ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Сталинская политика «большого скачка». Утверждение тоталитарного режима власти

В середине 20-х годов в основном завершилось восстановление народного хозяйства. Но достигнутый уровень относительно передовых стран мира был уровнем отсталой страны. Перед правящей коммунистической партией остро встал вопрос о перспективах дальнейшего развития страны. В результате ожесточенной внутрипартийной борьбы победила сталинская линия на построение социализма. По мнению руководства, для этого необходимо было создать материально-техническую базу, адекватную социалистическому обществу, что возможно было сделать только путем индустриализации страны. Индустриализация нужна была советскому руководству также для того, чтобы «обеспечить экономическую самостоятельность и обороноспособность страны в обстановке враждебного капиталистического окружения», война с которым считалась неизбежной. Нужно иметь в виду, что процесс индустриализации - это общецивилизационная закономерность развития экономики. Индустриализация начала осуществляться и в дореволюционной России, но была прервана мировой, а затем гражданской войнами.

Во второй половине 20-х годов в руководстве правящей партии и Советского государства сформировалось и столкнулось два варианта дальнейшего развития страны: 1) Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова и их сторонников: 2) И.В.Сталина и его окружения.

Первый вариант, который нашел отражение в первом пятилетнем плане, предполагал осуществление индустриальных преобразований на основе совершенствования механизма нэпа и осуществления следующих задач: на основе индустриализации провести техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства, обеспечивая их поступательное, взаимосвязанное и пропорциональное развитие; посредством режима экономии, сокращения административно-хозяйственного аппарата, рационализации, снижения себестоимости продукции, внедрения принципов хозрасчета, рентабельности и других экономических рычагов увеличить внутрипромышленные накопления для капитального строительства: по мере создания материально-технических предпосылок увеличить удельный вес социалистического сектора экономики, а также повысить жизненный уровень и культуру народа.

Данному варианту отдавалось предпочтение в 1926 -1927гг. и он отразился в постановлениях XV съезда ВКП(б) (1927г., декабрь). В течение 1928 г. Госплан и ВСНХ подготовили проект первого пятилетнего плана. В мае 1929 г. V съезд Советов принял закон о пятилетнем плане на 1928/29 - 1932/33 хозяйственные годы. Главная задача первой пятилетки состояла в том, чтобы создать в стране мощную индустрию, способную оснастить новой техникой промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли. Задания первой пятилетки были напряженными, но реальными: первые два года пятилетний план успешно выполнялся.

Однако в дальнейшем в план были внесены кардинальные изменения. Что же произошло? К концу 1929 г. полностью сложилась сталинская концепция индустриализации, и ее сторонники одержали победу в острой борьбе с группой Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова, М.М.Томского и их единомышленников, обвиненных в правом уклоне, в уступках кулачеству и нэпманам, ведущих якобы к реставрации капитализма. Сущность политического курса заключалась, прежде всего, в свертывании нэпа и организации «развернутого наступления социализма по всему фронту», в отказе от экономических методов руководства народным хозяйством и полном переходе к административно-командным методам управления экономикой. Задачу индустриализации Сталин и руководители ВСНХ видели в форсировании темпов развития тяжелой промышленности в ущерб другим отраслям и материальному благосостоянию народа. Предполагалось решить эту задачу, игнорируя объективные законы развития экономики, посредством скачка, достигнутого административным «подхлестыванием страны». Исходя из этих установок, XVI съезд ВКП(б) (1930 г.) утвердил новые, чрезвычайно завышенные задания на последние годы пятилетки (в 1930 г. - 32% прироста промышленной продукции, в 1931 г. - 45%, в 1932 г. - 36%). Замена реальных заданий фантастическими скачками привела к диспропорциям, прорывам в материально-техническом снабжении, росту инфляции, резкому спаду темпов производства (5,5% в 1933 г.) и т.п.

Несмотря на указанные крупные издержки в развитии экономики самоотверженный труд и энтузиазм советских людей позволили в конечном итоге добиться позитивных результатов в подъеме промышленности. Темпы ее роста были достаточно высокими, что особенно впечатляло на фоне разразившегося в 1929 г. самого разрушительного мирового экономического кризиса, продолжавшегося до начала 1933 г. и сменившегося затем длительной депрессией.

