БОЕВАЯ СТОЙКА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ

 

Стойка «смирно» и положение «вольно» с саб­лей выполняются так же, как и с рапирой. Исходное поло­жение с саблей отличается от рапирного лишь повернутостью вооруженной руки ладонью вниз. Приветствие с саблей по общему рисунку движений аналогично рапирному, различия имеются лишь в конечных положениях. При выполнении про­стого и сложного приветствий следует, приветствуя судей справа, саблю держать горизонтально, лезвием вправо (пронация), при­ветствуя судей слева, саблю держать горизонтально, лезвием влево (супинация), и приветствуя противника,— горизонтально, снова лезвием вправо.

 

 

Боевая стойка (рис. 110) саблиста отличается от боевой стой­ки при фехтовании рапирой вследствие двух причин: во-первых, потому, что противник может применять рубочные удары, и, во-вторых, потому, что противник во время боя находится дальше. Эти обстоятельства привели к тому, что в типовой сабельной боевой стойке аналогичным боевой стойке рапириста остается только положение туловища. Ноги саблиста расставлены уже — расстояние между стопами равно примерно длине и ширине стопы фехтующего, сложенным вместе. Ноги согнуты немного — в такой степени, что таз оказывается значительно выше коленей, правое колено над подъемом правой стопы, а левое над носком левой.

Вооруженная рука при фехтовании на саблях больше согну­та, нежели у рапириста, и держится несколько ниже и ближе к своему телу — локоть от бока на расстоянии разведенных боль­шого и указательного пальцев. Острие на уровне глаз и против середины лица. Лезвие обращено вниз и слегка вправо. Левая рука согнута в локте и опирается тыльной стороной пальцев а левый бок.

Необходимо отметить, что расстановка ног и степень их со-гнутости в боевой стойке для одного и того же фехтовальщика величины не постоянные, так как они зависят от дистанции в бою: чем ближе держатся противники, тем шире и глубже должны быть их боевые стойки, и наоборот.

 

 

Описанная выше боевая стойка является выражением фехто­вальной классики и может быть рекомендована как типовая для изучающих фехтование. Однако в среде опытных саблистов существуют два варианта боевых стоек, которые имеют такое ши­рокое распространение у мастеров, что о них нельзя не упомя­нуть. Оба варианта представляют собой поправку на особенно­сти современного стиля сабельного фехтования. Являясь поправкой, эти варианты в то же время и обусловливают современный стиль фехтования на саблях. Большое расстояние между фехтующими делает очень затруднительным доставание противника при по­мощи одного только выпада. Поэтому многим саблистам не хо­чется жертвовать легкостью, быстротой и длиной передвижений ради создания положения, способствующего быстроте стартового начального движения в выпаде (что имеет большую ценность в фехтовании на рапирах). Установка на легкую маневренность и доставание противника при помощи предварительного сближе­ния с последующим выпадом или при помощи броска приводит некоторых саблистов к несколько, как говорят фехтовальщики, «боксифицированной» боевой стойке (рис. 111,слева). Выра­жается это в следующем: центр тяжести явственно перемещен к впереди стоящей ноге. Сзади стоящая нога опирается на основания пальцев и носком стопы обращена вперед-влево, вследствие чего колено этой ноги обращено несколько вниз. Ту­ловище наклонено вперед и обращено к противнику грудью, лишь слегка повернутой влево. Такие стойки встречаются у саб­листов всех национальностей, но наиболее часто такая стойка, встречается у польских спортсменов (чемпион мира 1957 г., Е. Павловский, призер первенства мира 1955 г. К. Заблоцкий).

Второй вариант боевой стойки обусловлен теми же причина­ми, но выражен иначе (рис. 111, справа). Он отличается от ти­повой боевой стойки отодвинутостью таза фехтовальщика назад, вследствие чего центр тяжести явно смещен к левой стопе. Туловище обращено грудью вперед и лишь слегка влево. Малая нагруженность правой ноги не утомляет ее мышц и позволяет фехтовальщику в этой стойке без особых усилий выносить пра­вую ногу вперед в шаге вперед и стремительно и длинно выпол­нять атаки броском. Почти фронтальное положение туловища позволяет правой руке более свободно перемещаться назад, ми­нуя локтем свой правый бок. Недостатком такой боевой стойки является почти вертикальное положение левой ноги, не дающее возможности в начале выпада полноценно использовать в толчке ее разгибание.

Этот вариант находит также применение в спортивной прак­тике советских и зарубежных, особенно венгерских, мастеров са­бельного фехтования. Очень ярко он выражен у многократного чемпиона мира венгра П. Ковача. В зависимости от тактических соображений типовая боевая стойка саблиста во время фехто­вального боя может изменяться теми же способами, как и у ра­пиристов (изменением положения оружия, сокращением боевой стойки, изменением положения туловища).

 

 

Говоря о боевых позициях саблистов, нельзя не отметить особого положения, в котором иные из них проводят большую часть времени боя и которое как бы выходит за рамки специаль­ной фехтовальной техники. В этом положении рука с оружием свободно опущена вниз (рис. 112). Клинок, не касаясь пола, на­правлен острием вперед-вниз и лезвием обращен вправо-вниз. Эта позиция похожа на положение отдыха и вызова в одно и то же время. Возникнуть она могла только в фехтовании на саб­лях вследствие большой отдаленности фехтующих одного от другого и невыгодности выставления оружия вперед. Положи­тельными моментами такой позиции являются: поддержание мышц вооруженной руки в состоянии постоянной свежести, ли­шение противника возможности с неглубоким продвижением вперед атаковать руку и совершать атаки с действием на оружие и удобство выполнения ударов по руке противника снизу и сна­ружи. Минусом такой позиции является необходимость держать при ней все время дальнюю дистанцию. Специально обучать этой позиции нет нужды, тем более, что она не должна быть постоян­ной во время боев.