На грани ядерной войны
К Федеральному Конституционному закону
Приложение
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 39.Статус военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения
1. Военные суды гарнизонов, соединений, объединений, флотилий со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус гарнизонных военных судов.
2. Военные суды округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус окружных (флотских) военных судов.
Статья 40. Статус судей военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
Судьи военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус судей соответственно военных судов и Военной коллегии.
Статья 41. Статус народных заседателей военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
Народные заседатели военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус народных заседателей соответственно военных судов и Военной коллегии.
Статья 42. Статус работников аппаратов военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Военной коллегии и работников Судебного департамента
1. Работники аппаратов военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Военной коллегии и работники Судебного департамента со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус работников аппаратов соответственно военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента.
2. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.
3. На шестидесятый день после вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона штатная численность Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации передается Судебному департаменту.
4. До передачи Судебному департаменту штатной численности Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации последнее выполняет функции по организационному обеспечению деятельности военных судов в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 43. Имущество военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Военной коллегии
За военными судами сохраняется имущество, находящееся в оперативном управлении военных судов гарнизонов, соединений, объединений, флотилий, военных судов округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, а также Военной коллегии.
Статья 44. Особенности финансирования и материально-технического обеспечения военных судов в переходный период
1. До 1 января 2000 года финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов, Военной коллегии и главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в объеме, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Финансирование военных судов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также в других необходимых случаях производится соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов за счет средств, перечисляемых им Судебным департаментом.
Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормы части 2 статьи 15, части 3 статьи 22 и части 2 статьи 23 настоящего Федерального конституционного закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона.
3. Установить, что со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1560; N 30, ст. 1794; 1993, N 33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3300; 1999, N 1, ст. 5), Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 февраля 1993 г. N 4502-1 "О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 331) и Федеральный закон "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции" с последующими изменениями и дополнениями (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3305; 1998, N 16, ст. 1796) применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.
4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона признать не действующими на территории Российской Федерации, а также не подлежащими применению военными судами, находящимися за ее пределами:
1) Закон СССР от 25 декабря 1958 года "Об утверждении Положения о военных трибуналах" и Положение о военных трибуналах, утвержденное указанным Законом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959, N 1, ст. 14);
2) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1968 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 9, ст. 64);
3) Закон СССР от 26 июня 1968 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 235);
4) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1970 года "О внесении изменения в статью 9 Положения о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1970, N 28, ст. 250);
5) Закон СССР от 15 июля 1970 года "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "О внесении изменения в статью 9 Положения о военных трибуналах" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1970, N 29, ст. 275);
6) статью 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1971 года "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1971, N 33, ст. 332);
7) статью 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1973 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, N 48, ст. 679);
8) Закон СССР от 25 июня 1980 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах" и Положение о военных трибуналах в новой редакции, утвержденное указанным Законом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 546);
9) Закон СССР от 4 августа 1989 года "О статусе судей в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 9, ст. 223);
10) Постановление Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О статусе судей в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 9, ст. 224);
11) Постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "О присяге судей и народных заседателей судов Союза ССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 22, ст. 420);
12) Постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР" и Положение о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР, утвержденное указанным Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 22, ст. 421);
13) Постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "Об утверждении Положения о квалификационной аттестации судей" и Положение о квалификационной аттестации судей, утвержденное указанным Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 22, ст. 422);
14) Постановление Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 года "Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР" и Положение о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР, утвержденное указанным Постановлением (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, N 22, ст. 423);
15) Постановление Верховного Совета СССР от 3 июня 1991 года "О внесении изменений в Положение о квалификационной аттестации судей и Положение о квалификационных классах судей судов Союза ССР и союзных республик" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 24, ст. 691) в части внесения изменений в Положение о квалификационной аттестации судей;
16) распоряжение Президента СССР от 31 июля 1991 года "Об удостоверениях судей и народных заседателей военных трибуналов Вооруженных Сил СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 32, ст. 917);
17) статью 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года "О распространении действия воинских уставов на лиц, проходящих службу в специальных моторизованных частях милиции МВД СССР и военизированной пожарной охране ГУВД Мосгорисполкома, и об установлении ответственности этих лиц на основании Закона СССР от 25 декабря 1958 года "Об уголовной ответственности за воинские преступления" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 12, с. 421 - 422) в части установления подсудности дел военным трибуналам;
18) статью 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1981 года "Об отнесении к подсудности военных трибуналов всех уголовных и гражданских дел, возникающих в некоторых особо режимных войсковых частях Министерства обороны СССР, и о прокурорском надзоре в этих частях" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 12, с. 422 - 423).