При разработке второго и, особенно, третьего пятилетних планов (на 1933 - 1943 гг.) сталинское руководство внесло существенные коррективы в экономическую политику. Выводы из опыта «большого скачка» были сделаны, прежде всего, значительно снижены темпы роста промышленного производства: 16,5% на вторую пятилетку и 14% - на третью.

В целом выполнение заданий второго и третьего пятилетних планов шло лучше, чем первого. Сбой в росте производства произошел в 1937 - 1939 гг. в связи с репрессиями, которые обрушились на руководителей предприятий и инженерно-техническую интеллигенцию. Выполнение третьего пятилетнего плана было прервано войной.

Крутой поворот в политике индустриализации, осуществленный в конце 1929 - первой половине 1930 гг., предопределил резкие изменения в аграрной политике сталинского руководства. Первый пятилетний план не предусматривал проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства, однако в 1929 г. в статье Сталина «Год великого перелома» этот курс был провозглашен. Вскоре принимается решение о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».

В процессе форсированной коллективизации были допущены грубейшие административные перегибы и извращения, вызвавшие массовое недовольство крестьян. Оно проявилось в огромном количестве писем в органы власти, в массовом забое скота, самоликвидации хозяйств, в политических выступлениях против властей.

Всего за январь - март 1930 г. произошло около 2200 массовых выступлений, в которых участвовало более 700 тыс. человек. В этих условиях сталинское руководство дало директивы о ликвидации перегибов при организации колхозов и нормализации политической обстановки в деревне. Однако в 1931 г. началась новая волна раскулачивания и коллективизации, к концу 1932 г. сплошная коллективизация в основном была завершена: в колхозах состояло 62,4% крестьянских хозяйств.

Каковы же были социально-экономические последствия сталинской «революции сверху» в сельском хозяйстве? В результате форсированной коренной ломки веками сложившихся хозяйственных форм и уклада деревенской жизни задания пятилетки не только не были выполнены, но и произошел спад производства продукции во всех отраслях: снизилась урожайность зерновых, сократилось поголовье скота. Вследствие падения производства, изъятия у крестьянства большой части продукции и засухи 1931 и 1932 гг. южные районы страны зимой и весной 1932 - 1933 гг. поразил голод, в результате которого погибло от 3 до 4 млн. человек. Произошел процесс «раскрестьянивания» деревни, образования нового социального слоя - колхозников, которые были отделены от средств производства, лишены собственности на производимую продукцию и права распоряжаться ею по своему усмотрению. Окончательно коллективизация была завершена в годы второй пятилетки. К концу 1937 г. по СССР в колхозы было вовлечено 93% всех крестьянских хозяйств. Анализируя результаты форсированного рывка конца 20-30-х годов, большинство исследователей отмечают, что экономический скачок у нас состоялся. С точки зрения экономического прогресса в стране осуществился переход к индустриальному типу производства. По общему объему промышленного производства страна вышла на 2-е место в мире и 1-е - в Европе. Национальный доход за 1929 - 1941 гг., вырос более чем в 5 раз, валовая продукция - в 3,5 раза. В социально-экономическом плане произошла смена многоукладной экономики специфическим вариантом деформированной «социалистической» (в действительности - государственно-монополистической) экономики. Изменилась социально-классовая структура общества. Были ликвидированы нэпманская буржуазия и социальный слой зажиточного крестьянства - кулачество. Многократно возросла численность рабочего класса, повысился его образовательный и культурный уровень. Вместо единоличного крестьянства возник новый класс - колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная советская интеллигенция. Это был стремительный процесс насильственного преобразования экономики и социальной структуры общества, установления его новой модели под флагом социализма.

Формирование тоталитарного режима власти Сталин осуществлял, прикрываясь собственным истолкованием марксистского учения о диктатуре пролетариата. Он выхолостил из него то положение, что власть пролетариата выступает как диктатура по отношению только к эксплуататорским классам и является широкой демократией для трудящихся. Он же установил режим диктатуры и внутри партии, и по отношению ко всему народу.

