БОЕВАЯ СТОЙКА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ
Стойка «смирно» и положение «вольно» с саблей выполняются так же, как и с рапирой. Исходное положение с саблей отличается от рапирного лишь повернутостью вооруженной руки ладонью вниз. Приветствие с саблей по общему рисунку движений аналогично рапирному, различия имеются лишь в конечных положениях. При выполнении простого и сложного приветствий следует, приветствуя судей справа, саблю держать горизонтально, лезвием вправо (пронация), приветствуя судей слева, саблю держать горизонтально, лезвием влево (супинация), и приветствуя противника,— горизонтально, снова лезвием вправо.
Боевая стойка (рис. 110) саблиста отличается от боевой стойки при фехтовании рапирой вследствие двух причин: во-первых, потому, что противник может применять рубочные удары, и, во-вторых, потому, что противник во время боя находится дальше. Эти обстоятельства привели к тому, что в типовой сабельной боевой стойке аналогичным боевой стойке рапириста остается только положение туловища. Ноги саблиста расставлены уже — расстояние между стопами равно примерно длине и ширине стопы фехтующего, сложенным вместе. Ноги согнуты немного — в такой степени, что таз оказывается значительно выше коленей, правое колено над подъемом правой стопы, а левое над носком левой.
Вооруженная рука при фехтовании на саблях больше согнута, нежели у рапириста, и держится несколько ниже и ближе к своему телу — локоть от бока на расстоянии разведенных большого и указательного пальцев. Острие на уровне глаз и против середины лица. Лезвие обращено вниз и слегка вправо. Левая рука согнута в локте и опирается тыльной стороной пальцев а левый бок.
Необходимо отметить, что расстановка ног и степень их со-гнутости в боевой стойке для одного и того же фехтовальщика величины не постоянные, так как они зависят от дистанции в бою: чем ближе держатся противники, тем шире и глубже должны быть их боевые стойки, и наоборот.
Описанная выше боевая стойка является выражением фехтовальной классики и может быть рекомендована как типовая для изучающих фехтование. Однако в среде опытных саблистов существуют два варианта боевых стоек, которые имеют такое широкое распространение у мастеров, что о них нельзя не упомянуть. Оба варианта представляют собой поправку на особенности современного стиля сабельного фехтования. Являясь поправкой, эти варианты в то же время и обусловливают современный стиль фехтования на саблях. Большое расстояние между фехтующими делает очень затруднительным доставание противника при помощи одного только выпада. Поэтому многим саблистам не хочется жертвовать легкостью, быстротой и длиной передвижений ради создания положения, способствующего быстроте стартового начального движения в выпаде (что имеет большую ценность в фехтовании на рапирах). Установка на легкую маневренность и доставание противника при помощи предварительного сближения с последующим выпадом или при помощи броска приводит некоторых саблистов к несколько, как говорят фехтовальщики, «боксифицированной» боевой стойке (рис. 111,слева). Выражается это в следующем: центр тяжести явственно перемещен к впереди стоящей ноге. Сзади стоящая нога опирается на основания пальцев и носком стопы обращена вперед-влево, вследствие чего колено этой ноги обращено несколько вниз. Туловище наклонено вперед и обращено к противнику грудью, лишь слегка повернутой влево. Такие стойки встречаются у саблистов всех национальностей, но наиболее часто такая стойка, встречается у польских спортсменов (чемпион мира 1957 г., Е. Павловский, призер первенства мира 1955 г. К. Заблоцкий).
Второй вариант боевой стойки обусловлен теми же причинами, но выражен иначе (рис. 111, справа). Он отличается от типовой боевой стойки отодвинутостью таза фехтовальщика назад, вследствие чего центр тяжести явно смещен к левой стопе. Туловище обращено грудью вперед и лишь слегка влево. Малая нагруженность правой ноги не утомляет ее мышц и позволяет фехтовальщику в этой стойке без особых усилий выносить правую ногу вперед в шаге вперед и стремительно и длинно выполнять атаки броском. Почти фронтальное положение туловища позволяет правой руке более свободно перемещаться назад, минуя локтем свой правый бок. Недостатком такой боевой стойки является почти вертикальное положение левой ноги, не дающее возможности в начале выпада полноценно использовать в толчке ее разгибание.
Этот вариант находит также применение в спортивной практике советских и зарубежных, особенно венгерских, мастеров сабельного фехтования. Очень ярко он выражен у многократного чемпиона мира венгра П. Ковача. В зависимости от тактических соображений типовая боевая стойка саблиста во время фехтовального боя может изменяться теми же способами, как и у рапиристов (изменением положения оружия, сокращением боевой стойки, изменением положения туловища).
Говоря о боевых позициях саблистов, нельзя не отметить особого положения, в котором иные из них проводят большую часть времени боя и которое как бы выходит за рамки специальной фехтовальной техники. В этом положении рука с оружием свободно опущена вниз (рис. 112). Клинок, не касаясь пола, направлен острием вперед-вниз и лезвием обращен вправо-вниз. Эта позиция похожа на положение отдыха и вызова в одно и то же время. Возникнуть она могла только в фехтовании на саблях вследствие большой отдаленности фехтующих одного от другого и невыгодности выставления оружия вперед. Положительными моментами такой позиции являются: поддержание мышц вооруженной руки в состоянии постоянной свежести, лишение противника возможности с неглубоким продвижением вперед атаковать руку и совершать атаки с действием на оружие и удобство выполнения ударов по руке противника снизу и снаружи. Минусом такой позиции является необходимость держать при ней все время дальнюю дистанцию. Специально обучать этой позиции нет нужды, тем более, что она не должна быть постоянной во время боев.