ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ РАПИРА

Глава IV. ФЕХТОВАНИЕ НА РАПИРАХ

КЛАССИФИКАЦИЯ ФЕХТОВАНИЯ, ФЕХТОВАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ И ПРИЕМОВ

 

В Советском Союзе культивируются следующие виды спор­тивного фехтования: 1) классическое международное фехтование, 2) отечественное и 3) национальное (схема 1).

Классическое фехтование, подчиненное правилам, разрабо­танным Международной федерацией фехтования (ФИЭ), вы­борным органом, руководящим всей международной фехтоваль­ной спортивной жизнью, содержит в себе четыре вида фехтова­ния: на рапирах, саблях и шпагах среди мужчин и только на рапирах среди женщин.

Особое место в международном спортивном фехтовании за­нимает фехтование на шпагах, входящее в современное пяти­борье.

Правило, согласно которому бой в пятиборье ведется всего на один укол и благодаря этому с большим количеством против­ников, налагает на это фехтование особый отпечаток как в технике, так и особенно в тактике ведения боя и позволяет его считать разновидностью спортивного классического фехтования.

 

 

Отечественным видом фехтования в СССР является фехтова­ние на штыках. Это фехтование нельзя считать международным спортом, так как оно не входит в программу соревнований по фехтованию на первенство мира, а стало быть, и в программу олимпийских игр. Фехтование на карабинах с эластичным шты­ком имеет утвержденные Союзом спортивных обществ и органи­заций СССР правила, согласно которым ежегодно проводятся соревнования на первенство Советского Союза. Национальные виды фехтования, как-то: хевсурское и нанайское не являются спортом в строгом смысле этого слова. Это скорее спортивные развлечения, приурочиваемые к каким-либо национальным празднествам. Здесь уже не имеется писаных правил. Все со­вершается по передаваемым устно из поколения в поколение традициям.

Кроме спортивных видов фехтования, имеется и не спортивное фехтование. К нему относятся показательное фехтование и сце­ническое. Показательным называется всякое фехтование, в ко­тором фехтующие имеют ведущей задачей показать самый про­цесс фехтования, стараясь доставить этим интересное и красивое зрелище зрителям. Показательное фехтование находит место в спортивных праздничных показательных выступлениях, где оно может совершенно утратить характер единоборства и принимать гимнастизированные формы, как, например, в групповых вы­ступлениях с фехтовальным оружием на парадах в честь Первого мая и Дня физкультурника на Красной площади в Москве, на стадионах и т. д.

Сценическое фехтование, или, как его иногда называют, ис­торическое, имеет своей целью изобразить на сцене фехтование соответственно сюжету пьесы и исторической обстановке изобра­жаемых событий.

* * *

Движения фехтовальщика во время спортивного боя являют­ся выражением целенаправленной деятельности, подчиненной задаче победить противника и необходимости при этом оставать­ся в рамках правил ведения боя.

Деятельность фехтующего внешне состоит в основном из раз­личных специализированных движений и фиксирования тоже спе­циализированных различных положений. Эти фехтовальные дви­жения и положения, как-то: боевая стойка, шаг вперед, удар по голове и т. д., имеющие свою определенную установленную тех­нику, взятые обобщенно, т. е. в отвлечении от конкретного так­тического мотива их применения, называются фехтовальными приемами. Кроме приемов, движения фехтующего могут вклю­чать в себя и не специализированные движения, например, вы­прямление ног, опускание руки, хлестки оружием по оружию противника и т. д. Всякие движения фехтующего, специализиро­ванные или неспециализированные, применяемые, как единое смысловое целое, с задачей нанести в итоге удар-укол противнику, называются фехтовальным действием. Следовательно, один и тот же прием, в зависимости от замысла фехтующего, может стать воплощением совершенно различных действий: так, шаг вперед может выполняться с целями подготовки дистанции для своей атаки, лишения противника пространства в тылу, вызова контратаки, вытеснения противника за границы поля боя и т. д.