Каковы основные черты тоталитаризма? Выделяют следующие базовые признаки этого феномена: 1) централизованная система управления экономикой и контроля ее развития в целом; 2) господство единственной массовой партии, ставшей, по сути, партией-государством; 3) навязывание всему обществу моноидеологии; 4) система всеобъемлющего и всепроникающего полицейского контроля, в том числе тайного, за образом действия и мышления людей, особенно политически неблагонадежных.

Заняв пост генерального секретаря ЦК ВКП(б) в 1922 г., Сталин начал исподволь сосредотачивать власть в руках партийного аппарата и партийной номенклатуры, формируемых по принципу личной преданности. Эти опоры власти помогли ему во внутрипартийной борьбе 1923 - 1929 гг. одержать верх над фракцией Троцкого, «новой оппозицией» Зиновьева - Каменева, троцкистско-зиновьевским блоком и группой Бухарина - Рыкова. Став единоличным лидером, он сосредоточил в своих руках всю полноту власти. С 1929 г. начал складываться культ личности Сталина. Отправным моментом стал его 50-летний юбилей. На XVII съезде ВКП(б) (1934 г., январь) культ личности Сталина достиг своего апогея. Его возвели в сан «великого вождя советского народа и всего мирового пролетариата».

В результате совершился переход от монопольного господства одной партии к режиму личной власти Сталина. В укреплении этого режима особая роль отводилась карательным органам Советского государства: ОГПУ-НКВД. прокуратуре, судам. Была подведена законодательная база под судебное и внесудебное преследование представителей бывших эксплуататорских классов и сословий, оппозиционеров, инакомыслящих, всех несогласных с политическим курсом Сталина.

Маховик репрессий, начавший набирать обороты в конце 20-х-начале 30-х годов, приобрел характер массового террора в середине и второй половине 30-х годов. Поводом к ним послужило убийство С.М.Кирова 1 декабря 1934 г. Власти тотчас же приняли чрезвычайные меры. 1935 - 1938 гг. представляют собой вершину сталинских репрессий. Масштабы этих репрессий установить точно не представляется возможным. Разные исследователи утверждают, что количество заключенных в Советском Союзе в конце 30-х годов составляло от 3 до 5 млн. человек. Разворот массовых репрессий обусловил создание системы исправительно-трудовых учреждений, находящихся в подчинении созданного при ОГПУ в 1930 г. Главного управления лагерей (ГУЛАГ). Заключенные этих лагерей использовались на лесозаготовках, в деревообрабатывающей промышленности на новостройках пятилеток.

Усиление репрессивного законодательства и пик массовых репрессий совпали по времени с принятием Конституции СССР 1936 г., которая была объявлена советской пропагандой «самой демократической конституцией в мире». Она закрепила те экономические и социальные преобразования, которые произошли в результате политики «большого скачка». Были провозглашены также гарантии прав советских людей на отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости. Утверждалась новая избирательная система в советы всех уровней на основе полного, всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании. Однако зафиксированные в Конституции основные демократические права человека и принципы судопроизводства находились в несовместимом противоречии с реальностью, которая существовала в стране в 30-е годы.

Наряду с созданием тоталитарного режима власти, в 30-е годы завершается процесс формирования административно-командной системы управления народным хозяйством страны. В чем заключалась основная сущность АКС? В 1932 г. ВСНХ был преобразован в три наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. Ликвидируются облсовнархозы, создаются областные отраслевые управления, а для руководства многими крупными предприятиями - институт уполномоченных Наркомтяжпрома и Наркомлеспрома. К концу 30-х годов количество наркоматов возрастает до 20. Таким образом, создается строго централизованная система управления предприятиями по вертикали, вместо принципов нэпа утверждаются командно-административные методы руководства народным хозяйством. Эту систему пополняют такие чрезвычайные органы, как политотделы МТС и совхозов, на железнодорожном, водном транспорте, в гражданском воздушном флоте, созданные в 1933 - 1934 гг.

Таковы основные черты политической системы, которая утвердилась в СССР в конце 20-х - 30-е годы.

