ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ

ДЕРЖАНИЕ РАПИРЫ

 

Держание рапиры с простой рукояткой см. на рис. 57. Боль­шой палец находится на широкой, выпуклой стороне рукоятки, касаясь ее всей длиной первой фаланги и не доходя до гарды примерно на 1 см. Слегка согнутый указательный палец про­тивостоит большому сгибом между первой и второй фалангами на таком же расстоянии от гарды, но с выдвинутой вперед до касания гарды первой фалангой и подхватывает рукоятку снизу отчасти сбоку. Остальные три согнутые пальца лежат на ру­коятке, мягко прижимая ее к впадине ладони между мышечны­ми буграми большого пальца и мизинца так, что гайка слегка, касается предплечья сверху. Средний и безымянный пальцы при этом первыми и вторыми фалангами обхватывают рукоят­ку снизу и снаружи, а мизинец только снаружи, касаясь ее лишь первой фалангой.

Ошибки при держании рапиры с простой рукояткой: 1) чрез­мерное напряжение мышц пальцев и кисти; 2) вытягивание ука­зательного пальца вдоль боковой стороны рукоятки; 3) держа­ние рукоятки только четырьмя пальцами, без участия мизинца; 4) держание рукоятки слишком близко к гайке, т. е. за ее конец.

 

 

Держание рапиры с перекладиной (рис. 58) обусловливается конструкцией рукоятки. Большой палец всей длиной первой фа­ланги соприкасается с утолщенной частью стержня клинка или муфтой. Ему противостоят: указательный палец, обнимающий ме­таллическую часть рукоятки первой и второй фалангами, и сред­ний палец, который лежит на ребре рукоятки второй фалангой, обхватывает поперечник и, упираясь на его середину первой фа­лангой, прижимает рукоятку к середине ладони и мышечному бугру большого пальца. Таким образом, поперечник проходит с одной стороны между большим и'указательным пальцами, с дру­гой— между средним и безымянным; два пальца—мизинец и безымянный лежат на деревянной части рукоятки, так же слегка прижимая ее к ладонной впадине.

Держание рапиры с рукояткой «пистолет» отличается от дер­жания рапиры с простой рукояткой всего лишь одной деталью: безымянный палец и мизинец обхватывают не корпус рукоятки, а нижний выступ ее (рис. 59).

Фехтуя, следует держать рукоятку рапиры, какого бы устрой­ства она ни была, без излишнего напряжения, т. е. не сильно сжимая ее пальцами. Ненапряженное держание позволяет: во-первых, со­хранять постоянно необходимую «све­жесть» мышц руки, а во-вторых, более тонко ощущать движения своего ору­жия и в моменты соприкосновения клинков — оружия противника. Только в моменты действия оружием следует мгновенно сжимать рукоятку более сильно, акцентируя нажим на нее в зависимости от желаемого направле­ния движения клинка то большим пальцем, то указательным, то тремя остальными, а то и всеми одновременно. Эта жизнь пальцев, то сжимающих рукоятку, то почти совсем ослабляю­щих давление на нее, сочетаемая с движениями в других суста­вах руки, и главным образом в лучезапястном, придает дви­жениям клинка тонкость, четкость и законченность.

 

 

При описании боевых приемов, действий и техники их выполнения для простоты и удобства изложения имеется в виду фехтовальщик, держа­щий рапиру (саблю, шпагу) в правой руке. Левше при чтении следует соответственно заменять все правое левым и левое правым.

Стойка «Смирно» фехтовальщика (рис. 60) применяется при построениях для занятий, парадов, показательных выступлений и соответствует положению «Смирно» в строю. Рапира находится в опущенной левой руке рукояткой вперед, клинок подхватывает­ся перед гардой четырьмя пальцами снизу и придерживается большим пальцем сверху. Оружие занимает наклонное положе­ние, острие клинка обращено назад и не поднимается выше коле­ней.

Положение «Вольно» принимается из строевой стойки по команде «Вольно!». Не сходя с места, фехтовальщик расслабляет мышцы ног, шеи, туловища и чуть-чуть сгибает в колене правую или левую ногу.

Исходное положение (рис. 61) принимается также из стро­евой стойки и предшествует боевой стойке. Если партнеры стоят лицом друг к другу, то для принятия исходного положения им следует поставить правую стопу носком вперед к партнеру, а ле­вую перпендикулярно к ней, сомкнув при этом пятки. Лицо должно быть обращено к партнеру, туловище — вполоборота к нему. Обе руки симметрично полуприподняты вверх в разные стороны: правая вперед, левая назад, вытянуты и супинированы, кисти обеих рук развернуты ладонями влево-вверх. В групповых занятиях исходное положение принимается по команде «В исход­ное положение — становись!», сначала выполняется полповорота налево (голова не поворачивается) и одновременно правая рука ложится на рукоятку рапиры, затем правая нога, отделившаяся при повороте, приставляется к левой под прямым углом, правая рука выносит оружие вперед-вниз, а левая рука отводится на­зад — вниз. В начале обучения исходное положение выполняет­ся по разделениям, а в дальнейшем — слитно. Возвращение в строевую стойку осуществляется в обратной последовательно­сти: .полповорота направо с одновременным перемещением ра­пиры в левую руку и приставлением левой ноги к правой с опусканием правой руки.

 

 

Приветствие (салют)делается противнику, судьям и зри­телям. Приветствие выполняется из исходного положения. Пер­воначально прямая вооруженная рука поднимается до уровня плеча и останавливается параллельно полу (рис. 62, а). Затем она сгибается в локтевом суставе, поднося гарду к подбородку с поворотом кисти ладонью к лицу (рис. 62,6). Рапира и пред­плечье — в вертикальной плоскости. Далее рука выпрямляется, вынося рапиру в сторону старшего судьи на уровне плеча (рис. 62, в). При этом голова также поворачивается лицом к стар­шему и угловым судьям, стоящим по ту же сторону дорожки. После салюта им рапира снова поднимается до вертикального по­ложения гардой к подбородку, и приветствие повторяется в дру­гую сторону стоящим там судьям и зрителям. Последним такимже способом приветствуется противник, после чего вооруженная рука возвращается в исходное положение. Приветствие перед боем выполняется по выходе бойцов на поле боя.