Организационно-методические указания к проведению урока

 

Перед уроком преподаватель должен проверить свою го­товность к занятиям, определить и каниретизировать тему урока, наметить пути к осуществлению задач, поставленных по плану, учтя пройденное и запланированное для последу­ющего освоения. Следует учитывать, что основное назначе­ние частей урока остается неизменным на длительный срок, а частные задачи должны решаться в каждом конкретном уроке.

План урока должен предусматривать конкретные задачи, намечать определенные методические приемы и средства для решения этих задач и определять дозировку упражнений.

Опыт показывает, что при проведении обучения фехтованию особое значение имеет узкая тематизация с указа­нием двух-трех конкретных приемов, подлежащих усвоению в данном уроке. Узкая тематизация придает четкую целена­правленность, оставляет ясное представление о проведенном уроке, позволяет более углубленно остановиться на качестве выполнения приемов и действий, предъявить максимальные требования к точности выполнения основного и добавочных ва­риантов приема или действия. Преподаватель должен ясно представлять, какого уровня в овладении приемом нужно достигнуть в данном уроке, не завышая и не занижая требо­ваний, учитывая возможности учеников и сложность задания. Узкая тематизация имеет особый смысл при обучении молодых фехтовальщиков в первом году занятий, когда большое разно­образие материала в уроке может привести к рассредоточению внимания, снизить интерес и повредить качеству обучения.

Первая часть урока — вводная. Упражнения, включаемые в первую часть урока, должны быть знакомы^ за­нимающимся, не требующими специальных разъяснений и разучивания. Естественно, что это достигается не сразу, и для того, чтобы обучаемые приобрели необходимый запас двига­тельных навыков, 'следует на протяжении определенного перио­да давать комплекс одинаковых упражнений, которые посте­пенно, после освоения, заменяются другими, сходными с ними по характеру. Упражнения нужно подбирать так, чтобы они по возможности охватывали большие группы мышц и были на­правлены на улучшение гибкости, эластичности, быстроты и ловкости.

Упражнения общего воздействия на организм составляют общую разминку, а упражнения, подготавливающие не­посредственно к основной работе фехтовальщика, составляют специальную разминку. С начинающими фехтоваль­щиками упражнения общей и специальной разминки проводят­ся преподавателем. Интенсивность и длительность разминки устанавливается соответственно подготовленности обучаемых. Подготовленные спортсмены, как правило, проводят разминку самостоятельно под наблюдением преподавателя, который дол­жен помочь им в подборе наиболее подходящих упражнений, учитывая индивидуальные особенности в развитии физических качеств и нервной системы фехтовальщиков. Чем выше подго­товленность фехтовальщика, тем интенсивнее и короче должна быть разминка, так как тренированные быстрее достигают со­стояния нужной вработанности. Длительность общей и специ­альной разминки вместе колеблется в пределах 20—25 мин.

В разминке следует уделять особое внимание подготовке тех групп мышц, которые принимают главное участие в фехто­вальных движениях. Движения в боевой стойке и выпадах, воз­вращения в боевую стойку, повторения выпадов и другие требуют большой силы и эластичности мышц нот, и в частности четырехглавых и двуглавых — бедра, больших ягодичных, при­водящих мышц. Для развития этих мышц 'следует системати­чески применять разного рода приседания, подскоки и прыж­ки на одной и двух ногах, пружинные покачивания в положе­нии выпада и т. п.

Большое значение, которое никогда не следует умалять, имеют упражнения специальной разминки, способствующие подготовке к выполнению фехтовальных приемов и действий и создающие физическую и психическую направленность к ос­новной работе. Специальная разминка состоит из упражнений, выполняемых без оружия и с оружием. Она включает передви­жения в фехтовальной стойке, движения оружием, упражнения ка мишенях, а в некоторых случаях и упражнения с партнером (перед соревнованиями).

Независимо от квалификации фехтовальщиков, упражнения общей и специальной разминки должны выполняться в каждом уроке и проводиться так, чтобы в результате разминки ощу­щалось хорошее состояние работоспособности и желание при­ступить к основной работе.

Вторая часть урока — основная. Эта часть урока в начале обучения (на первых двух-четырех занятиях) прово­дится в одной шеренге с целью ознакомления с основными по­ложениями и приемами фехтования. Здесь же используются упражнения на подсобных снарядах (чучелах и мишенях).

Вторая часть урока, решая задачи подготовки к спортивному бою, с самого начала предусматривает осмысленные действия, которые обусловливаются положениями и действиями противг ника (партнера).

Одновременные упражнения всех учеников в парах являются главной организационно-методической формой проведения ос­новной части урока. Такие упражнения позволяют быстрее до­биваться успехов в обучении. Они активизируют участие зани­мающихся в освоении приемов, открывают большие возможности к проявлению личной инициативы. Здесь же легче осу­ществляется индивидуализация средств и методов, увеличива­ется плотность урока и предоставляются лучшие условия для охвата значительного количества фехтовальщиков.

