ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Глава III. ТЕРМИНОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ В ФЕХТОВАНИИ
Сложность и многосторонность фехтования, длинная история его возникновения и развития за пределами нашей страны наложили свою печать на фехтовальные понятия и особенно на термины.
Попытки составить терминологию советской школы фехтования делались еще в 1923 г. в руководстве «Владение холодным оружием» (книга 6-я из серии «Физическая подготовка Рабоче-Крестьянекой Красной Армии и допризывной молодежи», издание Высшего редакционного совета), а также в первом учебнике для институтов физической культуры (ФиС, 1940).
Несмотря на то, что авторы обоих руководств стремились, построить терминологию на основе русского языка с учетом анализа техники и тактики фехтовального боя, некоторые термины оказались не вполне удачными. Однако большинством из них пользуются и теперь, отбрасывая время от времени устаревшие и создавая новые термины.
Учитывая, что без знания терминов и точного определения фехтовальных понятий невозможно полноценно пользоваться специальной литературой и вести практическую работу по фехтованию, ниже приводятся наиболее часто применяющиеся термины, содержащие в себе различные (общие, технические, тактические и методические) фехтовальные понятия.
Особое место уделяется терминам французского происхождения, поскольку международным языком фехтовального судейства является французский.
Ассо — см. вольный бой.
Атака (франц. attaque) — инициативное наступательное действие, завершаемое попыткой нанести укол или удар противнику, не находящемуся в атаке.
Атака броском — атака, выполняемая при помощи стартообразного рывка или прыжка вперед, переходящего в бег.
Атака в два темпа (франц. attaque en deux temps) — атака, содержащая в себе последовательно два приема в сближении или в движениях оружием.
Атака прямая (франц. attaque directe) — атака, в которой фехтовальщик .пытается поразить противника простым движением укола или удара.
Атака стрелой — см. атака броском.
Атака ложная — укороченная, иногда замедленная атака, не имеющая непосредственной цели поразить противника, а лишь подготовить успешность последующих действий, применившего эту атаку.
Атака второго намерения (франц. attaque avec deusieme intention) — сложная атака, состоящая из ложной атаки как вызова противника на определенные активные противодействия, последующего отражения этих противодействий и завершающей схватку истинной попытки поразить противника.
Атака с обманом — начинающаяся обманным действием оружия, которое делается с целью вызвать противника лишь на определенное защитное движение с тем, чтобы, обойдя его оружие своим оружием, .поразить противника уколом (ударом) в открывающуюся часть его тела.
Ближняя дистанция (франц. mesure courte) — расстояние между фехтующими, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.
Ближний бой (франц. combat rapproche) — ведение боя на ближней дистанции.
Боевое действие (франц. action d'assaut) — один или несколько приемов, выполняемых фехтовальщиком в бою с целью разрешения какой-либо тактической (боевой) задачи.
Боевая линия — мысленная прямая линия, проходящая по полю боя через пятки впереди стоящих ног двух фехтующих.
Боевая стойка — положение фехтовальщика, наилучшим образом обеспечивающее его готовность к нападению и обороне.
Боевая схватка — несколько непрерывно следующих одно за другим действий обоих фехтующих, завершающихся нанесением кому-либо из них укола (удара) или обоюдным прекращением действий (самостоятельно или судьей).
Боец (франц. tireur) —фехтовальщик, участник боя, соревнования.
Взять защиту (франц. рагег) — защититься оружием.
Взять или поймать оружие — коснуться своим оружием оружия противника во время подготовки последним своей атаки (обычно в момент совершения им обманного движения оружием) с целью получения права на ответ.
Внутрь — правее легкого оружия противника (рапиры, сабли, шпаги), левее карабина.
Вольный, или фехтовальный, бой — совокупность нескольких боевых схваток, как правило, на одноименном спортивном оружии, в которых каждый фехтующий, стремясь в ограниченный отрезок времени первым нанести противнику обусловленное число уколов (ударов) и не получить их от него, может пользоваться в любой момент схватки любыми техническими и тактическими приемами при непременном условии подчинения правилам ведения боя.
