ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ
ДЕРЖАНИЕ РАПИРЫ
Держание рапиры с простой рукояткой см. на рис. 57. Большой палец находится на широкой, выпуклой стороне рукоятки, касаясь ее всей длиной первой фаланги и не доходя до гарды примерно на 1 см. Слегка согнутый указательный палец противостоит большому сгибом между первой и второй фалангами на таком же расстоянии от гарды, но с выдвинутой вперед до касания гарды первой фалангой и подхватывает рукоятку снизу отчасти сбоку. Остальные три согнутые пальца лежат на рукоятке, мягко прижимая ее к впадине ладони между мышечными буграми большого пальца и мизинца так, что гайка слегка, касается предплечья сверху. Средний и безымянный пальцы при этом первыми и вторыми фалангами обхватывают рукоятку снизу и снаружи, а мизинец только снаружи, касаясь ее лишь первой фалангой.
Ошибки при держании рапиры с простой рукояткой: 1) чрезмерное напряжение мышц пальцев и кисти; 2) вытягивание указательного пальца вдоль боковой стороны рукоятки; 3) держание рукоятки только четырьмя пальцами, без участия мизинца; 4) держание рукоятки слишком близко к гайке, т. е. за ее конец.
Держание рапиры с перекладиной (рис. 58) обусловливается конструкцией рукоятки. Большой палец всей длиной первой фаланги соприкасается с утолщенной частью стержня клинка или муфтой. Ему противостоят: указательный палец, обнимающий металлическую часть рукоятки первой и второй фалангами, и средний палец, который лежит на ребре рукоятки второй фалангой, обхватывает поперечник и, упираясь на его середину первой фалангой, прижимает рукоятку к середине ладони и мышечному бугру большого пальца. Таким образом, поперечник проходит с одной стороны между большим и'указательным пальцами, с другой— между средним и безымянным; два пальца—мизинец и безымянный лежат на деревянной части рукоятки, так же слегка прижимая ее к ладонной впадине.
Держание рапиры с рукояткой «пистолет» отличается от держания рапиры с простой рукояткой всего лишь одной деталью: безымянный палец и мизинец обхватывают не корпус рукоятки, а нижний выступ ее (рис. 59).
Фехтуя, следует держать рукоятку рапиры, какого бы устройства она ни была, без излишнего напряжения, т. е. не сильно сжимая ее пальцами. Ненапряженное держание позволяет: во-первых, сохранять постоянно необходимую «свежесть» мышц руки, а во-вторых, более тонко ощущать движения своего оружия и в моменты соприкосновения клинков — оружия противника. Только в моменты действия оружием следует мгновенно сжимать рукоятку более сильно, акцентируя нажим на нее в зависимости от желаемого направления движения клинка то большим пальцем, то указательным, то тремя остальными, а то и всеми одновременно. Эта жизнь пальцев, то сжимающих рукоятку, то почти совсем ослабляющих давление на нее, сочетаемая с движениями в других суставах руки, и главным образом в лучезапястном, придает движениям клинка тонкость, четкость и законченность.
При описании боевых приемов, действий и техники их выполнения для простоты и удобства изложения имеется в виду фехтовальщик, держащий рапиру (саблю, шпагу) в правой руке. Левше при чтении следует соответственно заменять все правое левым и левое правым.
Стойка «Смирно» фехтовальщика (рис. 60) применяется при построениях для занятий, парадов, показательных выступлений и соответствует положению «Смирно» в строю. Рапира находится в опущенной левой руке рукояткой вперед, клинок подхватывается перед гардой четырьмя пальцами снизу и придерживается большим пальцем сверху. Оружие занимает наклонное положение, острие клинка обращено назад и не поднимается выше коленей.
Положение «Вольно» принимается из строевой стойки по команде «Вольно!». Не сходя с места, фехтовальщик расслабляет мышцы ног, шеи, туловища и чуть-чуть сгибает в колене правую или левую ногу.
Исходное положение (рис. 61) принимается также из строевой стойки и предшествует боевой стойке. Если партнеры стоят лицом друг к другу, то для принятия исходного положения им следует поставить правую стопу носком вперед к партнеру, а левую перпендикулярно к ней, сомкнув при этом пятки. Лицо должно быть обращено к партнеру, туловище — вполоборота к нему. Обе руки симметрично полуприподняты вверх в разные стороны: правая вперед, левая назад, вытянуты и супинированы, кисти обеих рук развернуты ладонями влево-вверх. В групповых занятиях исходное положение принимается по команде «В исходное положение — становись!», сначала выполняется полповорота налево (голова не поворачивается) и одновременно правая рука ложится на рукоятку рапиры, затем правая нога, отделившаяся при повороте, приставляется к левой под прямым углом, правая рука выносит оружие вперед-вниз, а левая рука отводится назад — вниз. В начале обучения исходное положение выполняется по разделениям, а в дальнейшем — слитно. Возвращение в строевую стойку осуществляется в обратной последовательности: .полповорота направо с одновременным перемещением рапиры в левую руку и приставлением левой ноги к правой с опусканием правой руки.
Приветствие (салют)делается противнику, судьям и зрителям. Приветствие выполняется из исходного положения. Первоначально прямая вооруженная рука поднимается до уровня плеча и останавливается параллельно полу (рис. 62, а). Затем она сгибается в локтевом суставе, поднося гарду к подбородку с поворотом кисти ладонью к лицу (рис. 62,6). Рапира и предплечье — в вертикальной плоскости. Далее рука выпрямляется, вынося рапиру в сторону старшего судьи на уровне плеча (рис. 62, в). При этом голова также поворачивается лицом к старшему и угловым судьям, стоящим по ту же сторону дорожки. После салюта им рапира снова поднимается до вертикального положения гардой к подбородку, и приветствие повторяется в другую сторону стоящим там судьям и зрителям. Последним такимже способом приветствуется противник, после чего вооруженная рука возвращается в исходное положение. Приветствие перед боем выполняется по выходе бойцов на поле боя.