ТАКТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ
Значение отступления
Разновидности защит
Все защиты (парады), независимо от того, преднамеренные; они или нет, разделяются по моменту их применения и задаче на конкретные, обобщающие (или безотносительные), условные («взятие клинка»), ложные и защиты второго намерения. Содержание и боевой смысл конкретных защит, обобщающих и условных, достаточно раскрыты в четвертой главе при описании ра-пирных защит.
Ложная защита, подобно условной, не является действительной защитой. Применяется она в сочетании с таким глубоким отходом, который делает защитное движение ненужным как защиту. Тем не менее она находит широкое применение: во-первых, как выгодное исходное положение для атаки (ответной), и, во-вторых, ,как маскировка истинных оборонных намерений, т. е. как подготовка контратаки и истинной защиты.
Защита второго намерения по форме похожа на ложную защиту, отличаясь от нее лишь меньшей глубиной отхода, что делает ее нередко действительным актом защиты. По замыслу она является вызовом сдвоенного укола-удара с тем, чтобы, отпарировав его повторной истинной защитой, нанести ответ.
Пассивные оборонные действия обычно свидетельствуют о недостаточном самообладании фехтовальщика. Защита без ответа (пассивная оборона) — непростительное неумение использовать выгодный момент, а глубокое отступление с разрывом боевой дистанции — потеря поля боя, т. е. маневренных возможностей. Применение пассивных оборонных действий допустимо лишь в качестве тактической подготовки успешности последующих боевых действий, а также в качестве одного из приемов разведки противника.
Задачи отступления могут быть самые различные. Основной задачей отступления, сочетаемого с действиями оружием, является в широком смысле этих слов выигрыш времени. Беря защиту или нанося удар (укол) в темп в отходе, фехтовальщик удлиняет время выполнения противником удара (укола), что содействует успешности действий оружием отступающего. Большое значение имеет отступление при внезапно начавшейся атаке противника. Здесь оно опять-таки дает добавочное время на то, чтобы атакованный имел возможность «собраться» и действовать наилучшим образом. Умелое отступление может искажать движения противника, «растягивать» их. Так, начиная отход в самом начале рубочного движения противника и тем более в повторных попытках его, можно вызвать в движениях противника искажение техники, «затянутость», что является лучшим условием для нанесения ему удара в темп. Кроме того, быстрое и глубокое отступление позволяет делать очень эффективные вызовы в процессе отхода.
Глубокое отступление с выходом из дистанции боя, если оно не стало единственным средством обороны, не является предосудительным приемом. Оно может оправдывать себя как создание момента для наблюдения за атакой противника, как провоцирование противника на следующую растянутую атаку, как повержение противника в неверие в свои атакующие возможности и, наконец, как способ избежать получения ударов (уколов) в неожиданных, непонятных и поэтому опасных атаках противника.
Тактическое творчество фехтовальщика всегда с большой полнотой отражает личность спортсмена, его характер, морально-волевую сторону человека и особенности его кортикальных процессов возбуждения и торможения (темперамент). Поэтому тактика фехтовальщика глубоко индивидуальна, хотя она в то же время в большой степени отражает особенности и направление тактической выучки. Ясно выражаемое проявление индивидуальности в тактике ведения боя позволяет говорить о тактических обликах фехтовальщиков, о тактических типах.
Определение тактических типов фехтовальщиков-бойцов имеет большое значение в умении фехтовальщика создавать верное представление о противнике и на основании этого представления составлять наиболее соответствующий особенностям противника план боя.