Действия и противодействия фехтующих могут составлять ряд непрерывно следующих одно за другим взаимодействий, не пресекаемых судьей, называемый фехтовальной фразой или схват­кой. Фразы бывают односложными, содержащими в себе только действие и противодействие и развитыми, в которых взаимодей­ствия не заканчиваются на противодействии, а развиваются далее, примеры: односложная фраза — один атакует, другой, защитившись, наносит ответный укол-удар. Развитая фраза — один атакует, другой, защитившись, пытается нанести укол-удар в ответе, атаковавший парирует попытку ответить и наносит укол-удар в контрответе.

Фразы могут завершаться не только нанесением укола-удара фиксируемого судьей, но и просто прекращением фехтующими на некоторое время активных действий без прекращения са­мого боя.

Все действия фехтующих делятся на подготавливающие ус­пешность попытки поразить противника и на основные действия, т. е. движения, осуществляющие акты поражения и защиты. Ос­новные действия (схема 2, параллель 1) по признаку боевой ини­циативы делятся на две главные группы: действия нападения и действия обороны и третью незначительную группу — смешанные действия, содержащие в себе одновременно элементы нападения и защиты (схема 2, параллель 2). Критерий боевой инициативы, выражающийся в начале решающего действия, имеет в фехтова­нии главенствующее значение, поскольку он лежит в основе так­тики и фехтовального судейства.

Действия, классифицируемые по признакам боевой инициати­вы, в свою очередь группируются по характеру предварительного осмысливания (схема 2, параллель 3). Здесь возникают группы: 1) преднамеренных действий; 2) непреднамеренных активных действий экспромтом и 3) непреднамеренных защитных действий инстинктивного характера.

В свою очередь все действия, объединенные в группы по приз­наку инициативы и характера предварительного осмысливания классифицируются по критерию намерения на действия первого намерения и действия второго намерения (схема 2, параллель 4). Действия первого намерения — это акты, выполняющие ближай­шую непосредственную задачу поразить противника или избежать получения укола-удара. Действия второго намерения умышленно вызывают развитие фразы в выгодном для применяющих их направлении. Действиями второго намерения могут быть как атаки, так и ответы и даже защиты (вызов ремиза).

Действия обороны по признаку их активности делятся на: активную оборону (защиты с ответом) и пассивную оборону (защиты без ответов и отступления без попыток поразить против­ника) (схема 2, параллель 2). Действия нападения — атаки по признаку момента их применения делятся на: основные, повтор­ные, контратаки, ответные и встречные (схема 2, параллель 5). Защиты по этому же признаку делятся на конкретные, обобщаю­щие и «взятие» клинка. Далее вступает в силу критерий технико-тактического порядка, который определяет действия по степени их технической сложности и делит их на простые и сложные (схема 2, параллель 6, и схема 3), группирующиеся уже по признаку их технического содержания, т. е. наличия в них тех или иных приемов.

Приемы делятся на две основные группы: положения и дви­жения туловища и ног (схема 3, № 2, 4, 5, 10) и положения и движения оружием (схема 3, № 2, 3, 6, 8, 10). По признаку воплощения приемами тех или иных фехтовальных действий они распределяются на приемы: маневрирования, активного сближе­ния, поражения противника и т. д. Здесь возникают и комплек­сы приемов одной или обеих групп, определяющие техническое содержание атак и защитных действий (схема 3, № 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15).

Движения оружием характеризуются по следующим призна­кам: пути движения оружием относительно его исходного поло­жения (прямые, полукруговые, круговые удары и защиты); пути движения оружием, относительно оружия противника (удары или уколы — прямо, переводом, переносом; батманы и контрбат­маны, захваты и контрзахваты); характеру прикосновения ору­жия к/оружию противника (отвод, отбив, подстановка, сухой батман, скользящий и т. д.); характеру прикосновения оружия к поверхности поражаемого пространства противника (удар су­хой и режущий).