Вольт — уклонение телом от укола (удара) противника с одновременным его поражением.
Вперед — в сторону противника.
Время — момент во взаимодействиях фехтующих, выбранный бойцом для совершения решающего действия.
Время боя (франц. temps d'assaut) — отрезок времени «чистого» боя, установленный правилами на проведение одного боя.
Встречный укол (удар) — укол (удар), совершаемый противником одновременно с получением укола (удара) от атакующего.
Выбор времени — выбор момента для нанесения укола (удара).
Вызов — действия, совершаемые фехтовальщиком с целью побудить противника произвести атаку или контратаку на определенную часть своего тела с тем, чтобы поразить противника уколом (ударом) в собственной контратаке или после взятой защиты.
Выиграть темп — опередить удар (укол) атакующего ударом (уколом), насколько это необходимо для того, чтобы второй по времени укол (удар) не засчитывался или не фиксировался электроаппаратом при фехтовании на шпагах.
Дальняя дистанция (франц. mesure longue) — расстояние между фехтующими, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), только сделав предварительно шаг вперед с выпадом или атаку броском.
Двусторонний метод — метод обучения фехтовальщика в общении с партнером.
Действие (франц. action) —см. боевое действие.
Действительный укол (удар) (франц. coup valable) —укол (удар), отвечающий техническим и тактическим правилам поражения противника.
Завязывание (франц. liement) —захват с переведением оружия противника (из верхнего положения в нижнее и, наоборот, из верхнего положения снова в верхнее и из нижнего положения снова в нижнее — круговым движением) (франц. enveloppement).
Захватить оружие — войти в соединение с оружием противника и отвести его нажимом своего оружия за пределы поражаемого пространства.
Защита (франц. parade) — отражение своим оружием оружия атакующего в целях избежания укола (удара).
Защитные действия (франц. action defensive) —действия фехтовальщика, совершаемые с целью отразить атаку противника оружием или избежать получения от него укола (удара) посредством отхода назад или отклонения телом, а иногда и движения вперед.
Игра ног — беспрерывное переставление ног, притоптывание и небольшие перемещения фехтовальщика вперед и назад во время боя, имеющие целью подготовить дистанцию для внезапного нападения на противника.
Игра оружием — периодические легкие движения оружием во время боя, имеющие целью подготовить успешное применение основных боевых приемов или затруднить это сделать противнику.
Индивидуальный урок — организованный педагогический процесс, проводимый преподавателем (тренером) с одним занимающимся с целью решения определенных учебно-воспитательных задач.
Итальянская рапира — рапира, имеющая рукоятку с поперечником.
Кнаружи — левее легкого оружия противника (рапиры, сабли, шпаги), правее карабина.
Контратака — атака на противника, начинающего свою атаку, но опережающая его нанесением укола-удара не менее чем на один темп.
Контрответ — ответ, наносимый атакующим после его защиты от ответа противника.
Контртемп — укол (удар), наносимый «в темп» на контратаку противника.
Контры — парные упражнения в выполнении определенных приемов атаки и защиты с заданием для одного — нанести укол-(удар) в атаке, а для другого — в ответе или в контратаке.
Кор-а-кор — положение фехтовальщиков во время боя, при котором тела их соприкасаются.
Ку дубль (франц. coups doubles) —одновременные уколы в бою на шпагах, засчитываемые обоим фехтующим.
Левый бок — левая сторона туловища при фехтовании на саблях (эспадронах).
Линия — направление угрозы уколом по отношению к оружию противника. Линии могут быть: верхние — при положениях оружия с остриями выше гард; нижние — при положениях оружия с остриями ниже гард; верхние и нижние линии, в свою очередь, делятся на: наружные — при нахождении легкого оружия атакующего (рапиры, сабли, шпаги) слева от оружия противника, а карабина — справа от него, внутренние—при нахождении легкого оружия атакующего справа от оружия противника, а карабина — слева от него.