Рекомендуется менять партнеров при выполнении парных упражнений и ведении учебных и соревновательных боев. Это содействует развитию наблюдательности, способности к крити­ческой оценке своих действий и партнеров и, что особенно важ­но, ускоряет развитие «тактического мышления».

Главной педагогической задачей второй части урока с мо­лодыми фехтовальщиками является образование правильных и прочных основных спортивно-технических навыков и умений. Это достигается путем многократных повторений приемов и основных действий в элементарной тактической обстановке. По мере их закрепления все большее место начинают занимать упражнения, имеющие тактическую направленность, увеличи­вается количество упражнений соревновательного характера («контры», учебные бои, учебные соревнования и пр.).

Преподаватель должен настойчиво бороться за овладение занимающимися совершенной техникой, своевременно преду­преждать появление ошибок, а в случае их возникновения на­ходить причину и добиваться устранения. Несмотря на груп­повую форму организации занятий, при проведении основной части всегда нужен индивидуальный подход, учитывающий осо­бенности каждого фехтовальщика. В соответствии с этим до­зируются упражнения, увеличиваются или уменьшаются требо­вания, предоставляется большая или меньшая самостоятель­ность при выполнении упражнений отдельными учениками.

При проведении занятий необходимо руководствоваться принципом постепенного повышения нагрузки как в целой цепи занятий, так и в каждом отдельном уроке. Начиная со спокой­ных упражнений технического характера, интенсивность посте­пенно возрастает, включаются задания на выполнение приемов s соревновательном темпе, увеличивается количество боев, подг нимается уровень эмоционального напряжения, который в кон­це основной части в ряде случаев достигает высшей точки.

Соревновательные упражнения связаны со значительным возбуждением нервной системы и часто не позволяют фехто­вальщику правильно определить степень своего утомления. Большая эмоциональность боев создает такое возбуждение, ко­торое часто ложно принимается за хорошее состояние, несмот­ря на необходимость отдыха. Результаты этого обычно сказы­ваются только после длительного времени (через несколько часов или на другой день), когда фехтовальщик начинает «без видимых причин» ощущать вялость и апатию.

Особенностью фехтования является то, что занимающиеся сравнительно быстро восстанавливают энергетические затраты, в то время как расходы нервной энергии восполняются значи­тельно медленнее. Возникает необходимость дозировки и стро­гого контроля над упражнениями соревновательного характера. Высокая степень возбужденности, появляющаяся во второй половине основной части урока, должна снизиться путем по­степенного уменьшения нагрузки и снижения нервного напря­жения. Для этого рекомендуется переходить снова к упражне­ниям в выполнении точных и небыстрых движений (повторение основных приемов, бои в замедленном темпе и пр.). Задача постепенного снижения нервного возбуждения и приведения организма в относительно опокойное состояние решается глав­ным образом в третьей, заключительной, части урока, но сни­жение нагрузки начинается еще в конце основной части.

Третья часть урока — заключительная. Для того чтобы снизить возбужденность, в третьей части весьма полезно выполнять упражнения, которые по своему характеру отлича­ются от фехтования: упражнения в ходьбе и беге, со скакалкой, упражнения, связанные со спокойными ритмическими движе­ниями. Рекомендуются также: упражнения для развития силы — с набивными мячами, на гимнастических снарядах; игры, не связанные с большими напряжениями. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим гибкость, способ­ность к раскрепощению мышц. Не рекомендуются упражнения, которые связаны с большими статическими напряжениями.

Перегруженность мышц ног и вооруженной руки по сравне­нию с другими мышцами в фехтовании обусловливает особое внимание преподавателя к периодическому отдыху во время урока. Преподаватель должен внимательно следить за прояв­лениями утомления у занимающихся и не доводить их до уста­лости (особенно при занятиях с детьми). С этой целью упраж­нения должны перемежаться с отдыхом. После длительных уп­ражнений рекомендуется занимающихся сажать на скамейку, где они и выслушивают замечания, указания и пояснения пре­подавателя. После интенсивных упражнений можно отдыхать в легких прогуливаниях с последующим сидением. При озна­комлении с новым материалом или при длительных пояснениях и демонстрациях группу также следует сажать. Хорошие усло­вия отдыха при сидении позволяют в конечном счете увеличить и уплотнить рабочее время урока. Борьба с переутомлением от­дельных групп мышц осуществляется и в чередовании упражнений разного характера, и в частности действий нападения с действиями обороны.

В процессе (проведения уроков по фехтованию занимающи­еся должны также получать основные сведения по общим и частным вопросам анатомии, физиологии, гигиены, истории и теории фехтования, методики обучения и тренировки и другие. Эти сведения сообщаются в кратких беседах и пояснениях, а также в специальных беседах, организуемых вне сетки за­нятий. Ниже приводится урок учебно-тренировочного типа, как наиболее распространенный (основной) в занятиях фехтова­нием.