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
23 июня 1999 года
N 1-ФКЗ
"О военных судах В Российской Федерации"
От 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТЕЙ СУДЕЙ ВОЕННЫХ СУДОВ И ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ЭТИМ ДОЛЖНОСТЯМ ВОИНСКИХ ЗВАНИЙ
Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.
С наступлением нового года хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила. 18-23 июля 1955 г. в Женеве состоялась встреча президента США Д. Эйзенхауэра, председателя Совета министров СССР Н. А. Булганина, Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, премьер-министра Франции Эдгара Фора и премьер-министра Великобритании Э. Идена, посвящённая проблемам разрядки международной напряженности.[14]
В 1959 г. Н. Хрущёв посетил США. Это был первый в истории визит советского вождя в США. Хрущёв был так воодушевлён своей поездкой, что созвал многолюдный митинг в Москве, на котором восхвалял миролюбие Эйзенхауэра, его политическую мудрость, прямоту и честность[16].
Однако, несмотря на некоторое потепление отношений между сверхдержавами, на 1953-59 годы приходятся События 17 июня 1953 года в ГДР, события 1956 г. в Польше,антикоммунистическое восстание в Венгрии, Суэцкий кризис.
В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР — поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории.
Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США — считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того — по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала.
Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 года в Советском Союзе началось серийное производство МБР, а в январе 1960 г. ракета была испытана на предельной дальности. (В 1958 году свою первую МБР«Атлас» испытали и США). С середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.
Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явились Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис(1962).
1972—1979: «Разрядка»
Продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 года о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в1968 году окончились неудачей.
В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.
В 1968 году попытки демократических реформ в Чехословакии (Пражская весна) вызвали военную интервенцию СССР и его союзников.
Однако Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.
17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» — поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) — американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у её побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели.
Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.
Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10«Пионер» (SS-20). В декабре 1976 года ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 года — поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения — в частности, модернизировал дальний бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.
Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 года было принято двойное решение НАТО — развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.
1979—1987: новый виток противостояния
Новое обострение наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО былсбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого находилось около 270 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейганназвал СССР «империей зла».
В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2»в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия — артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты малой дальности «Ланс». Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе.
В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В1983—1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.
Согласно имеющимся данным, в 1981 году советские разведслужбы (КГБ и ГРУ) начали операцию «Ракетно-ядерное нападение» (операция РЯН) — наблюдение за возможной подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения НАТО «Able Archer 83» — в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску «евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983—1986 гг. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий «разоружающий» удар по местам базирования «евроракет».
Пришедший к власти в СССР в 1985 году М. С. Горбачёв с самого начала взял курс на улучшение отношений с США и Западом, однако, поначалу он действовал в духе «разрядки» 70-х — в 1985-86 гг. выдвигались новые громкие мирные инициативы, но при этом внешняя политика СССР оставалась довольно жёсткой. В частности, в 1985-86 гг. произошли несколько советско-американских дипломатических скандалов, завершившихся высылкой дипломатов с обеих сторон.
Первая встреча Горбачёва с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.
Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секретарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.
В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР: Советский Союз впервые выразил готовность пойти на серьёзные уступки своим оппонентам. Хотя М. С. Горбачёв по-прежнему жёстко торговался по условиям договора и в конечном итоге встреча закончилась ничем, советские инициативы имели большой международный резонанс. Встреча в Рейкьявике во многом предопределила последующие события.
