Расширение рынка сбыта товаров

 

Расширение рынка сбыта товаров является одним из трех главных факторов роста прибыли организации, о чем свидетельствует следующая формула:

 

 

где Пб — балансовая прибыль организации;

i = 1, 2 ... n — количество наименований выпускаемых организацией товаров;

Цi — отпускная цена i-го товара;

Сi — себестоимость i-гo товара;

Ni — программа выпуска i-гo товара за анализируемый период;

Н — НДС и налог с продаж по организации в целом за тот же период.

 

Каков механизм влияния трех факторов на прибыль?

С повышением качества товара и качеством сервиса, а также со снижением затрат s сфере его потребления повышается цена. Эффект от реализации мероприятий по повышению качества товара, прямо влияющий на степень удовлетворения потребностей потребителя и его затраты по эксплуатации товара, должен делиться примерно в равных долях между производителем и потребителем, иначе кто-то из них будет мало заинтересован. Это деление осуществляется через цену.

Например, на разработку и реализацию мероприятий по повышению качества товара и качества его сервиса производитель затратил 3,5 млн. у.е. Мероприятие будет действовать в течение трех лет. Годовая программа выпуска товара — 80 тыс. шт. Цена единицы старого товара — 120 у.е., нового — 150 у.е. Экономия потребителя за счет использования более качественного товара составляет 12 млн. у.е. /шт. Тогда экономический эффект от внедрения мероприятий по повышению качества товара между производителем и потребителем без учета фактора времени, распределится следующим образом:

 

дополнительные затраты потребителя:

 

80000 х 3 х (150 — 120) х 10-6 = 7,2 млн. у.е.;

 

экономический эффект, получаемый потребителем:

 

экономия минус затраты =12 — 7,2 = 4,8 млн. у.е.;

 

производитель получит экономический эффект (прибыль) в размере:

 

7,2 — 3,5 = 3,7 млн. у.е.

 

Таким образом, экономический эффект от разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара между производителем и потребителем распределится в пропорции: 56% — потребителю и 44% — производителю. Учитывая, что производитель при расчете цены и эффекта, как правило, завышает свои затраты, ориентируясь на неопределенность ситуации и трудности в освоении новшества, распределение эффекта будем считать справедливым.

При расширении рынка сбыта товара пропорционально повышается прибыль организации. Поэтому для решения этой проблемы необходимо решать предыдущие проблемы (см. пп. 5.6.1—5.6.4) методами стратегического маркетинга (см. рис. 5.5) и реализовывать эти разработки на последующих стадиях жизненного цикла товаров.