Ложная атака (франц. attaque fausse) — см. атака ложная.
Маневрирование — передвижение фехтующего, имеющее своей целью подготовить момент для атаки на противника с наивыгоднейшего расстояния и не допустить успешного проведения атаки противником.
Монтировка — комплект всех частей фехтовального оружия, кроме клинка и наконечника (гарда, рукоятка, гайка, прокладка).
Нажим (франц. pression)—мягкое или сильное давление своим оружием на оружие противника, производимое обычно с целью вызвать противника на противодействие.
Назад — от противника.
Нападение — комплекс различных, боевых действий, направленных на поражение противника уколом или ударом.
Немой урок — индивидуальный урок, в котором преподаватель (тренер), молча производя те или другие действия, вызывает ими ученика на выполнение определенных приемов нападения и защиты.
Оборона — комплекс различных боевых действий, применяемый для отражения нападения противника (с поражением его уколом, ударом или без поражения).
Обоюдные атаки (франц. action simultane) — атаки, которые начались одновременно и одновременно завершились уколами (ударами).
Одновременные уколы — удары — уколы-удары, определяемые по одновременности их нанесения, независимо от тактической ситуации.
Оппозиция — защита оружием, выполняемая одновременно с нанесением укола (реже удара).
Оппозиционная защита (франц. parade d'opposition) —защита, выполняемая отстранением сильной частью своего клинка конца оружия противника, пытавшегося колоть.
Останавливающий укол (франц. coup d'arret) —укол, наносимый противнику в момент подготовки его к атаке.
Обман — угроза движением оружия или тела, совершаемая фехтовальщиком с целью вызвать противника на определенное защитное движение с тем, чтобы нанести укол или удар в открывшуюся часть его тела.
Обман на голову, на ногу, за правую щеку и т. д. — ложное движение оружием для обозначения удара по голове, укола в ногу, удара по правой щеке и т. д.
Односторонний метод — метод одиночного обучения фехтовальщика (без партнера).
Отбив — защита от укола (удара), производимая ударным прикосновением оружия к оружию противника.
Ответ (франц. riposte) — укол (удар), наносимый непосредственно после защиты.
Ответная атака — атака, совершаемая фехтовальщиком после взятия им защиты или после отхода от атаки противника.
Отвод — защита отведением, отклонением оружия противника в сторону своим оружием без потери соединения. Возникает при уколах прямо из соединения.
Парад — всякая защита оружием, независимо от способа ее выполнения.
Парировать — применить какую-либо защиту (парад).
Повторная атака — атака, совершаемая непосредственно вслед за неудавшейся атакой.
Подавление противника—навязывание противнику выгодного для себя способа ведения боя, овладение инициативой в бою путем непрерывных, преимущественно наступательного характера, движений и действий оружием или телом.
Подготавливающие действия — предварительные движения фехтующего, подготавливающие успешное проведение им атаки или активной обороны.
Подготовка атаки (франц. preparation d'attaque) — приемы и действия перед непосредственным проведением атаки, совершаемые без потери темпа, в сочетании с самой атакой.
Позиция — обусловленное положение оружия и вооруженной руки по отношению к поражаемому пространству фехтующего.
Поле боя (франц. piste, planche) —ограниченная линиями площадь, в пределах которой ведется бой.
Поражаемое пространство (франц. surface valable) —определяемая правилами часть поверхности тела фехтовальщика, удары или уколы в которую считаются поражающими.
Потерять темп — опоздать с нанесением укола (удара) в контратаке.
Правый бок — правая сторона тела при фехтовании на саблях.
Простое действие (франц. action simple) —действие, состоящее из одного законченного движения оружием.
Прием технический — специальное фехтовальное движение, имеющее определенную технику выполнения.
Пуандарэ — металлический наконечник шпаги и рапиры с выступающими вперед заострениями, служащими для задержки конца оружия на месте укола.
Разведка — действия фехтовальщика, совершаемые с целью узнать излюбленные боевые действия противника, манеру ведения боя, темперамент, понять его моральное состояние и замыслы.