1987—1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния
Уже с 1987 года ситуация начинает резко меняться. В этом году во внешней политике СССР происходит коренной поворот к так называемому «новому политическому мышлению», провозгласившему «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми». С этого момента идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту.
Новая внешнеполитическая доктрина была обусловлена развитием политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также зависимостью экономики СССР от западных технологий и кредитов[17] в связи с резким падением цен на нефть привели к тому[18] что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере. Распространено мнение о том, что это было связано также с тем, что возросшие в результате гонки вооружений военные расходы стали непосильными для советской экономики, однако ряд исследователей доказывает, что относительный уровень военных расходов в СССР не был чрезмерно высоким
В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных представителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д. T. Язов, сменивший на этом посту С. Л. Соколова.
Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачёвым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Согласно Горбачёву, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля.
Помимо самого М. С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл А. Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.
С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и за последующие 2-3 года конфронтация полностью сошла на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва).
В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил; 21 марта 1989 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о сокращении армии и начале конверсии (перехода на производство гражданской продукции) оборонных предприятий. Однако этим советские уступки не ограничились. Осенью 1989 года один за другим начали рушиться коммунистические режимы в Центральной и Восточной Европе, на что СССР никак не отреагировал. В октябре 1989 года был провозглашен официальный отказ от «доктрины Брежнева». Запад до последнего момента не мог поверить в то, что Горбачёв со своим «новым мышлением» зашёл так далеко. Смена власти во всех странах-сателлитах СССР привела к ликвидации советского блока, а вместе с ним — и к фактическому прекращению «холодной войны».
21 ноября 1990 года в Париже была подписана так называемая Хартия для новой Европы, провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры «демократии, мира и единства».
Из статьи З.Бжезинского «Холодная война и её последствия»[19][20]:
12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов. Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству.[8]
В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.[10]
В нарушение договорённости о совместном решении проблем по Германии США включили Западный Берлин в сферу действия «плана Маршалла». В ответ СССР начал транспортную Блокаду Западного Берлина. В августе 1948 годаГосударственный департамент США использовал «Дело Касенкиной»[11], чтобы обвинить генерального консула СССР в Нью-ЙоркеЯкова Ломакина в превышении дипломатических полномочий и объявить его персоной нон-грата[12]. В ответ СССР прекращает переговоры по Берлину и закрывает свои консульства в Нью-Йорке и Сан-Франциско.[13]
Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием (см. статью Создание советской атомной бомбы). 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал — тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США — главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.
С ещё большим охлаждением отношений между СССР и её бывшими союзниками в Европе стала нарастать военная угроза и уже весной 1948 года ЦРУ ожидало начала войны с СССР. В рамках операции ICON ЦРУ изучило более 30 различных эмигрантских групп и рекомендовало использовать против СССР «группу Гриньоха-Лебедя … как наиболее подходящую для тайных операций». В начатой в 1948 году под кодовым названием CARTEL операции основным партнёром была выбрана ОУН(б). ЦРУ обеспечивало финансовую, материальную поддержку и тренировочные базы, а также осуществляло подготовку агентов и их дальнейшую заброску по воздуху на территорию СССР. Вскоре операция получила кодовое название AERODYNAMIC.
В 1948 году США приняли «резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время.
Уже 4 апреля 1949 года было создано НАТО, а в октябре 1954 г. ФРГ приняли в Западноевропейский Союз, в который вошли все страны Западной и частично Центральной Европы и НАТО, в который вошли все капиталистические страны. Этот шаг вызвал негативную реакцию СССР. В ответ СССР принялся за создание военного блока, который бы объединил восточноевропейские страны и создал Варшавский Договор, в который вошла вся Восточная Европа, и неофициально объединил все коммунистические страны.
В конце 1940-х годов в СССР усиливаются репрессии против инакомыслящих, которых, в частности, начинают обвинять в «преклонении перед Западом» (смотри также статью Борьба с космополитизмом), а в США разворачивается кампания по выявлению сочувствующих коммунистам.
Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на это.
Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики B-47 и B-52.
Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годы Корейской войны.