 


 

 

 


 

Рапира — колющее спортивное оружие. Применение только колющих ударов и небольшая поверхность поражаемого пространства (по сравнению с другими видами оружия) создают благоприятные условия для обороны и трудность для нанесения укола в атаке. На рапирах фехтуют в дистанции значительно меньшей, нежели на других видах оружия, и, как правило, не прибегают к глубоким отходам, поэтому бои рапиристов отлича­ются большой напряженностью.

В отличие от фехтования на саблях, где удар наносится фрон­тальным движением клинка и направление удара противника поэтому довольно легко контролируется зрением, в фехтовании на рапирах во многих случаях фехтовальщик вынужден ориен­тироваться на основании не столько зрительных восприятий, сколько тактильных и кинестетических ощущений вооруженной руки, возникающих от постоянных соприкосновений клинков.

Точность, сложность и пространственная ограниченность движений оружием, требующие от фехтующего непрерывного чередования напряжений и расслаблений мышц пальцев и кис­ти, являются типичными чертами рапирной техники. Трудность этой техники усугубляется необходимостью действовать нередко в непосредственной близости от противника, которую рапиристы создают порой умышленно, чтобы избежать укола. Разнообразие защитных действий, заключающееся в чередовании прямых и круговых защит с продвижением вперед и назад и различного ро­да уклонениях, заставляет фехтовальщика часто более предуга­дывать, чем видеть, защитные действия противника для успешно­го завершения атаки. Все это придает тонкость технике и слож­ность тактике рапирного боя.

Техника и тактика фехтования на рапирах требуют длитель­ного изучения и освоения. Однако, достигнув некоторого мастер­ства владения рапирой, фехтовальщик может без труда и с успе­хом начать занятия фехтованием на любом другом виде оружия. Фехтование на рапирах, представляющее само по себе большой спортивный интерес, может выступать и как подсобный вид к фехтованию на шпагах, обогащая технику и тактическую игру и в значительной мере содействуя совершенствованию быстро­ты, точности, тонкости тактильных и мышечно-суставных ощу­щений и других качеств.

Владение рапирой не требует большой силы и значительных по длине перемещений, поэтому фехтованием на рапирах успеш­но занимаются девочки и мальчики, начиная с 11—12 лет, а жен­щины и мужчины до преклонного возраста. В соревнованиях бои проводятся: для старших юношей и мужчин на 5 уколов при продолжительности боя не более 6 мин. чистого времени; для мальчиков и девочек на 3 укола и не более 5 мин.; для старших девушек и женщин на 4 укола при продолжительности боя не до­лее 5 мин. Победителем боя считается фехтовальщик, который первым нанес положенное правилами количество уколов.

 

 

Поражаемое пространство—туловище и шея (рис. 50, а, б). У мужчин нижней границей поражаемого пространства является линия, проходящая спереди по сгибу ног в паху, а сзади по пояс­нице. У женщин — горизонтальная линия, проходящая через вер­хушки бедер.

Решением конгресса ФИЕ в Будапеште в 1959 г. поражаемое про­странство у женщин принято такое же, как и у мужчин.

Руки из поражаемого пространства как у мужчин так и у женщин исключаются. Полем боя служит прямоугольник длиной 12 и шириной 1,8—2 м (рис. 51).

Рапира (рис. 52, а) состоит из двух основных частей: клинка (рис. 52,6) и монтировки (рис. 52, в). Клинок — стальной, немно­го плоский, четырехгранного сечения, длиной не более 90 см, утончается к концу и завершается пуговкой, или наконечником (рис; 52, г). Другой его конец переходит в стержень (рис. 52,(3), на который насаживаются гарда (рис. 52, е) — прокладка (рис. 52, ж), рукоятка (рис. 52, з) и гайка-противовес (рис. 52, и). Клинок условно делится на три части: слабую — тонкую и гибкую, завершающуюся условным острием в виде шляпки, сильную — у гарды и среднюю, расположенную между слабой и сильной частями. Монтировка состоит из гарды — круг­лого металлического щитка для предохранения кисти от уколов диаметром не более 12 см и глубиной до 5,5 см, выпуклого в сто­рону острия, рукоятки и гайки, скрепляющей все части рапиры. Общая длина рапиры не более 110 см. Длина рукоятки вместе с гайкой не более 22 см. Вес рапиры не более 500 г.