Салют — спортивное приветствие оружием перед началом боя и после его окончания.
Сбор — переход из боевой стойки в положение «смирно» посредством определенных движений, совершаемых фехтовальщиком после окончания соревновательного боя или занятия.
Сдвоенный укол (франц. remise) (удар) — повторный укол (удар), совершаемый без ухода с выпада немедленно после предыдущей атаки, отраженной противником. Применяется при задержках противника в ответе и при ответах с переводами, переносами и обманами.
Сектора — части поражаемого пространства (четыре), полученные от условного пересечения его вертикальной и горизонтальной линиями.
Сложное действие (франц. action compose) — действие, состоящее из нескольких приемов оружием, решающих определенную тактическую задачу.
Соединение — положение, при котором оружие двух фехтующих соприкасается.
Средняя дистанция (франц. mesure moyenne) — расстояние между фехтующими, дающее возможность поразить противника уколом (ударом) с выпадом.
Страховка — защитное движение оружием от предполагаемого укола (удара) противника.
Схватка — см. боевая схватка.
Темп (франц. temps) — 1) время, необходимое фехтовальщику для выполнения им в предельной для него быстроте одного фехтовального приема; 2) обобщенная норма времени, которой определяется достаточность или недостаточность опережения уколом (ударом) атаки или ответа противника, чтобы засчитать первый по времени укол (удар) правильным или неправильным.
Тактика ведения боя — сумма способов и общий характер ведения боя, сознательно применяемые фехтовальщиком в спортивном единоборстве для победы над противником.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также способ их выполнения.
Толчок — резкое толчкообразное давление своим оружием на оружие противника, производимое с теми же целями, что захват и удар (батман).
Туше — см. действительный укол (удар).
Угловой судья (франц. asseseur) — судья, наблюдающий лишь за одним из фехтующих и устанавливающий факт получения укола-удара, правильность его и качество.
Удар (батман) по оружию противника — удар, производимый как инициативное действие с различными целями, направленными на достижение боевого успеха.
Удар — четкое прикосновение к телу противника лезвием клинка сабли. Ударом-уколом называется и самый прием, т. е. весь процесс его выполнения.
Укол — четкое утыкание в тело противника острием клинка (наконечником) любого фехтовального оружия.
Укол (удар) в темп (франц. coup de temps)—укол (удар), наносимый атакующему противнику с опережением или с одновременным закрытием от его укола (удара).
Фехтование—спорт, представляющий собой условное, безопасное для жизни единоборство на холодном спортивном оружии, а также процесс ведения боя на холодном оружии.
«Фехтовальщик неправ»— определение действия фехтовальщика, когда он наносит укол (удар) вопреки тактическим правилам боя. Например, встречный укол (удар) или повторный укол (удар), совершаемый рапиристом одновременно с получением укола (удара) в ответе, и т. д.
«Фехтовальщик прав» — определение действия фехтовальщика, нанесшего удар (укол) одновременно с получедием удара (укола) от противника, не имеющего в данный момент права наносить удар (укол).
ФИЭ (франц. Federation international d'escrime) —Международная федерация фехтования, выборный орган, руководящий всей спортивной международной фехтовальной жизнью.
Флеш-атака — атака броском, стрелой.
Французская рапира (франц. fleuret francaise) — рапира с простой рукояткой.
Чувство боя — постоянное понимание боевой обстановки, действий и замыслов противника, основанное на остроте зрительных восприятий, тонкости психологического анализа и точности мышечных и тактильных ощущений во время боя.
Чувство дистанции—один из элементов «чувства боя», состоящий в умении точно ощущать и определять часто изменяющееся во время боя расстояние до противника.
Чувство оружия (франц. sentiment du fer) (железа) — один из элементов «чувства боя», состоящий в умении понимать и предугадывать по тактильным и кинестетическим ощущениям, возникающим в моменты соприкосновения оружия с оружием противника, истинный смысл его действий и намерений.