Глава I. Виды и особенности юридического этикета
Введение
Этикет (от франц. etiquette) – установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий,
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.
2. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
— обостренная совесть, сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
— умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро — главная категория этики). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
4. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.
Глава I. Виды и особенности юридического этикета
Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.
I. Повседневное служебное общение:
1. Беседы, встречи, переговоры.
2. Прием посетителей.
3. Совещания, собрания, заседания, конференции.
4. Посещение организаций, учреждений.
5. Посещение граждан по месту жительства.
6. Дежурство, патрулирование, охрана.
II. Специфические формы служебного общения:
1 Общение в служебном коллективе:
· субординированные формы общения;
· общение между коллегами.
2. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.
3. Деловые контакты с иностранными гражданами
III. Экстремальные формы служебного общения:
1. Общение в условиях конфликтной ситуации.
2. Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных
демаршей.
3. Общение с задержанными во время обыска.
4. Общение со спецконтингентом.
IV. Невербальные и неспецифические формы общения:
1. Публичные контакты с журналистами, интервью.
2. Выступления по радио, телевидению, в печати.
3. Телефон, телетайп, радиосвязь.
4. Деловая переписка, резолюции.
Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться. Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.