 

 

 

Рукоятки бывают трех видов: простая (см. рис. 52,в), с пере­кладиной (рис. 53) и «пистолет» (рис. 54).

Простая рукоятка — обыкновенно деревянная, длиной 16—17 см. Она слегка изогнута, прямоугольного сечения, имеет массивную, удлиненной формы гайку, которая одновременно яв­ляется противовесом. Рукоятка выгнута в направлении более ши­роких сторон ее так, что одна из этих сторон выпуклая, другая во­гнутая. Чтобы рукоятка не скользила в руке, поверхность ее должна быть шероховатой, например с насечками в разных на­правлениях. Можно также покрывать ее мягкой кожей или рези­ной. Допускается обмотка тонким шнурком. Для еще более проч­ного держания, согласно правилам соревнований, рапиристам разрешается употреблять ремешки и петли (мартингалы). Иног­да простая рукоятка снабжается металлической скобкой, при­крепляемой к ее широкой вогнутой стороне.

Рукоятка с перекладиной имеет крестовину из метал­ла сечением 3—4 мм и длиной 12—16 см, пересекающую рукоят­ку около гарды. К краям гарды прикрепляются металли­ческие дужки, к ним и приваривается стержень. Деревянная часть рукоятки укорочена, так как между гардой и переклади­ной она заменена утолщенной частью клинка или специальной, насаженной на клинок, муфточкой.

Рукоятка «пистолет» отливается из легкого металла и называется так из-за внешнего сходства с пистолетом. Она имеет три выступа: один сверху и два снизу, которые обеспе­чивают более прочное держание рапиры. Рукоятка «пистолет» обычно лишена противовеса и поэтому коротка.

В начале обучения следует пользоваться только простой ру­кояткой, так как она способствует активной работе пальцев при управлении рапирой. В дальнейшем, когда основы техники будут прочно усвоены, занимающимся может быть предоставлено право выбирать рукоятку, но посоветовавшись предварительно с преподавателем.

 

 

 

Некоторые рапиристы изготовляют для себя видоизмененные рукоятки. Например, у «пистолета» спиливают верхний и малый нижний выступы. Этим достигается более свободная работа паль­цев при управлении острием рапиры. Иногда у рапиры с рукоят­кой «пистолет» сохраняют противовес, который обеспечивает не­которое уравновешивание клинка и рукоятки и облегчает управ­ление ее концом.

 

 

 

 

Электрифицированная ра­пира приспособлена к использованию электрофиксатора (рис. 56). Отличается она от обычной не­сколько более массивным клинком, на нижней плоскости которого в желобке проклеивается проводок. Ши­рина желобка 1—2 мм, глубина 0,5—1 мм. Последний сантиметр конца клинка круглого сечения с резьбой для прикрепления наконеч­ника, представляющего собой контакт­ный механизм цилиндрической формы. Подвижная часть наконечника имеет вид грибочка с насечками на шляпке. Ход подвижной части наконечника (не менее 0,5 мм) необходим для включения электрофиксатора. Сила пружины наконечника устанавливает­ся при помощи грузоэталона и долж­на быть не менее 500 г. Подвижная часть пружинного наконечника рапи­ры в переднем положении замыкает всю электроцепь и находится в кон­такте с массой рапиры. При уколе возникает размыкание цепи, в резуль­тате чего «срабатывает» электрофик­сатор. В фехтовании на рапирах электрофиксатор решает только две судейские задачи: определяет каче­ство и место нанесения укола. Темп, т. е. время нанесения укола, оцени­вает исключительно старший судья.