В крайне напряженной международной атмосфере конца 20-х - 30-х гг. внешняя политика СССР прошла три основных этапа: 1) 1928-1933 гг. - в Европе союзнические отношения с Германией, противостояние буржуазно-демократическим странам, на Востоке - продвижение в Китай и активизация в Афганистане и Иране; 2) 1933-1939 гг. - сближение с Англией, Францией и США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить сферы влияния на Востоке и избежать прямой конфронтации с Японией; 3) 1939-июнь 1941 г. - сближение с Германией и Японией.

В условиях нарастания агрессии со стороны гитлеровской Германии и ее союзников в 30-е годы Советский Союз предложил создать систему коллективной безопасности в Европе путем заключения системы договоров, которые делали бы невозможным развязывание войны в Европе.

В 1934 г. СССР вступает в Лигу наций. В 1935 г. заключаются договоры о взаимопомощи с Францией, Чехословакией. Позиция Англии, не желавшей усиления СССР и не доверявшей сталинской дипломатии, не позволила создать такую систему. С середины 30-х годов мир втягивался в новую войну. Советское государство до середины 30-х годов, хотя и не всегда последовательно, демонстрировало свое миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с капиталистическими странами. Однако набиравшие силу в эти годы административные методы руководства во внутриполитической жизни находили отражение и в международной политике.

Агрессия Германии заставила Англию и Францию пойти весной 1939 г. на переговоры с СССР, которые, однако, к середине августа 1939 г. зашли в тупик. Ответственность за это несли обе стороны. Англия и Советский Союз не проявили готовности к компромиссу.

23 августа 1939 г. был заключен пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. Суть договора содержалась в четырех статьях секретного протокола. В нем говорилось о разграничении «сфер влияния» в Восточной и Юго-Восточной Европе. Финляндия, Эстония, Латвия, Бессарабия признавались сферой влияния СССР. Несколько позже, по «Договору о дружбе и границах» между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г. в «сферу влияния» Советского государства была включена Литва. Предусматривалось включение в состав Советского государства восточных областей Польши.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война. 17 сентября 1939 г. части Красной Армии вступили в Западную Украину и Западную Белоруссию, а вскоре было оформлено присоединение этих территорий к СССР. Они вошли в состав соответственно Украинской и Белорусской союзных республик.

К осени 1939 г. обострились отношения с Финляндией. Обе стороны были настроены бескомпромиссно. 30 ноября советские войска вторглись в Финляндию. Война затянулась, возникла реальная угроза вмешательства в нее Великобритании и Франции на стороне Финляндии. Поэтому 12 марта 1940 г. пришлось пойти на заключение мира, по которому Советский Союз получил город Выборг с прилегающей территорией на Карельском перешейке и порт Петсамо на севере.

Параллельно с советско-финским конфликтом важные процессы происходили в Прибалтике. При поддержке правительства СССР левые политические силы прибалтийских стран во главе с коммунистами добились отставки прибалтийских правительств, формирования органов власти, занявших дружественную к Советскому Союзу позицию, введения дополнительно крупных воинских частей. 3-5 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР было принято решение о принятии Литвы. Латвии, Эстонии в состав СССР.

В 1940 г. советское правительство поставило перед Румынией вопрос о возвращении Бессарабии, отторгнутой от советской России в 1918 г., и о передаче Северной Буковины, населенной в основном украинцами. Румыния вынуждена была удовлетворить эти требования. 2августа 1940 г. VII сессия Верховного Совета СССР приняла закон об образовании Молдавской СССР, а Северная Буковина вошла в состав Украины.

Период с осени 1939 г. по июнь 1941 г. характеризовался достаточно активным экономическим и политическим сотрудничеством Советского Союза с фашистской Германией. Благодаря заключенным соглашениям ослаблялась экономическая блокада Германии со стороны Англии. В то же время Советский Союз получал из Германии первоклассное промышленное оборудование.

В целом внешняя политика Советского Союза в 1939 - 1941 гг. обеспечила почти два года мирной жизни, укрепление обороноспособности страны. Вместе с тем она привела к таким негативным последствиям, как изоляция от западных демократий, переход в стан врагов СССР Финляндии и Румынии, определенное укрепление позиций Германии.

 

 

1. Место и роль гуманитарного права («права войны») в системе международного права

2. Нормы и принципы международного права, применяемые в период
вооруженных конфликтов, их основное содержание

3. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов