака в открытое место выпадом или флешью | |
Постепенно снижая темп, делает атакующие движения, следя за точностью защитных действий | Защищается и отвечает с максимальным вниманием к точности движений | |
Вызывает на атаку уколом с выпадом и проверяет точность положений | Делает спокойные атаки уколом с фиксацией конечных положений |
В приведенных примерах, взятых из практики тренировок сильнейших советских и иностранных фехтовальщиков, количество повторений каждого приема или действия колеблется в пределах 8—20 раз, в зависимости от необходимости акцентировать внимание, на каком-либо или затруднительном,'или наиболее желательно «излюбленном» приеме.
Кроме индивидуальных уроков, большое значение в тренировке техники и тактики фехтования имеют разного рода упражнения с партнером, и в частности такие, которые именуются «контрами», или условными атаками. Эти упражнения могут проводиться лосле общей и специальной разминки перед индивидуальными уроками или после небольшого отдыха после них. Если они проводятся перед индивидуальным уроком, нужно прекратить их за 8—10 мин. до урока для того, чтобы фехтовальщик мог отдохнуть и подготовить — «настроить» себя на урок.
Упражнения с партнером могут иметь разный характер и направленность на преимущественное совершенствование техники, тактики или соревновательных боевых качеств.
Упражнения с партнером, имеющие, главным образом, техническую направленность, иногда называют техническими контрами.
В основном они содействуют развитию общей координации, совершенствованию техники владения оружием, быстроты выполнения приемов и действий, чувству ритма движений, элементарных дистанционных представлений. Они заключаются в большом количестве повторений приемов разной сложности и должны быть рекомендованы спортсменам всех категорий для самого широкого применения.
Парные технические упражнения рекомендуется выполнять несколько раз по 3—10 мин. в перерывах между боями, индивидуальными уроками и пр.
Стандартность движений и многократно повторяющиеся одинаковые движения быстро утомляют нервную систему, и через небольшой промежуток времени качество техники выполнения ухудшается, теряется острота ощущения оружия, времени и пространства. Вместе с тем применение этих упражнений в меру, наряду с другими, приносит пользу.
Весьма ценными средствами тренировки являются «контры», когда один из фехтовальщиков (обороняющийся) становится у стены, чтобы сделать невозможным отступление и отклонения тела назад, а другой — атакует с определенной дистанции (средней или дальней). Жесткие условия защитных действий (невозможность отхода) заставляют быстро развиваться защитные рефлексы, а обусловленность атак заставляет нападающего максимально концентрировать способности к скоростным усилиям и выбору момента атаки.
Упражнения в условных атаках могут выполняться не только у стены, а и на боевой дорожке (после боя), на которой обороняющийся имеет право отступать, делая только один шаг назад, а действия оружием выполнять без ограничения. Атакующий, также не обусловливая способа атаки, имеет право нападать с шагом вперед и выпадом, самостоятельно выбирая момент атаки.
Для развития и совершенствования наблюдательности, быстроты и точности зрительных и тактильных восприятий могут быть успешно использованы упражнения, называемые «рипо-стной игрой». Например: партнеры, стоя на ближней дистанции, поочередно пытаются наносить друг другу удары, защищаются от них и отвечают в различные части поражаемого пространства, постоянно изменяя направление ударов. Вначале эти движения делаются более широкими и замедленными, затем амплитуда сокращается и темп увеличивается до боевого. Постепенно темп убыстряется, включаются обманные движения, и «схватка» заканчивается тем, что одному из них удается обыграть, обмануть противника и нанести ему удар (укол). Первые движения должны быть заметными и точными, чтобы по началу дать возможность фехтовальщикам сориентироваться, согласовать свою быстроту с действиями партнера, четко определять его и свои действия, ставя задачей нанесение удара (укола) не за счет механической быстроты, а разумного обыгрывания лучшим «видением» и ведением оружия. После того как один из фехтовальщиков получит удар, схватка приостанавливается для того, чтобы начаться снова до получения нового удара. В такой схватке должно быть не менее 6—8 защитно-ответных движений со стороны фехтовальщика, чтобы он имел возможность опробовать разные линии и поискать способы обмана противника. Такими упражнениями рекомендуется заниматься по 15—20 мин. в каждой тренировке.
В непосредственной близости к соревновательным действиям стоят учебные бои, в которых апробируются, воплощаются в практику и совершенствуются те приемы и навыки, ко-рые были приобретены в специальных упражнениях и индивидуальных уроках тренера. В учебных боях, кроме развития и совершенствования спортивно-технических качеств, развивается и совершенствуется «тактическое» мышление, созревает специфический характер спортсмена, вырабатывается индивидуальная манера — стиль фехтовальщика. Учебные бои проводятся с разными задачами и могут иметь специфическую направленность технического, тактического или боевого характера. Они называются учебными потому, что решают образовательные задачи, преследуют учебные цели. В них не должно быть напряжения, присущего официальным соревнованиям, которое исходит из стремления прежде всего победить. В этих боях фехтовальщики имеют возможность определить свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейших упражнениях исправить обнаруженные ошибки, усилить наиболее действенные приемы, выработать свою индивидуальную манеру ведения боя. Цель такого боя — в изучении, а не в соревновании, и большую пользу из этих боев выносит тот, кто сумел лучше опробовать разные приемы и варианты действий, не обращая ненужного в. данный момент внимания на количество полученных или нанесенных ударов.
