Виды территориальных зон

Линейная схема

Замкнутая схема

представлена древнегреческими агорами, римскими форумами, площадями итальянского Ренессанса. Основные ее свойства — отсутствие сквозных перспектив, це­лостность нерасчлененного главного пространства ансамбля, организация проездов вдоль его сторон. Сквозной проезд через центральную часть пло- щади, как и сквозные перспективы разрушают замкнутую композицию. В современном городе потоки транспорта затрудняют создание таких структур. Площади, застроенные по периметру, иногда настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, если проезды вынесены вовне и площадь сформирована как пешеходный остров, «омываемый» потоками транспорта. В этом случае необходимо тонко чувствовать про­порциональные соотношения всех композиционных элементов, чтобы не уничтожить пространственную целостность, как это случилось при реконструкции Манежной площади в Москве (рис. 38).

 

встречается в храмовых комплексах Древнего Египта (аллея сфинксов вела к об­рамленному пилонами входу, за ко­торым следовали колоннады двора и гипостильного зала). В Москве круп­ным современным ансамблем с такой структурой является Новый Арбат (рис. 37). Принятый за основу принцип осевой перспективы, устремленной к высотному зданию (гостиница Укра­ина), известен давно. Тем не менее улица производит сильное впечат­ление благодаря своей целостности и законченности.

 

2. Виды территориальных зон поселений

На территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:

жилые зоны;

общественно-деловые зоны;

производственные зоны;

зоны инженерной и транспортной инфраструктур:

рекреационные зоны;

зоны сельскохозяйственного использования;

зоны специального назначения:

зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с
местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования
территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры, иным законодательством Российской Федерации.

Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования,
занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельскихпоселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.
Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного
самоуправления.

3. Графически показать звездообразную схему планировочной организации поселений.

 

11 БИЛЕТ

 

1. Планировочная структура г. Санкт-Петербурга

Древнерусские города по типу плана подразделялись на круглые, рассчитанные на круговую оборону (рис. 22, а); полукруглые, примыкав­шие тыльной стороной к воде (река, озеро, море) (рис. 22, б); сегментные, занимавшие перешеек между вод­ными преградами (имели мощные укрепления с двух противоположных сторон) (рис. 22, в); секторные, зани­мавшие мыс между сливающимися реками, оврагами и т.п. (рис. 22, г). В основном они имели трехчастную структуру: крепость, торг, посад. Со временем разрастаясь, приобретали кругообразную форму.

Серьезные перемены в градостро­ении произошли в первой полови­не XVIII в. Новая государственная политика Петра I и реформа армии и флота способствовали усилению роли стратегического фактора и за­рождению нового, регулярного гра­достроительства. К тому времени уже возник тип города-крепости с системой оборонительных бастионов, в предместье которого размещались жилые кварталы с регулярной пла­нировкой и домами, поставленными по «красной» линии (граница улицы).

Наиболее ярко отражает развитие градостроительной мысли того вре­мени история создания Петербурга. Город был основан в связи с необхо­димостью создания нового торгового узла для связи Востока и Запада, с одной стороны, и системы морской и сухопутной обороны — с другой стороны. В связи с этим город был максимально приближен к побе­режью Финского залива и все зда­ния и сооружения ориентированы на пространство Невы и ее протоков, что повлияло на характер планиро­вочной структуры.

Изначально вся застройка строго регламентировалась в отношении площади участка под здание, его этажности и даже материала стен (преимущественно камень). Был выполнен целый ряд проектов архитекторами-иностран­цами Д. Трезини и Ж.Б. Леблоном, однако решить проблему объеди­нения частей города в единое целое не удалось, в том числе и по эконо­мическим причинам. Планировочную структуру города определяла необходимость установления связей между городом-крепостью и крупны­ми архитектурными комплексами, которые стали приобретать градо­образующее значение. Первая такая связь —дорога от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре (будущий Невский проспект) стала фактором, повлиявшим на дальнейшее развитие структуры города. Вслед за этим была проложена дорога (Вознесенский проспект), соединившая Петербург с его пригородами; появился второй луч будущего знаменитого трехлучия. Город получил уникальную воз­можность свободного роста с учетом особенностей ландшафта.

Созданная в 1737 г. Комиссия о Санкт-Петербургском строении, в со­став которой входили талантливые зодчие П. Еропкин, М. Земцов, И. Ко­робов и Д. Трезини, решила вопрос о местонахождении центра города и утвердила трехлучие — Невский проспект, Гороховая улица и Воз­несенский проспект (рис. 23). Новый шпиль башни Адмиралтейства, уста­новленный незадолго до создания Комиссии (выполненный по проекту И. Коробова), был признан главным ориентиром основных магистралей. Комиссия создала проект развития города, преодолевавший раздроблен­ность его планировочной структуры. В нем город рассматривался как ар­хитектурно-пространственное целое, композиция которого составлена из отдельных районов, связанных пря­мыми улицами, ориентированными на высотные доминанты. Впоследствии проводилась детальная проработка планировочной концепции П. Ероп­кина. В этот период В. Растрелли соз­дал свои шедевры — Зимний дворец, Смольный монастырь, дом Строга­новых и др., не только украсившие город, но и в значительной степени определившие его лицо.

Во второй половине XVIII в. рус­ское градостроительство переживало необычайный подъем. Подобных масштабов строительства новых, расширения и перепланировки существующих городов мировая история не знала ни до ни после. Этот градостроительный бум был вызван экономическим взлетом и изменениями в социальной струк­туре: усиление роли купеческого сословия, числа ремесленников и переход дворянства к новому образу жизни (дворянство, освобожденное от обязательной государственной службы после 1762 г., развернуло бурное строительство усадеб по всей России). В 1775 г. была прове­дена административная реформа, в результате которой страна была расчленена на 50 губерний, а города, исключая столицы, подразделены на три типа: 50 губернских, 493 уездных и 186 заштатных. Каждому городу были определены свои администра­тивные функции, соответствующие им необходимые размеры и масшта­бы градостроительных мероприя­тий. Одновременно с этим активно осваивались земли на юге России. Все градостроительные проблемы в масштабе страны решала созданная в 1762 г. Комиссия о каменном стро­ении Санкт-Петербурга и Москвы (ее полномочия были расширены по­сле большого пожара в Твери). При проектировании поселений пред­полагалось обязательное примене­ние новой регулярной планировки (рис. 24) при условии использования системы старых ориентиров города: кремлей, соборов, колоколен, круп­ных монументальных зданий.

2. Состав жилых зон в планировочной структуре поселений.