Фехтовальщик должен удовлетвориться тем, что он сумел провести именно те приемы, которые он наметил к освоению, почерпнул нечто новое или подкрепил старое, осуществил нужное, ранее не получавшееся движение. Здесь он учится маскировать свои действия, разведывать противника, навязывать ему свою волю, контролировать и регулировать свои эмоции, развивать фехтовальную «фантазию», учитывать действия противника и находить способы борьбы с ним. В учебных боях обретается уверенность и проходит необходимый «пусковой» период для каждого приема и действия.
Весьма полезны учебные бои, которые проводятся в значительно замедленном темпе. Они дают возможность к большему испытанию и развитию творческой фантазии фехтовальщика, которая совершенно необходима мастеру высокого класса. Эти бои проводятся примерно так же, как и указанные выше упражнения в «рипостной игре», но с применением всех видов передвижения и средств нападения, защит, контратак и других действий. Бои в замедленном темпе позволяют переключать скорость, делать задержки, проверять ощущения, внезапно переходить к максимальному скоростному выполнению и переключаться с одних действий на другие. Особенно необходимы такие бои тем, кто в соревнованиях излишне возбуждается, плохо управляет собой и не имеет достаточно развитого тактического мышления.
Чтобы удовлетворить естественное стремление фехтовальщиков к борьбе за результат в конце каждого учебного боя они проводят соревновательный бой на наибольшее количество ударов (в зависимости от нагрузки в учебном бою). Иногда это могут быть 2, а иногда 5 ударов. Кроме того, в тренировки следует включать и соревновательные бои, как средство специальной боевой подготовки спортсмена, где бои ведутся со стремлением добиться победы и обусловлены счетом ударов.
Время от времени включаются небольшие соревнования внутри данной группы занимающихся или с приглашением других фехтовальщиков. Такие соревнования помогают осуществить специальную тренировку с применением максимальных напряжений, способствуют развитию специальной выносливости и проверке турнирных возможностей фехтовальщиков.
Кроме перечисленных выше видов тренировочных упражнений, все фехтовальщики должны в каждом занятии не менее 20 мин. уделять специальным упражнениям без противника и на подсобных снарядах. Эти упражнения составляют специальную фехтовальную гимнастику и способствуют улучшению координации движений. Они помогают полностью сосредоточиться на самом механизме и деталях движений, так как над ними не довлеет необходимость следить еще и за противником.
Чем моложе фехтовальщики, тем более строгим и внимательным должен быть контроль за их работой. От этого зависит приобретение правильной техники и избежание ошибок, которые потом пагубно сказываются .на росте фехтовальщика. Необходимо постоянно наблюдать и направлять тренировку молодого фехтовальщика, так как он еще не в состоянии достаточно сознательно и критически относиться к своим действиям и поступкам. У него не всегда достает выдержки и самообладания, его легко захватывает спортивный азарт, желание победить любыми средствами, пренебрегая ради ложного самолюбия техническими, а иногда и этическими правилами.
Одной из важнейших задач является воспитание у фехтовальщиков способности и любви к самостоятельной сознательной тренировке, направленной на длительное совершенствование для достижения высоких и устойчивых результатов. Так, весьма важно воспитание правильного отношения к использованию всех средств тренировки в каждом тренировочном занятии. Многие фехтовальщики, если с ними не вести организованных групповых занятий, а проводить уроки в форме «свободных» занятий (как это бывает при тренировке спортсменов высших разрядов), почти полностью сводят тренировку к индивидуальным урокам тренера и проведению вольных боев, носящих часто ненужный соревновательный характер. Этого совершенно недостаточно, памятуя, что индивидуальные уроки и вольные бои не исчерпывают всех средств тренировки фехтовальщика.
При подборе средств и методов спортивно-технического совершенствования следует учитывать особенности нервной организации и психики фехтовальщиков. Имеющим тенданцию к ведению пассивного боя, не проявляющим инициативы в бою следует давать больше упражнений в активной, смелой подготовке нападения и в самих атаках. Широкое использование упражнений, форсирующих боевые действия, воспитывает активность и уверенность в своих силах. Атаки связаны с обязательным проявлением инициативы, активности и большими мышечными напряжениями, а следовательно, сильным возбуждением двигательных нервных центров. Это должно оказывать положительное влияние на подвижность нервных процессов, и особенно на силу возбудительных процессов.
Фехтовальщики, легко возбудимые, нуждаются в большем количестве упражнений, связанных с повышенными требованиями к точности движений. Упор на упражнения в защитных действиях здесь будет способствовать развитию выдержки и самообладания и воспитанию дисциплины поведения в бою. Эти обстоятельства заставляют обратить серьезное внимание на подбор партнеров для совместных упражнений.
В некоторых случаях полезно соединять активного и пассивного фехтовальщиков. Легко возбудимые обычно, быстрее утомляются, потому что затрачивают на движения больше энергии, чем это требуется. В то же время быстрота действий и возбудимость противника будут вызывать у пассивного партнера большее ответное возбуждение, чем упражнения с таким же пассивным партнером. Они в какой-то степени будут уравновешивать друг друга.
Дозировка и интенсивность упражнений во время тренировки должны регулироваться в зависимости от особенностей фехтовальщиков и характера упражнений. Если для легко возбудимых фехтовальщиков следует давать индивидуальные уроки с меньшей интенсивностью, но большей длительности (до 50—60 мин.), то флегматичным рекомендуются в ряде случаев два-три кратковременных урока (по 10—15 мин.), но с большим напряжением, с большой скоростью движений и быстрым изменением условий выполнения приемов.
Практика проведения тренировок со спортсменами, имеющими разные характеры, различную нервную организацию, позволяет утверждать, что систематические занятия спортом, построенные с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, могут оказать значительное влияние на улучшение типа высшей нервной деятельности.